Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. № 1138-р, является документом планирования, определяющим в соответствии с вызовами, стоящими перед уголовно-исполнительной системой Российской Федерации, цели и приоритетные направления ее развития на указанный период в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также с учетом международных норм и стандартов. В качестве целей определены, в частности:
«исправление осужденных, предполагающее обеспечение исполнения наказания в условиях, не унижающих человеческого достоинства, соответствующих законодательству Российской Федерации и международным стандартам, совершенствование воспитательной, психологической и социальной работы с осужденными, направленное на формирование уважительного отношения к обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития;
повышение эффективности уголовно-исполнительной системы, предусматривающее совершенствование организации ее деятельности, оптимизацию учреждений, обеспечение безопасности, развитие производства и формирование высокомотивированного и профессионального кадрового потенциала» [1].
В числе основных направлений совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в Концепции указано в том числе совершенствование производственно-хозяйственной деятельности, одним из путей которого указана реализация наиболее перспективных направлений производственной деятельности.
На парламентских слушаниях, посвященных теме обеспечения государственными и муниципальными заказами учреждений уголовно-исполнительной системы, которые прошли в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 26.03.2019, председателем В.И. Матвиенко было отмечено, что развитие производственного сектора ФСИН России – это очень важный шаг, решающий сразу несколько задач: погашение исков, компенсация расходов на содержание осужденных, социализация лиц, находящихся в местах лишения свободы. Директор ФСИН России в своем выступлении на Совете Федерации подчеркнул, что наиболее экономически эффективным для увеличения трудовой занятости осужденных является швейное производство, высокий потенциал имеется также у дерево- и металлообрабатывающих производств [2].
Одним из ключевых моментов организации производственной деятельности является наличие квалифицированного персонала, способного эффективно решать поставленные задачи. Квалификация предполагает профильное базовое образование или переподготовку, возможность её повышения и приобретения необходимого опыта. Целью исследования является обоснование целесообразности подготовки специалистов с высшим экономическим и техническим образованием для производственных подразделений органов и учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
Материалы и методы исследования
С целью получения объективных данных о состоянии кадрового обеспечения производственного сектора уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в сентябре 2020 г. было проведено анкетирование всех территориальных органов ФСИН России.
Методологическую основу исследования составили статистический метод, анализ, синтез, системно-структурный, формально-логический методы.
Результаты исследования и их обсуждение
Выявлено, что в 76 территориальных органах ФСИН России имеются производства по профилю легкой промышленности, в 74 – занимаются деревообработкой и в 73 – металлообработкой. Широко распространенным видом деятельности является также производство сельскохозяйственной продукции.
Штатная численность производственного персонала составляет 3474 аттестованные должности и 10391 вольнонаемный, укомплектовано соответственно 3137 и 7131,3, некомплект, таким образом, составил 9,7 % и 31,4 %. При этом 52 территориальных органа отметили, что испытывают трудности с укомплектованием должностей в производственных подразделениях, вместе с тем потребность в аттестованных сотрудниках и вольнонаемных работниках не показывают соответственно 14 и 13 субъектов. Среднегодовая потребность в аттестованных сотрудниках показана в количестве 316 единиц, в вольнонаемных работниках – 1361.
Проанализировав возрастной состав сотрудников, можно сделать вывод о том, что аттестованные должности занимают в основном лица до 40 лет, что составляет более 2/3 от общего числа сотрудников. При этом доля сотрудников старше 45 лет составляет 11 %, а старше 50 лет – всего 2 % (рис. 1).
Рис. 1. Возрастной состав аттестованных сотрудников
Рис. 2. Возрастной состав вольнонаемных работников
Более половины вольнонаемных должностей занято лицами старше 45 лет, а 30,3 % – старше 50 лет, при этом работников моложе 40 лет 29 %, а до 30 лет – всего 9 % (рис. 2).
Профильное образование имеют 58,5 % аттестованных сотрудников, причем в 35 территориальных органах эта доля не превышает 50 %. Из вольнонаемных работников профильное образование имеют 42,2 %, в 53 территориальных органах их доля не более 50 %, а в 25 – менее 1/3 от общего числа.
Годовая потребность в переподготовке по профилю легкой промышленности показана в 529 единиц, по профилю деревопереработки – 320 и металлообработки – 254 единицы.
Данные цифры характеризуют проблемы кадрового потенциала производственного сектора уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, влияющие в том числе на его развитие. Полученные показатели позволяют сделать вывод о том, что на настоящий момент имеется потребность в подготовке и переподготовке кадров для производственных подразделений УИС. Для разрешения проблемы недокомплекта можно пойти двумя путями, один из которых – привлечение выпускников гражданских вузов, второй – подготовка специалистов непосредственно в ведомственных образовательных организациях.
Привлечение выпускников из гражданских вузов менее эффективно, так как они не обладают всеми необходимыми компетенциями. В гражданских вузах не изучаются такие дисциплины, как пенитенциарная психология, пенитенциарная педагогика, организация трудовой адаптации осужденных и ряд других, характеризующих именно ведомственную направленность образовательного учреждения. Со студентами в течение всего периода обучения не проводится комплекс воспитательных мероприятий, направленных на укрепление правосознания будущих сотрудников, сознательного отношения к службе, нетерпимости к коррупционным проявлениям. Во многих случаях на более низком уровне в гражданских вузах также реализована практическая направленность обучения, не столь развита учебно-материальная база. В этой связи затраты на их переподготовку и дополнительное обучение значительно возрастают по сравнению с тем, как если бы на их место приходили готовые специалисты, получившие профильное образование в ведомственных вузах, где ими уже были получены знания в области пенитенциарной психологии и педагогики, воспитательной работы с различными категориями осужденных, организации производства с учетом реально имеющегося технологического оборудования.
