В преодолении сложившегося неэквивалентного обмена между сельскими и городскими территориями повышается роль и значение инфраструктуры, являющейся по своей сути материальной базой жизнедеятельности аграрного населения, а также основой реализации экономического и социального капитала страны и регионов. Современное состояние инфраструктуры сельских территорий Российской Федерации в целом отражает негативные последствия продолжительного отведения аграрному сектору второстепенного места в экономике. При этом пространственная неоднородность сельских территорий современной России, помимо природно-климатических, географических и ресурсных различий, формируется межрегиональной и внутрирегиональной дифференциацией инфраструктурного обустройства.
Следует отметить, что существуют различные подходы для отнесения территорий к сельским, например по географическому, демографическому, административному признакам. В свою очередь, инфраструктура сельских территорий классифицируется по функционально-отраслевому, пространственному и иному предназначению, роли в обеспечении жизненных процессов местных жителей и т.д. Можно утверждать, что системный характер инфраструктуры сельских территорий проявляется в ее разнофункциональности и многоуровневости, способствующих решению стратегических задач пространственного развития регионов.
Изучение взаимосвязей эффективного агропромышленного производства и устойчивости условий жизнедеятельности аграрного населения формирует необходимость исследования межуровнего взаимодействия при совершенствовании инфраструктуры сельских территорий не только на федеральном, но и на региональном уровне.
Цель исследования: научное осмысление развития инфраструктуры сельских территорий в пространстве субъектов Российской Федерации на основе совершенствования межуровневого взаимодействия, как катализатора социальных и экономических процессов.
Материалы и методы исследования
Исследование осуществлено на аналитической интерпретации научной информации для развития положений теории региональной экономики в области выявления особенностей межуровнего взаимодействия при совершенствовании инфраструктуры сельских территорий.
Результаты исследования и их обсуждение
Переходя к непосредственному исследованию, заметим, что в научных источниках и нормативных документах инфраструктура сельских территорий, как правило, представляется в виде обособленных совокупностей элементов, обеспечивающих функционирование экономической, социальной или природоохранной сферы. В то же время абсолютное большинство исследователей не обходят вниманием существование интегрированных объектов инфраструктуры, выполняющих разновекторные функции, что обостряет проблематику организации должного межуровневого взаимодействия, выбора оптимального управленческого инструментария и налаживания механизма бюджетирования [1].
Помимо элементов транспортной, инженерной и информационной инфраструктуры к объектам интегрированной инфраструктуры с полным правом можно отнести институциональную инфраструктуру, которую рассматривают как совокупность органов государственного и муниципального регулирования торгового оборота, финансов, образования и т.д. Именно институциональной инфраструктуре отведена функция преодоления межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации сельских территорий посредством перераспределения общественных ресурсов через различные уровни взаимовыгодного взаимодействия, обеспечивающего рациональные пропорции и нивелирующего инфраструктурные неравенства.
Можно констатировать, что пространственное развитие инфраструктуры сельских территорий представляет собой не только процессы технологического переоснащения агропромышленной, природоохранной и социальной деятельности, но и процедуры образования новых межуровневых взаимодействий по вовлечению различных совокупностей элементов региональной и муниципальной инфраструктуры во все сферы обеспечения жизнедеятельности аграрного населения. Тем самым достигается одна из ключевых задач пространственного развития – повышение системной устойчивости сельских территорий субъекта страны.
Подобная позиция формируется на результатах подтверждения научной гипотезы о том, что в современную эпоху сотрудничество и взаимодействие приходит на смену рыночной конкуренции. Причем подобная трансформация имеет несколько стадий, включая конкурентное взаимодействие, когда одновременно проявляются как элементы непосредственной конкуренции, так и элементы сотрудничества. Так, в случае конструктивной конкуренции результативность взаимодействия проявляется в совместном решении разновекторных задач развития, при котором ожидаемая совокупная эффективность участников процессов, в том числе за счет снижения различного рода издержек, превышает обособленную полезность. В проявлении подобных коллабораций особенно явно проявляется естественное стремление участников воспроизводственного процесса к сотрудничеству в комплементарном использовании различных типов инфраструктуры.
