Современная геополитическая ситуация, снижение цен на энергоресурсы, вооруженные конфликты, экономические войны вместе с развитием процессов глобализации (т.е. распространением влияния на многие страны или по всему миру в целом), распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19), приведшей к началу мировой экономической рецессии, обуславливают необходимость перманентной работы по обеспечению экономической безопасности государства и соблюдению национальных интересов.
Процессы цифровизации экономики России определяют потребность в быстром и одновременно аккуратном реагировании сложившейся системы государственного управления на современные «цифровые вызовы». В последние десятилетия стремление к открытости для внешних партнеров привело к утрате многих направлений влияния, потере части рынков, ослаблению позиций страны во внешней политике.
Недостаточный контроль в экономике привел к притоку спекулятивного капитала, росту экономических преступлений и масштабов теневой составляющей. Как результат, в Российской Федерации сложился системный кризис, к которому добавляются явления нестабильности на финансовых рынках, вызванные спекулятивными операциями и оттоком капитала за границу. Особенно важная роль в соблюдении национальных интересов и обеспечении национальной безопасности принадлежит силовым структурам и экономическим институтам, в задачу которых входит либо прямая обязанность обеспечения национальной безопасности, либо содействие социально-экономическому развитию. В современной отечественной научной и учебной литературе исследования роли и места таможенных органов Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности в условиях глобализации внешней торговли получили широкое освещение.
Несмотря на довольно высокую проработанность проблем, которые поднимаются исследователями, остаются вопросы, связанные с совершенствованием инструментария таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в механизме обеспечения национальной безопасности России.
Цель исследования состоит в концептуальном модельно-целостном обобщении теоретико-правовых положений и разработка практических рекомендаций по формированию и развитию инструментария таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в механизме обеспечения национальной безопасности России.
Материалы и методы исследования
Решение задач научного исследования основывается на методах: логический, сравнительный и структурный анализ, синтез, сравнение, наблюдение. Исследование опирается на методологический принцип единства теории и практики.
Обоснованность выдвигаемых положений, выводов и рекомендаций подтверждается полнотой использования и критическим анализом литературных источников, применением системного подхода к исследованию. Достоверность полученных результатов обеспечивается: применением современной научной методологии исследования; использованием комплекса методов научного познания: сравнительный и системный анализ, синтез; использованием достоверной информации (аналитических данных и обзоров, материалов монографических исследований, материалов периодических изданий, ресурсов сети Интернет) и адекватных методов ее обработки (приемов сравнительного анализа, индукции и дедукции); обоснованием теоретических выводов с использованием разнообразной библиографической базы.
Результаты исследования и их обсуждение
Таможенно-тарифное регулирование, включающее ввозные и вывозные таможенные пошлины, является центральным компонентом государственного регулирования международной торговли [1, с. 84].
Объектом таможенно-тарифных отношений является порядок, складывающийся в связи с введением таможенных пошлин на товары. Предметная область таможенно-тарифного регулирования включает исключительно товары – любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу (в соответствии со статьей 2 ТК ЕАЭС).
Инструментарий таможенно-тарифного регулирования международной торговли, применяемый Российской Федерацией в условиях членства в Евразийском экономическом союзе и ВТО, основан на положениях международного и национального таможенного законодательства и реализуется через упорядоченную совокупность элементов, приведенных на рисунке.
Инструменты таможенно-тарифного регулирования условно можно объединить в две группы средств регулирования внешнеторговой деятельности:
- инструменты, связанные с тарифообразованием, предполагают оценку социально-политических последствий изменения ставок таможенных пошлин, методики тарифообразования и общего объема таможенных операций;
- инструменты, связанные с использованием таможенного тарифа, определением страны происхождения товара, таможенной стоимости и исчисления таможенных пошлин.
Таможенный тариф (применительно к РФ – Единый таможенный тариф ЕАЭС) является основным инструментом таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности государства.
Таможенный тариф представляет собой упорядоченную в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности систему ставок таможенных пошлин.
Основная цель Единого таможенного тарифа ЕАЭС состоит в устранении стоимостных различий между товарами российских и зарубежных производителей.
Важным инструментом таможенно-тарифного регулирования является таможенная пошлина. В соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе» и Таможенным кодексом ЕАЭС, товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС, подлежат обложению таможенной пошлиной.
