В настоящее время основой разработки системы управления трудовым и образовательным потенциалом региона должно стать прогнозирование потребности региональной экономики в кадрах. Прогнозирование кадровой потребности экономики региона нацелено на определение объема и структуры подготовки кадров, которые соответствуют потребностям региональной экономики и решению стратегических задач социально-экономического развития региона. На этой основе возникает возможность совершенствования регионального управления, ориентированного на сбалансирование рынка труда, рынка образовательных услуг, построение системы профориентационной деятельности. Российскими учеными проблемы, связанные с формированием кадрового потенциала региона, с прогнозированием потребности экономики региона в кадрах, рассматриваются достаточно пристально [1–3]. В том числе особого внимания заслуживает точка зрения о том, что эти вопросы необходимо тесно увязывать с исследованием конкурентоспособности регионов [4, 5]. Однако комплексные прикладные научные исследования в области определения перспектив формирования кадровой потребности региона еще редки.
Целью исследования, положенного в основу данной статьи, является определение перспектив кадровой потребности экономики промышленного региона на примере Челябинской области. Такие перспективы выявляются с помощью построения прогнозов, используемых для своевременного решения ряда острых проблем. Так, актуальными направлениями использования прогнозов, рассчитанных на среднесрочный и краткосрочный период, являются: выявление структурных характеристик занятости; определение нормативных значений числа студентов, принимаемых в вузы и учреждения среднего профессионального образования на бюджетной основе; внесение корректив в объемные показатели и структурные показатели профилей, по которым осуществляется подготовка кадров в системе профессионального образования; деятельность в области профессиональной ориентации; выявление приоритетов в подготовке кадров различных профессий (специальностей) в разрезе направлений профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных; установление объемов квот на привлечение и использование иностранной рабочей силы. Актуальными направлениями использования прогнозов на долгосрочную перспективу выступают: разработка перечня профессий (специальностей), которые будут востребованы на рынке труда в предстоящие 7–20 лет; внесение образовательными учреждениями корректив в пропорции предлагаемых на рынке образовательных услуг направлений подготовки и реализуемых основных и дополнительных образовательных программ; аргументация к разработке и освоению новых образовательных направлений, появлению новых специальностей; разработка мер и мероприятий, направленных на обновление и совершенствование системы профессионального образования, с тем, чтобы обеспечить соответствие этой системы стратегическим целям развития региона.
Материалы и методы исследования
В качестве инструмента построения прогнозов потребности в кадрах авторы применили программный продукт «Информационная система прогнозирования и планирования кадровой обеспеченности Челябинской области» (текущая версия системы 2.14.0). Разработчиком Системы является ИБС Экспертиза. В состав данных, использовавшихся для построения прогноза, включена обязательная информация (данные официальной статистики), детализирующая информация (экспертные мнения представителей работодателей, молодых людей, необходимые для учета региональной специфики), информация о планах на будущее для формирования сценарных условий, в том числе сведения из стратегии развития региона до 2035 г., макроэкономические прогнозы развития Российской Федерации и пр.). Прогнозирование осуществлялось в рамках трех сценариев развития Челябинской области – базового, инвестиционного и базового (с оптимизацией без ограничений).
Результаты исследования и их обсуждение
Исследование прогнозных данных кадровой потребности применительно к такому промышленному региону, как Челябинская область, было предварено построением прогнозного баланса трудовых ресурсов, который позволил получить развернутое представление об изменениях количественных характеристик трудовых ресурсов региона в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Прогнозирование позволило выявить следующее. Численность трудовых ресурсов в среднесрочной перспективе имеет тенденцию к уменьшению. По всем трем рассчитанным вариантам прогноза доля численности трудовых ресурсов в последнем году среднесрочного периода (2024 г.) составит 98,2 % от уровня 2018 г. Однако в долгосрочном периоде в Челябинской области будет наблюдаться увеличение численности трудовых ресурсов. В последнем году долгосрочного периода (2036 г.) прирост численности трудовых ресурсов составит 2,1 % относительно 2018 г. по каждому варианту прогноза.
Трудоспособное население в трудоспособном возрасте сократится в среднесрочном периоде на 3,4 % к 2024 г. по сравнению с 2018 г. (96,6 % в 2024 г. по отношению к 2018 г.), а к концу долгосрочного периода увеличится и составит 99,2 % в 2036 г. по сравнению с 2018 г. по каждому из вариантов прогноза. Доля трудоспособного населения в трудоспособном возрасте в численности трудовых ресурсов Челябинской области 2018 г. составляет 90,33 % и уменьшится в среднесрочной перспективе до 87,8 %, а к концу долгосрочного периода в 2036 г. до 88,9 % во всех вариантах прогноза.