Таким образом, общественный характер межуровневого взаимодействия в развитии инфраструктуры определяет необходимость регионального (государственного), внутрирегионального (муниципального), гражданского (непосредственно населением) регулирования в сочетании с обеспечением конкурентных предпочтений хозяйствующих субъектов посредством генерации взаимовыгодных интересов в сотрудничестве. То есть смысл и цель совершенствования межуровневого взаимодействия в инфраструктурном развитии заключается в достижении компромиссного баланса между обособленными (самостоятельно определяемыми) и общественными интересами [2].
Рассматривая институты межуровневого взаимодействия инфраструктурного развития в пространстве сельских территорий региона, нельзя не заметить, что их адекватность определяется доступностью совместных целей, с учетом ресурсной составляющей, состояния производительных сил, условий жизнедеятельности местного населения и т.д. Параметры совершенствования взаимодействия выражаются в абсолютных и относительных изменениях качества инфраструктурного обустройства, включая экономические, административные (координационные) и социальные эффекты (обособленные и общественные), а также переходные издержки.
Например:
– рост производства агропромышленных предприятий и доходов сельского населения;
– изменение доли сельскохозяйственной продукции в валовом региональном продукте;
– динамика средней заработной платы в инфраструктурных отраслях;
– наращивание мощностей сооружений инфраструктуры и объемов предоставляемых инфраструктурными организациями услуг;
– введение в эксплуатацию коммунальных сетей и автомобильных дорог;
– увеличение доли охвата пользователей услугами мобильной и стационарной связи;
– динамика бюджетных расходов на развитие и поддержку инфраструктуры;
– объем строительства жилья;
– соблюдение норматива по числу больничных коек на 10 тысяч человек населения;
– количество обучающихся в образовательных учреждениях;
– прирост объема платных услуг на душу населения;
– строительство в сельских населенных пунктах новых объектов здравоохранения, образования, культуры, досуга, спорта, туризма и т.д.
В свою очередь, издержки, при совершенствовании межуровневого взаимодействия, можно подразделять как затраты на контроллинг выполнения совместных решений, разработку и согласование компромиссов и др. [3].
Обозначенные показатели и индикаторы используются как для аналитической интерпретации интегрированной инфраструктуры сельских территорий в целом, так и для объективной оценки достигнутого уровня и динамики развития ее специализированных видов и отраслей. Кроме того, они применяются при определении траекторий развития при программировании и стратегировании сельских территорий на разных уровнях управления, в связи с чем возрастает значение фактора достоверности статистической информации.
В научной литературе описаны различные подходы к оценке уровня развития инфраструктуры сельских территорий. В основе одних лежат методы экспертных оценок или результатов социологических опросов и наблюдений с их высокой степенью субъективизма, понижающего уровень итоговой объективности, в других – принцип выделения динамических рядов показателей по соответствующим направлениям и расчет интегрального показателя, отражающего совокупность аспектов развития территориальной инфраструктуры. Несомненными достоинствами последних подходов являются:
– возможность анализа позитивных либо негативных тенденций;
– универсализм и применимость как на микро-, так и на макроуровнях в отраслевом и территориальном разрезах;
– сопоставимость объектов сравнения на межрегиональном и внутрирегиональном уровнях;
– совместимость с другими методами оценки и др. [4].
Обозначенный спектр востребованности инфраструктуры сельских территорий, формирующиеся коллаборации заинтересованных сторон в решении задач ее пространственного развития предопределяют необходимость решения комплекса методологических проблем достижения комплементарных эффектов.
