Кавказские Минеральные Воды имеют уникальное географическое положение. Особо охраняемый эколого-курортный регион федерального значения находится в самом сердце Северного Кавказа, ровно на половине расстояния между Черным и Каспийским морями. КМВ территориально входят в состав Ставропольского края. Его уникальность связана не только с природными лечебными ресурсами. Ставропольский край это географический центр всего Северного Кавказа, который имеет административные границы со всеми, кроме Ингушетии и Адыгеи, субъектами Южного федерального округа (ЮФО) и расположен в зоне соприкосновения трех мировых религий: христианства, мусульманства и буддизма, являясь при этом центром православия в регионе.
Население КМВ составляет около 1 м.л. человек.
Регион имеет хорошо развитую транспортную сеть, через него проходят стратегически важные автомобильная и железная дороги, которые обеспечивают товарооборот со всем Северным Кавказом и до 80% товарооборота с Закавказьем. В городе Минеральные Воды расположен один из крупнейших на юге России международный аэрофлот.
В последние годы северокавказский регион превратился в зону острейших межэтнических конфликтов и это не могло отразиться на развитии КМВ. Процесс суверенизации республик юга России привел к сегментации социально-политического пространства региона, росту латентной и открытой межнациональной, межэтнической напряженности, которая вылилась в ряд вооруженных столкновений. События последних лет и те, которые имеют место сейчас, сказываются на социально-политической обстановке как всего Северного Кавказа, так и КМВ. Исходя из анализа развития обстановки в социальной сфере Кавминвод, на переднем плане сегодня находятся проблемы обеспечения безопасности как местных жителей, так и отдыхающих. Кроме того, Северный Кавказ объективно втянут и в абхазскую и в южно-осетинскую проблемы, включен в систему трансрегиональных этнополитических отношений. Возникла прямая угроза превращения Северного Кавказа в один из центров международного терроризма и экстремизма, потоки беженцев и социальные потрясения - вот тот социально-политический фон, который характеризует ситуацию общей напряженности.
Генезис и эволюция конфликтов на Кавказе обусловлены накопившимися проблемами в сфере межнациональных отношений, а также факторами, способствующими их возникновению и обострению. В числе таких факторов можно выделить политические (борьба за национальное самоопределение, реабилитация репрессированных народов, территориальные споры и т.д.) и этнические, которые оказывают решающее влияние на конфликты и отражаются в характере лозунгов и требований сил, участвующих в конфликте. Оба типа факторов тесно переплетаются, их роль и место в конкретном конфликте изменяются по мере развития самого конфликта, что затрудняет их различие.
В числе важнейших факторов, определяющих характер этнополитических конфликтов на Северном Кавказе, можно назвать следующие:
1. Полиэтнический и поликонфессиональный состав населения.
На этнонациональную ситуацию на Северном Кавказе накладывает определенный отпечаток поликонфессиональный характер населения. Народы здесь исповедуют христианство и ислам различных толков и направлений, зачастую сильно переплетенные с традиционными языческими верованиями. Несмотря на длительную государственную политику вытеснения религии из жизни советского общества, ограничения и даже запрещения пропаганды основ вероучения в настоящее время на Кавказе наблюдается усиление религиозного фактора на этнополитические процессы, особенно в районах традиционного распространения ислама. Позиции ислама, особенно в Чечне, Ингушетии и Дагестане очень прочны, и он действительно определяет повседневную жизнь и бытовую культуру этих народов. Конфессиональный фактор, внешне не всегда заметный, так или иначе проявляется в большинстве конфликтов на Северном Кавказе. Он присутствует, например, в противостоянии России и Чечни, Осетии и Ингушетии.
Однако происходящие в регионе конфликты носят больше этнополитический характер, чем религиозный. Чаще всего религиозные лозунги используются некоторыми политическими элитами конфликтующих сторон в качестве объединяющей символики или политического прикрытия.
2. Территориальные притязания.
Частые изменения административно-территориального деления в регионе, проводимые без учета реального расселения народов, массовые депортации народов и их последующее возвращение в родные места породили запутанность и произвольность административных границ, которые повсеместно не совпадали с этническими. Распад СССР, значительный подъем национального движения за суверенитет и самоопределение обострили проблемы территориального размежевания народов. Так, изначально территориальный спор породил осетино-ингушский конфликт, который лишь позже стал приобретать этническую окраску.
3. Жесткая иерархичность национально-государственной структуры бывшего СССР.
Деление народов на «титульные» и «нетитульные», обладающих соответственно различными правами и конституционным статусам, привело к накоплению противоречий в этнополитической сфере.
Тенденции национального самоопределения проявляются в таких формах, как стремление к внутренней федерализации полиэтнических республик (Дагестан), возможное разделение бинациональных республик (Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия); стремление к самоопределению вне суверенных государств (Чечня), объединение раздельных народов (лезгины в Дагестане и Азербайджане).
4. Негативные последствия необоснованных депортаций, репрессий в отношении народов.