Выпускники гражданских вузов не смогут в полной мере получить необходимые компетенции и в ходе первоначальной профессиональной подготовки, поскольку таковые в ней отсутствуют [3]. Программа профессионального обучения граждан, впервые принятых на службу в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, не затрагивает вопросы организации трудовой адаптации осужденных.
Выпускники ведомственных вузов в состоянии решать вопросы производственного сектора ФСИН России, в том числе вопросы организации трудовой занятости осужденных, обучения, подготовки и переподготовки, создания надлежащих и безопасных условий труда. Система ведомственных образовательных учреждений имеет многолетний положительный опыт подготовки специалистов для производственно-хозяйственного сектора с высшим техническим и экономическим образованием, выпускники всегда являлись востребованными, их профессиональная компетентность высоко оценивалась руководством территориальных органов и учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, закрепляемость также находилась на хорошем уровне. Данные показатели всегда превышали значения, определенные Программой развития системы ведомственного профессионального образования, и составляли более 90 %.
С этой точки зрения комплектование производственных подразделений квалифицированными специалистами, способными организовать не просто выпуск продукции, даже с учетом специфических условий, но и правильно мотивировать осужденного к труду, позволяет наиболее эффективно организовать данный процесс.
Кроме того, эффективная организация производственной деятельности важна и для извлечения максимальной прибыли. Однако в настоящее время только четверть персонала производственных подразделений являются аттестованными сотрудниками, что является проблемой, поскольку при такой кадровой необеспеченности невозможно запустить какое-либо серьезное производство с целью извлечения максимальной прибыли. Вольнонаемные сотрудники далеко не всегда обладают теми профессиональными компетенциями, которые бы позволили решить поставленные ФСИН России задачи.
Таким образом, подготовка квалифицированных кадров для производственных подразделений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации является актуальной задачей, решить которую в полной мере невозможно без ведомственных образовательных учреждений.
Основными видами производств в настоящее время являются швейное, деревопереработка и металлообработка, а также сельское хозяйство, причем в одном учреждении могут присутствовать различные виды. На первый взгляд, целесообразной представляется подготовка выпускников по основным профилям легкой промышленности и деревопереработки, в условиях ведомственного вуза имеется возможность также организовать переподготовку на старших курсах по одному из дополнительных профилей из числа указанных выше. Реализовывать программы можно на старших курсах, когда освоены такие общие для всех учебные дисциплины, как математика, физика, теоретическая механика, прикладная механика, метрология, стандартизация и сертификация и ряд других. Кроме того, такие дисциплины, как анализ хозяйственной деятельности, регламентация и нормирование труда, и прочие из экономического блока уже изучаются или будут изучаться в рамках основной образовательной программы. Поскольку освоение программы переподготовки предполагается осуществлять параллельно основной, оптимальным представляется объем порядка 300 ч, при этом в интересах дополнительной профессиональной программы можно задействовать также производственную практику в конце третьего курса.
Вместе с тем при таком подходе имеется и ряд проблем. Многие образовательные программы технического профиля, а вышеперечисленные к ним относятся, не пользуются популярностью у потенциальных абитуриентов. Кроме того, образовательные и профессиональные стандарты ориентированы на изучение самого современного оборудования и технологий, которые априори не могут быть реализованы в условиях исправительных учреждений. Проблема многопрофильности и быстрой адаптации выпускника к любому из четырех вышеперечисленных производств также полностью не решается даже с учетом переподготовки.
Заключение
Выходом в данной ситуации может стать подготовка выпускников по одной из образовательных программ блока «Экономика и управление», а именно 38.03.01 «Экономика» (уровень бакалавриата), 38.03.02 «Менеджмент» (уровень бакалавриата) или 38.05.01 «Экономическая безопасность» (уровень специалитета). В рамках указанных образовательных программ возможно формирование у обучающихся профессиональных компетенций, направленных на работу со спецконтингентом, а также базовых знаний, умений и навыков по организации вышеуказанных производств на уровне, достаточном для учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. При этом от обучающихся не требуется одновременного освоения дополнительной профессиональной программы – программы профессиональной переподготовки.
Основная образовательная программа по специальности 38.05.01 «Экономическая безопасность» выглядит даже более предпочтительной, поскольку предусматривает реализацию в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка. В образовательном стандарте поколения ФГОС 3+ по специальности «Экономическая безопасность» в качестве одной из специализаций указывалась «Организация производства на режимных объектах» [4]. В образовательных стандартах поколения ФГОС 3++ прямое указание на специализации отсутствует, перечисляются лишь типы задач профессиональной деятельности выпускников, при этом организация производства на объектах ФСИН России и трудовой адаптации спецконтингента может быть отнесена к правоприменительной деятельности. В образовательном стандарте указывается также, что «выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность в других областях профессиональной деятельности и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника» [5]. Одна из профессиональных компетенций может быть реализована в следующей формулировке: «Способен организовывать производственную деятельность в учреждениях и органах УИС, разрабатывать программы их развития на основе рационального использования производственных ресурсов для изготовления конкурентоспособной продукции с целью минимизации издержек и получения максимальных финансовых результатов в производственных подразделениях учреждений и органов УИС».
Такой подход позволит на более высоком уровне организовать деятельность центров трудовой адаптации осужденных, гибко реагировать на необходимость создания новых производств¸ а также более эффективно решать проблемы ресоциализации и погашения исков.