Основные инструменты таможенно-тарифного регулирования международной торговли, применяемые таможенными органами Российской Федерации
В статье 2 ТК ЕАЭС понятие «таможенная пошлина» трактуется как обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза [2].
Сумма таможенной пошлины, подлежащей уплате, в любой внешнеторговой операции зависит от установленных законодательно ставок. Для целей исчисления таможенных пошлин применяются ставки, действующие на день принятия таможенным органом таможенной декларации, соответствующие наименованию и (или) классификации товаров в соответствии с ЕТН ВЭД ЕАЭС, ЕТТ ЕАЭС [3] и иными нормативными актами Российской Федерации, составляющими законодательную базу таможенного дела.
Размеры ставок таможенных пошлин зависят от следующих основных факторов:
- разновидность товара, перемещаемого через таможенную границу;
- страна происхождения товара – страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке. Приведенным термином может быть обозначена не только страна, но и отдельные её части и регионы, группы государств и их союзы и т.д.
В зависимости от страны происхождения товара законодателем устанавливаются следующие ставки таможенных пошлин:
- базовые – применяются в случае ввоза на таможенную территорию Союза товаров, происходящих из страны, которой предоставляется режим наибольшего благоприятствования. Размер базовых ставок таможенных пошлин составляет 100 % от установленных Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза;
- преференциальные – применяются в отношении товаров, страна происхождения которых является пользователем системы тарифных преференций. В отношении товаров, происходящих из развивающихся стран-пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС, включенных в перечень преференциальных товаров, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 % от ставок, установленных ЕТТ ЕАЭС. В отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран – пользователей системы тарифных преференций ЕАЭС и ввозимых на единую Союза, включенных в перечень преференциальных товаров, применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин;
- максимальные (двойные) – используются в отношении товаров, стране происхождения которых предоставляется режим наибольшего благоприятствования, либо если страна происхождения ввозимых товаров не установлена. Размер максимальных ставок таможенных пошлин составляет 200 % от установленных ЕТТ ЕАЭС.
Приказом ФТС России от 02.08.2012 г. № 1560 установлено, что максимальные ставки в отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, не применяются.
В Едином таможенном тарифе Евразийского экономического союза применяются следующие виды ставок ввозных таможенных пошлин:
1. Адвалорные, устанавливаемые в процентах от таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 3; 5; 6,75 % и т.д.) [3].
2. Специфические, устанавливаемые в зависимости от физических характеристик в натуральном выражении облагаемых товаров (количества, массы, объема или иных характеристик) (13,2 евро за 1000 шт., 0,38 евро за 1 м2 и т.д.) [3].
3. Комбинированные, сочетающие оба перечисленных выше вида ставок ввозных таможенных пошлин (например, 50 %, но не менее 1 евро за 1 кг, 20 %, но не менее 0,36 евро за 1 см3 объема двигателя, 100 %, но не менее 2 евро за 1 л и т.д.) [3].
Исчисление размера таможенных пошлин, подлежащих уплате, производится на основе базы для начисления таможенных пошлин и соответствующего вида ставки таможенных пошлин.
Кроме того, специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с договорами государств – членов Союза и (или) национальным законодательством и взимаются в порядке, предусмотренном ТК ЕАЭС для взимания ввозной таможенной пошлины.
Порядок зачисления и распределения между государствами сумм ввозных таможенных пошлин, обязанность по уплате которых возникла в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, определяется Договором о Евразийском экономическом союзе и соглашением между странами – участницами ЕАЭС.
Ввозные таможенные пошлины подлежат зачислению в национальной валюте на единый счет уполномоченного органа той страны, в которой они подлежат уплате в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС. Нормативы распределения сумм ввозных таможенных пошлин для каждого государства – члена ЕАЭС установлены в следующих размерах:
- Республика Армения – 1,220 %;
- Республика Беларусь – 4,560 %;
- Республика Казахстан – 7,055 %;
- Кыргызская Республика – 1,900 %;
- Российская Федерация – 85,265 % [4].
В 2019 г. доходы федерального бюджета, администрируемые таможенными органами, сократились на 5,5 %, по сравнению с 2018 г., и составили 5 729,1 млрд руб.
Задание по формированию доходов федерального бюджета выполнено на 101,59 % [5].
