Несмотря на то, что многофункциональное развитие сельских территорий продолжается, сельское хозяйство продолжает оставаться важной частью экономики, которая имеет решающее значение для уровня жизни и социально-экономического развития стран и регионов. Следовательно, сельское хозяйство влияет на экономический рост, оказывая при этом значительное воздействие на природные и экологические условия. Значение сельского хозяйства выросло с годами. Факторы, влияющие на сельское хозяйство, в первую очередь включают природные, социально-экономические и институциональные условия [1]. В сельских районах сельское хозяйство определяет ключевые функции и виды использования земли, а также влияет на природную среду и ландшафт. Благодаря своей местной экономической функции оно предоставляет возможности для социально-экономического развития, предлагая рабочие места большой группе сельских жителей. Несомненно, это дает импульс преобразованию сельских районов, даже несмотря на то, что технический прогресс значительно снизил спрос на сельскохозяйственную рабочую силу, что также снизило экономическое значение сельского хозяйства.
Кроме того, сельское хозяйство выполняет множество других функций как социального, так и экономического характера. При оценке важности сельского хозяйства для местного развития, особенно в сельских районах, необходимо учитывать двунаправленное взаимодействие: с одной стороны, сельское хозяйство может трансформировать сельские районы, оказывая влияние на ландшафт или развивая одну из своих функций – производство продуктов питания. Оно также создает рабочие места не только в самом сельскохозяйственном секторе (который требует все меньше и меньше рабочей силы, как упоминалось ранее), но также в его деловой и институциональной среде. Это включает в себя развитие других звеньев агробизнеса, в первую очередь сектора агропродовольственной обработки, который обслуживает местный рынок, одновременно повышая его роль как экспортера. Отметим, что большая часть перерабатывающих предприятий (а также производителей и распространителей средств производства для сельского хозяйства) расположена либо в сельской местности, либо в малых городах.
С другой стороны, уровень и цель местного развития влияют на развитие сельского хозяйства.
Таким образом, тенденции развития сельскохозяйственной деятельности сопряжены с множеством факторов различного характера и требуют мониторинга на предмет повышения устойчивости в случае роста системных рисков. Для стабильного развития сельского хозяйства как одной из приоритетных отраслей народного хозяйства и обеспечения общественного благополучия необходимо устойчивое обеспечение воспроизводственных процессов в сельскохозяйственной деятельности финансовыми потоками, которые способствуют укреплению финансовой дисциплины сельскохозяйственных организаций. Соответственно, предметом данного исследования выступает совокупность экономико-организационных отношений, возникающих в процессе формирования и реализации механизма мобилизации и распределения финансовых ресурсов с использованием современных методов и инструментов альтернативного финансирования.
Цель данной статьи направлена на выявление перспектив использования потенциала инвестиционных платформ в финансировании российского сегмента сельскохозяйственного производства.
Материалы и методы исследования
Достижение поставленной цели исследования основано на использовании общенаучных методов анализа (динамический, сравнительно-сопоставительный, структурный) и логического обобщения. В работе применен системный подход, выражающийся в обобщении методик к оценке современного состояния финансовой составляющей в сельскохозяйственной деятельности и роли альтернативных финансовых инструментов в обеспечении денежными ресурсами воспроизводственных процессов сельскохозяйственной отрасли национальной экономики. На первом этапе исследования представлена роль сельского хозяйства в формировании добавленной стоимости валового внутреннего продукта в отдельных странах мира с использованием статистического материала Организации Объединенных Наций. Следующая часть исследования включает оценку финансового состояния сельскохозяйственного сектора российской экономики по показателю уровня рентабельности в сравнении с другими секторами. Используя литературный обзор по альтернативным финансовым инструментам, предложена схема взаимодействия между инвестиционными платформами и субъектами сельскохозяйственной деятельности в России. Источниками статистической информации послужили данные Федеральной службы государственной статистики, Организации Объединенных Наций и данные Банка России.
Результаты исследования и их обсуждение
В наиболее развитых странах как доля сельскохозяйственной рабочей силы, так и доля сельского хозяйства в макроэкономических показателях (в основном включая ВВП) составляет всего несколько процентов (рис. 1).
Рис. 1. Доля сельского хозяйства в ВВП развитых стран [2]
Рис. 2. Рентабельность отраслей российской экономики за 2017–2020 гг. [5]
Тем не менее сельское хозяйство поставляет продукты питания, имеющие стратегическое значение с социальной точки зрения, независимо от технического прогресса.