Доказательству значения межуровневых взаимодействий при софинансировании инфраструктурного обустройства сельских территорий и влияния эффективности агропромышленной деятельности на развитие инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры посвящены работы ряда исследователей [5-7]. При этом в качестве базовых положений, как правило, выдвигаются предположения о том, что закономерности пространственного размещения инфраструктуры на основе межуровневого взаимодействия формируются особенностями отраслевого развития агропромышленного комплекса и неравномерностью распределения ресурсов, стремлением к достижению преимуществ за счет концентрации и проявления эффекта масштаба [8]. Также отмечается, что на современном этапе межуровневое взаимодействие в пространственном развитии инфраструктуры сельских территорий находится в зачаточном состоянии и представлено в основном коммуникациями консультационного характера при разработке региональных программ и стратегий. Практически отсутствуют инструменты стимулирования непосредственного сотрудничества между муниципальными образованиями, подкрепленные научно обоснованным методическим обеспечением, позволяющим определять приоритеты инфраструктурного развития. По факту роль межуровневого взаимодействия в нормативном поле страны и регионов четко не определена, что негативным образом сказывается на развитии взаимовыгодного межтерриториального и межотраслевого сотрудничества [9].
В отдельных регионах Российской Федерации по примеру развитых стран формируются так называемые корпорации развития (торгово-промышленные палаты, разного рода ассоциации), которым органы управления субъектов страны частично делегируют ряд полномочий в области совершенствования межтерриториального развития. Но следует отметить, что первоочередной сферой их интересов является координация межрегиональных отношений, как правило, по вопросам промышленной кооперации. В то же время процессы развития инфраструктуры сельских территорий остаются без так необходимых организационных институтов, информационного и нормативного сопровождения, инструментов стратегического планирования.
При реализации мероприятий по совершенствованию межуровневого развития инфраструктуры сельских территорий региона можно отметить следующие управленческие инструменты и цели их применения:
– прямое бюджетное финансирование и субсидирование не только социальной инфраструктуры, но и объектов интегрированной инфраструктуры, обеспечивающих эффективность воспроизводственных процессов в сельской местности;
– федеральное, региональное, внутрирегиональное (муниципальное) регулирование стоимости услуг, предоставляемых предприятиями и учреждениями инфраструктурных отраслей;
– налоговые преференции, а также иные льготы, предоставляемые нормами законодательства Российской Федерации;
– особые ставки по кредитам и банковские гарантии, предоставляемые предприятиям агропромышленного сектора;
– «несвязанная» поддержка сельскохозяйственных производителей, не попадающая под ограничения Всемирной торговой организации (развитие транспортной инфраструктуры, логистики, переработки и т.д.);
– нормотворчество и регламентация административного регулирования;
– развитие институтов муниципального управления и поддержки инициатив сельских жителей;
– проведение природоохранных мероприятий в обеспечении устойчивого развития сельских территорий и многие другие.
Среди важнейших направлений совершенствования межуровневого развития инфраструктуры сельских территорий в пространстве региона хотелось бы акцентировать внимание на применении и модернизации таких организационно-правовых форм, как государственно-частное партнерство, концессии и другие, при строительстве и пользовании объектами интегрированной инфраструктуры. В большей степени это относится к транспортной, инженерной и природоохранной инфраструктуре.
Также особое место отводится средствам информационного обеспечения мероприятий совершенствования межуровневого развития. К ним следует отнести не только технические средства и программный продукт, но и полноту, достоверность и своевременность сведений, позволяющих осуществлять весь спектр необходимых управленческий действий.
Заключение
Проведенное исследование позволило сформировать мнение об актуальности задач пространственного развития инфраструктуры сельских территорий региона на основе совершенствования межуровневого взаимодействия. Отмеченные управленческие инструменты и цели их применения в процессах совершенствования межуровневого взаимодействия позволяют констатировать необходимость комплексного решения развития инфраструктуры сельских территорий, включая процедуры аналитической интерпретации, оценки динамики и определения траектории развития в соответствии с имеющимися ресурсами и возможностями.
Успешная реализация мероприятий по совершенствованию межуровневого взаимодействия на основе осмысления положений теории региональной экономики и научно обоснованных практических рекомендаций, ориентированных на решение проблем инфраструктурного развития, отвечает задачам доведения его уровня до функции действенного катализатора социальных и экономических процессов в сельских территориях региона.
Затронутые в настоящей статье отдельные аспекты развития инфраструктуры сельских территорий обуславливают необходимость их более полного раскрытия в дальнейших исследованиях.
Статья опубликована в соответствии с Планом НИР Института экономики УрО РАН на 2019–2021 гг.