В январе – августе 2020 г. таможенными органами России в федеральный бюджет перечислено 2 783 млрд руб., что составляет 50,77 % от планового задания, установленного Министерством финансов для ФТС России.
Платежи, взимаемые при ввозе товаров на единую таможенную территорию ЕАЭС, составляют 72,4 % в структуре таможенных платежей. Общая сумма платежей, взимаемых при импорте товаров, за январь – август 2020 г. составила 2 019,5 млрд руб. [5].
Снижение внешнеторговой активности и объема налогооблагаемого импорта на 17 % в январе – августе 2020 г., по сравнению с аналогичным периодом 2019 г., обусловлено сложившейся неблагоприятной эпидемиологической ситуацией в мире.
Принимаемые Правительством РФ меры поддержки отраслей экономики способствуют оживлению внешней торговли, в том числе фиксируется положительная динамика доходов от импорта товаров. Суммарный объем платежей, взимаемых при ввозе товаров, в августе 2020 г. составил 277,75 млрд руб., что превышает значения аналогичного периода 2019 г. на 53 %.
В общем объеме доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, снижается доля экспортной составляющей и по итогам января – августа 2020 г. она составила 25 % (-16,4 % к 2019 г.). Общая сумма платежей, взимаемых при экспорте товаров, за 8 месяцев 2020 г. составила 698,5 млрд руб.
Сокращение экспортных платежей связано в основном с резким изменением конъюнктуры мировых энергетических рынков, снижением цен на углеводороды и их экспорт, с реализацией «налогового маневра» и расширением дальнейших фискальных мер для нефтяного сектора.
Согласно перечню обязательств России перед ВТО, в 2019–2020 гг. импортные пошлины были снижены на 135 пунктов действующего единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза (1,1 % от общего числа товарных подсубпозиций), а с 2020 г. осуществлен переход от тарифной квоты к плоскому тарифу на свинину (до 25 %).
К числу инструментов таможенно-тарифного регулирования, помимо таможенных тарифов, относятся товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, порядок определения страны происхождения и исчисления таможенной стоимости, система таможенных льгот и преференций и др. Такой подход к определению инструментов полностью оправдан и согласуется с изменениями в таможенно-тарифном регулировании внешнеэкономической деятельности, вступившими в силу с образованием ЕАЭС.
Тарифные льготы, предоставляемые товарам, ввозимым на единую таможенную территорию ЕАЭС, применяются независимо от страны происхождения товаров.
По официальным данным таможенной статистики, в 2019 г. таможенными органами России в части контроля правильности классификации товаров:
- принято 42 491 решение о классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС (в 2018 г. – 42 620 решений), доначислено таможенных платежей на сумму 10 233,2 млн руб. (в 2018 г. – 9 248,2 млн руб.), довзыскано 8 519,4 млн руб. (в 2018 г. – 8 159,4 млн руб.);
- возбуждено 1 823 дела об административных правонарушениях по фактам неправильной классификации товаров, доначислено таможенных платежей и наложено штрафов на сумму 138,2 млн руб., взыскано 74,8 млн руб.;
- сформировано 6 694 целевых профиля риска по направлению классификации товаров;
- откорректированы сведения о происхождении товаров по 9 952 ДТ, сумма доначисленных таможенных платежей составила 966,98 млн руб.;
- при контроле обоснованности предоставления тарифного преференциального режима таможенными органами в 2019 г. было отказано в предоставлении (восстановлении) тарифных преференций по 5 737 ДТ на сумму 733,81 млн руб. [5].
В целях совершенствования контроля оборота аналогичных товаров, к которым применяются меры защиты внутреннего рынка, таможенными органами России были составлены и обновлены ранее подготовленные профили рисков в отношении этой категории товаров, что позволило довзыскать более 6 млн руб. антидемпинговых пошлин в 2019 г.
В 2019 г. в соответствии с пунктом 5 части II протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. завершилось поэтапное применение тарифных обязательств, начатое в 2012 г.