Одной из тенденций современной экономики является снижение рентабельности сельскохозяйственного производства по сравнению с другими секторами в развитых странах [3]. В контексте местного развития это часто приводит не только к относительному снижению экономического значения сельского хозяйства, но и к сокращению посевных площадей, что иногда приводит к полному прекращению его использования. Это особенно остро прослеживается в районах, расположенных рядом с хорошо развитыми крупными городами, где конкуренция за землю способствует несельскохозяйственной деятельности, такой как промышленная деятельность, сфера услуг или развитие земель (пригород).
Однако для российской экономики иная картина в сравнительном состоянии рентабельности сельского хозяйства и других секторов народного хозяйства (рис. 2).
Уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций России находится в диапазоне выше среднесекторального значения. Подобная картина может сложиться в условиях неоднородности сельскохозяйственных организаций по их размерам и доступу к источникам финансирования. Например, крупные агрохолдинги располагают большими возможностями в привлечении государственной поддержки в сравнении с фермерами и домохозяйствами, осуществляющими сельскохозяйственную деятельность в основном за счет собственных накоплений или кредитования [4].
Инвестиционные решения, принимаемые фермерами, являются результатом комбинированного воздействия экзогенных и эндогенных факторов. В первую группу входят условия поставки; доступность и стоимость производственных ресурсов; экономическая политика, в основном включая аграрную, денежно-кредитную и фискальную политику; уровень инфляции; процентная ставка; правовое регулирование; и спрос на производимое сырье. В более общем смысле развитие сельского хозяйства (и, как следствие, инвестиционный потенциал) также зависит от уровня развития страны [6].
В свою очередь, к эндогенным факторам относятся экономическое и финансовое положение хозяйств; сложность используемых технологий производства; степень износа основных средств; уровень знаний и возраст руководителей хозяйств. Следовательно, эти факторы во многом являются результатом производственного потенциала сельского хозяйства. Решения об инвестициях также зависят от уровня социального и человеческого капитала фермеров. По словам Вилкина и Нуржиньской, разрыв в образовании между городской и сельской местностью постепенно сокращается [7]. Важным аспектом в этом контексте являются конкретные навыки, необходимые для обращения за финансовой помощью; это требует определенных усилий, необходимых для получения доступа к информации о схемах поддержки, подготовки необходимых документов и, как это часто бывает, привлечения внешнего капитала для целей предварительного финансирования. Таким образом, подача заявки сильно зависит от отношения фермеров к инвестициям и сельскохозяйственной политике. Принятие сельскохозяйственной политики фермерами является важным фактором успеха в ее реализации и ключевым фактором, способствующим ее изменениям.
Одним из существенных ограничений производительности сельского хозяйства является неспособность фермеров получить доступ к кредитам из-за предполагаемого риска и нестабильности сектора. Самым важным является то, что банки и другие финансовые учреждения по-прежнему очень неохотно финансируют сельскохозяйственные проекты, о чем свидетельствуют жесткие условия кредитования. Нельзя недооценивать важную роль сельскохозяйственного сектора в экономическом росте и развитии, особенно в достижении целей устойчивого развития к 2030 г.
В различных исследованиях была изучена и очевидна значительная роль доступа фермеров к финансам для покупки сельскохозяйственной техники и другого сельскохозяйственного инвентаря для улучшения сельскохозяйственного производства [8]. Однако мелкие фермеры имеют плохой доступ к кредитам, и в результате их неспособности предоставить обеспечение по ссудам возникает побочный эффект неопределенности в сельском хозяйстве [9].
Мелкие фермеры, неспособные поддержать заявки на получение ссуды необходимым залогом, испытывают трудности с доступом к кредитам и сталкиваются с задержками в производстве своей сельскохозяйственной продукции. Однако для крупных домохозяйств с соответствующими размерами ферм внешнее финансирование и крупные сельскохозяйственные угодья положительно коррелированы [10]. То есть домохозяйства с большими сельскохозяйственными угодьями имеют больше шансов получить доступ к кредитам, чем мелкие землевладельцы.