С 60х годов XIX столетия царское правительство выселяло в Турцию многочисленные племена черкесов, часть чеченцев, ногайцев и других народов Северного Кавказа. Общее число переселенцев с Северного Кавказа и Северо-Западного Кавказа в течение XIX века оценивается примерно в 3 м.л. человека. В результате координально изменился этнодемографический состав населения этого края.
В советское время принудительное выселение и переселение народов Кавказа приобрело большой размах. На основании огульного обвинения чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы в годы Великой Отечественной войны были высланы в районы Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока. Там люди оказались без средств к существованию и жилья. Сосланные народы вымирали. Они лишались возможности развивать национальную культуру, вести обучения на родном языке и т.д. На земли депортированных народов заселялось население с других районов.
Потенционально конфликтные проблемы возникали и в связи с созданием на Кавказе бинациональных республик (Кабардино-Калкария, Карачаево-Черкессия). Эти проблемы связаны с землепользованием, с переселением на свои земли репрессированных в прошлом народов, с вопросом о разделении автономии и т.д.
Таковы основные факторы, которые привели к накоплению противоречий в этнополитической сфере. Но обострение этих противоречий и перехода их в форму открытых конфликтов - следствие «обвальных» дезинтеграционных процессов и распада СССР.
В целом сложившаяся ситуация на Северном Кавказе свидетельствует о том, что в основе конфликта лежат объективно существующие противоречия, заложенные всем ходом исторического и этнического развития этого региона. Разрешение этих противоречий и есть реальный путь устранение конфликтов на Северном Кавказе.
Каковы же возможные пути устранения этих накопившихся противоречий?
Сегодня в российских реалиях речь может идти не только об экономическом и политическом плюрализме, но и плюрализме социокультурном, конфессиональном, ценностном. В свете этого суть современной демократии особенно в условиях России неотъемлема от обеспечения разным культурным традициям доступа к центрам власти и учету многообразия культур.
В связи с этим нам представляется, что возможные пути устранения этих противоречий заключаются в следующем:
1. Необходимо признать реальность пространственного плюрализма и многоукладности жизни, преодолеть страх призрака сепаратизма (отделения) там, где речь идет о стремлении к утверждению действительно федеративных принципов. С этой точки зрения важно учесть, что одно из важнейших сущностных характеристик демократии состоит в том, что она признает не только равенство стартовых возможностей, но и равенство способов жизнедеятельности. Поэтому необходимо признать за территориями, регионами, областями, республиками, народами право не только на разные способы производства, но и на самореализацию человеческих возможностей.
2. Урегулирование конфликтов с помощью военной силы - есть свидетельство недальновидной политики и политиков нынешней России, оказавшихся неспособными усвоить важнейшие уроки ХХ века о том, что война перестала быть эффективным средством политики, что те цели, которые раньше достигались при помощи ее, теперь куда лучше и выгоднее для всех достигаются экономическими, технологическими, научными и другими мирными инструментами. События в Чечне еще раз подтвердили, что не может быть легковесного, бездумного обращения с войной и военной силой.
3. Необходимость формирования культуры межнационального общения. Это можно назвать и «этикой межнационального общения».
Культура межнационального общения - атрибут любой сферы межнациональных отношений. По природе своей это феномен духовной жизни общества, в специфической форме отражающий морально-политическую, нравственную сущность национальных отношений. Культура межнационального общения, оставаясь элементом надстройки, обусловлена природой социально-экономических отношений и установившихся духовно политических форм общения наций. Она требует и учета национальной психологии, и соблюдения самых элементарных традиций гуманизма. Современная культура межнационального общения исходит из приоритета общечеловеческих ценностей, воспитания уважения к человеку независимо от национальной, религиозной и расовой принадлежности, к своему народу, к обществу, в котором он живет, его народам и гражданам, их истории, культуре, языкам, традициям, толерантности ко всем народам Земли, непримиримости к любым проявлениям национализма.
В условиях демократических перемен в нашем обществе в постсоветский период на Северном Кавказе усиливаются этнокультурные потребности народов, возрождаются и развиваются духовные ценности. В настоящее время такие духовные ценности северокавказских народов как чувство чести и достоинства, дружбы и взаимопомощи, куначество, уважение к старшим и женщине, презрение к трусости и предательству, милосердие и т.д. оказывают благотворное влияние на жизнедеятельность и менталитет людей. Кавказ хранит в себе мощные исторические традиции. На планете не существует региона, где жили бы длительно и совместно сотни наций и народов. И Кавказские Минеральные Воды в этом уникальны - здесь проживают представители более 120 наций и народностей.
Работа представлена на общероссийскую научно-практическую конференцию «Стратегические аспекты социально-экономического развития туристско-санаторной сферы юга России (на примере эколого-курортного региона РФ - Кавказские минеральные воды», г.Пятигорск, 14-17 октября 2007. Поступила в редакцию 01.10.07г.