В 2019 г. не принималось решения о представлении и применении новых таможенных льгот, в 2020 г. перечень таможенных льгот был расширен мерами по предотвращению распространения коронавирусной инфекции 2019-nCoV:
- решением Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) от 16 марта 2020 г. № 21 утвержден перечень товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС в целях реализации государствами – членами ЕАЭС мер, направленных на предупреждение и предотвращение распространения коронавирусной инфекции 2019-nCoV и в отношении которых предоставляется льгота в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины на срок с 3 апреля до 30 сентября 2020 г.;
- решением Совета ЕЭК от 3 апреля 2020 г. № 33 установлен перечень товаров критического импорта, в отношении которых предоставлялась льгота в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины на срок с 18 апреля по 30 июня 2020 г. [5].
В 2020–2023 гг. основными внешними вызовами для российского внешнеторгового сектора станут устойчиво низкие экономические показатели и риски рецессии крупнейших экономик мира, связанные с последствиями глобальной пандемии, вызванной новой коронавирусной инфекцией [6].
В этих условиях таможенно-тарифная политика России должна быть направлена на повышение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, улучшение структуры товаров во внешней торговле и стимулирование инвестиций, одновременно сдерживая рост внутренних цен, обеспечивая бюджетное функционирование бюджета и прямые и косвенные издержки внешнеэкономической деятельности.
В среднесрочной перспективе может возникнуть необходимость корректировки импортных процентных ставок на основе переговоров между партнерами по ЕАЭС – Арменией, Кыргызстаном и Казахстаном в ВТО о гармонизации таможенных обязательств этих стран и переговоров о вступлении Беларуси в ВТО. Также ЕАЭС, а также перечень товаров из стран – пользователей Единой системы тарифных преференций ЕАЭС, в отношении которых предоставляются тарифные преференции.
В рамках укрепления международного сотрудничества в области поставок нефти и нефтепродуктов, а также в целях следования единому подходу в управлении беспошлинными поставками углеводородов в рамках межправительственных соглашений предполагается расширить применение временных периодических таможенных деклараций при экспорте углеводородов, включив в них соглашения, заключенные с Республикой Казахстан, аналогичные соглашениям, заключенным с Киргизской Республикой, Республикой Беларусь, Республикой Таджикистан, Республикой Южная Осетия, Республикой Абхазия и Республикой Армения.
В период с 2021 по 2023 г. будут рассмотрены меры регулирования внешней торговли [6], основной целью которых является обеспечение реализации принципа эскалации единого тарифа ЕАЭС, в том числе за счет устранения диспропорций между уровнем таможенных пошлин на комплектующие изделия и производимую продукцию, а также создание условий, необходимых для развития национальных отраслей промышленности в странах – членах Евразийского экономического союза и экономическое развитие в ответ на последствия распространения коронавирусной инфекции.
Заключение
Членство в ЕАЭС снижает возможность Российской Федерации использовать таможенно-тарифные инструменты для влияния на объем и характер внешней торговли. Сложность и проблема заключается в том, что она должна привести национальные механизмы регулирования в соответствие с общей системой регулирования государств – членов ЕАЭС. Кроме того, действующий механизм в сфере установления таможенных тарифов не учитывает всех особенностей обеспечения национальной безопасности. Тем не менее на основе данного механизма можно построить методику определения того или иного уровня таможенной защиты.
В целях совершенствования таможенно-тарифных инструментов регулирования международной торговли в механизме обеспечения национальной безопасности, необходимо осуществлять непрерывный мониторинг и анализ влияния изменений тарифов, который дает возможность изменять систему под влиянием изменения тарифов, оценивать эластичность потребления и производства в случае изменения тарифа. Когда производство и потребление обладают высокой степенью гибкости к изменениям тарифов, можно говорить о возможности промышленного роста. Таким образом, будет достигнут регулирующий эффект от изменения тарифных ставок. В противном случае можно было бы говорить о преобладании фискальной функции таможенного тарифа над регулятивной и протекционистской функцией, независимо от того, падает ли относительная доля таможенных платежей в государственных доходах.
Важным аспектом совершенствования таможенного регулирования международной торговли и кодификации Евразийского таможенного законодательства является достаточное разделение сфер наднационального регулирования и национального.
Реализация предлагаемых направлений совершенствования инструментария таможенно-тарифных инструментов регулирования международной торговли будет способствовать обеспечению национальной безопасности государства в современных социально-экономических и политических условиях.
Статья подготовлена в рамках Государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на 2020 год (тема № 1.13.20Ф «Концептуальные основы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации в условиях цифровизации: контуры пространственных преобразований»).