Цели инвестиций в сельское хозяйство отличаются от целей, преследуемых другими экономическими агентами. Однако у инвестиций в сельское хозяйство есть определенные особенности. Природные факторы являются доминирующими детерминантами сельскохозяйственного производства, поэтому риск инвестиций в сельское хозяйство усиливается из-за потенциальных неблагоприятных воздействий на окружающую среду. По многим другим объективным универсальным причинам рентабельность инвестиций в сельское хозяйство ниже, чем в других секторах. Инвестиции требуют, чтобы фермеры несли чрезвычайно большие расходы в один момент времени. Между тем они сталкиваются с барьером низкой рентабельности сельскохозяйственного производства и имеют значительно меньшую способность накапливать собственные средства для реинвестирования, поэтому они поддерживаются в рамках политики государственного стимулирования. Ограниченный доступ к внешнему капиталу представляет собой более серьезный барьер для инвестиций в сельское хозяйство, чем внутренние бюджетные ограничения [11]. В сочетании с ростом цен на ресурсы и снижением цен на продаваемую продукцию отсутствие внешних источников финансирования может снизить прибыль фермерских хозяйств и, таким образом, поставить под угрозу их финансовые ресурсы.
В условиях недостаточной эффективности государственной поддержки сельскохозяйственного производства и высокого уровня ограничений банковского агрокредитования возрастает необходимость поиска дополнительных источников фондирования сельскохозяйственной деятельности. Все больше экономических субъектов прибегают к использованию персонализированного кредитования и поиска инвестиций, который выражается в собирательном направлении финансовой деятельности – краудсорсинге. В частности, в структуру народного финансирования входит наиболее востребованное в мире направление мобилизации финансового капитала для осуществления деятельности за счет физических лиц – краудфандинг.
Стоимость глобальных краудфандинговых транзакций будет продолжать расти в течение следующих нескольких лет. Данные на рис. 3 показывают, что в период с 2020 по 2023 г. стоимость транзакций во всем мире будет ежегодно расти со скоростью 12 %. Исходя из этого показателя, общая стоимость краудфандинговой транзакции в 2023 г. составит 11,98 млрд долл., а в этом году – 8,54 млрд долл. Кроме того, данные показывают, что в 2021 г. стоимость глобальных краудфандинговых транзакций составит 9,96 млрд долл., что примерно на 14 % больше по сравнению с оценками 2020 г. Аналогичными темпами развивается система краудфинансов и в России.
Рис. 3. Объемы финансирования через платформы краудфандинга в глобальной экономике [12]
Рис. 4. Принципы работы инвестиционной платформы в России
Направление альтернативных финансов развивается стремительными темпами, о чем говорит расширение регуляторного направления работы Банка России, который с 2020 г. осуществляет контроль деятельности инвестиционных платформ в России. За прошедший 2020 г. общая денежная оценка проведенных сделок российским сегментом инвестиционных платформ в краудфандинге составила более 7 млрд руб., из которых 4 млрд руб. приходится на сферу малого и среднего бизнеса. Данный результат аналогичен значениям в 2019 г., но несколько ниже 2018 г., когда объем совершенных операций составил 11 млрд руб. При этом подавляющая величина совершенных сделок приходится на направление краудлендинга (более 60 %) [13].
С 2020 г. Банком России регулируется деятельность инвестиционных платформ, которые воплощают в себе признаки краудсорсинга. В соответствии с ФЗ № 259 предусмотрено использовать различные формы краудфандинга в целях привлечения дополнительного финансового капитала для осуществления сельскохозяйственной деятельности [14] (рис. 4).
Соответственно, формы финансирования в рамках краудлендинга и краудинвестинга предусматривают применение персонализированного кредитования и инвестирования в формате как между физическими лицами, так и между физическими и юридическими лицами, что значительно расширяет возможности мобилизации дополнительного финансового капитала.
Таким образом, использование инструментов краудфандинга в финансировании сельскохозяйственной деятельности имеет обоснованные перспективы. Если сопоставить отраслевые особенности сельскохозяйственной деятельности и возможности краудфандинга, то при построении механизма взаимодействия указанных сфер предполагается модель, представленная на рис. 5.
Рис. 5. Взаимодействие краудфандинга и сельскохозяйственной деятельности
Заключение
Активное и полномасштабное внедрение возможностей краудфандинга в отечественном сегменте сельскохозяйственного производства позволит решить проблемы, связанные с сезонностью и географической ограниченностью сельскохозяйственной деятельности экономических субъектов. При этом возможно решение ряда вопросов по улучшению социального эффекта для сельского населения, повышению производительности труда в агроорганизациях и фермерстве.
Краудфандинг в России может стать полноценной и привлекательной альтернативой банковского кредита для сельского хозяйства на фоне достаточно высоких требований со стороны финансовых институтов, особенно в части необходимости обеспечения залогового имущества. При этом стоит отметить, что микрокомпании сельхозотрасли, штат которых зачастую не превышает и пяти человек, в принципе «отрезаны» от получения дополнительного внешнего финансирования на традиционном рынке капитала.