Согласно среднесрочному и долгосрочному прогнозу, ожидается рост количества трудовых мигрантов в Челябинскую область. Их количество увеличится к 2024 г. на 2,7 % по сравнению с 2018 г. и возрастет еще на 6,1 % к 2036 г. Такие количественные характеристики прироста показали все варианты прогноза. В структуре численности трудовых ресурсов региона доля иностранных мигрантов в 2018 г. составляла 1,24 %, но к 2024 г. возрастет до 1,3 % и останется такой до конца периода долгосрочного прогноза.
Работающие граждане, находящиеся за пределами трудоспособного возраста, в том числе работающие пенсионеры и подростки, составляют 8,43 % общей численности трудовых ресурсов Челябинской области. Их доля будет увеличиваться как в среднесрочном (9,8 % в 2024 г. по отношению к 2018 г.), так и долгосрочном (10,9 % в 2036 г. к 2018 г.) периоде. Одинаковый рост этой доли показали все варианты прогноза. При этом доля работающих пенсионеров старше трудоспособного возраста в числе работающих граждан, находящихся за пределами трудоспособного возраста, составляет в 2018 г. 99,68 %, в 2024 г. 99,7 % и останется такой до 2036 г. В среднесрочном прогнозе число работающих пенсионеров увеличится на 14,6 % к 2024 г., а в долгосрочном прогнозе на 31,6 % по сравнению с 2018 г. Количество работающих подростков, не достигших трудоспособного возраста, также увеличится на 18,7 % в 2024 г. и 42,8 % в 2036 г. по сравнению с 2018 г. Такой прирост показали все варианты прогноза.
Численность занятых в экономике составила 82,35 % от численности трудовых ресурсов Челябинской области в 2018 г. К концу среднесрочного периода эта доля увеличится незначительно (до 82,7 %) и сохранится на таком же уровне до конца долгосрочного периода. При этом численность занятых в экономике к концу среднесрочного периода сократится (98,6 % в 2024 г. по отношению к 2018 г.), но затем возрастет (102,5 % в 2036 г. по сравнению с 2018 г.). Такие результаты дали все варианты прогноза.
Численность населения, не занятого в экономике, составила 17,65 % от численности трудовых ресурсов Челябинской области в 2018 г. К концу среднесрочного периода эта доля незначительно уменьшится (до 17,3 %) и останется на этом уровне до конца долгосрочного прогнозного периода. При этом численность не занятого в экономике населения к концу среднесрочного периода сократится (96,1 % в 2024 г. по отношению к 2018 г.), но затем возрастет (100,2 % в 2036 г. по сравнению с 2018 г.). Разброс результатов по вариантам прогноза не существенен и составляет десятые доли процента. В том числе количество учащихся в трудоспособном возрасте, обучающихся с отрывом от работы, в соответствии с построенными прогнозами будет увеличиваться: к 2024 г. на 13 %, а к 2036 г. на 43,5 % по отношению к 2018 г. Доля этих учащихся в численности не занятого в экономике населения составляет в 2018 г. 39,32 %, увеличиваясь к 2024 г. до 46,2 %, а к 2036 г. до 56,3 %. Такие результаты с различиями, составляющими 0,1 %, демонстрируют все варианты прогнозов.
В составе не занятого в экономике населения численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, по прогнозным данным будет сокращаться: к 2024 г. на 17,9 %, а к 2036 г. на 43,7 % по отношению к 2018 г. Доля безработных в численности не занятого в экономике населения составляет в 2018 г. 7,6 %, уменьшаясь к 2024 г. до 6,5 %, а к 2036 г. до 4,3 %.
Число прочих незанятых составляло 53,02 % от общей численности незанятого населения Челябинской области в 2018 г. Очевидно, что подавляющая часть такой категории незанятых – это люди, ведущие предпринимательскую и (или) трудовую деятельность без ее регистрации. В текущем и прогнозном периоде вследствие негативных процессов, происходящих в экономике, спрос на работы и услуги таких людей может существенно сокращаться, что вызывает необходимость поиска ими рабочих мест, имеющихся в «официальной» экономике, либо регистрации в службе занятости в качестве безработных. На сокращение числа «прочих незанятых», возможно, в перспективе будет также оказывать влияние новая налоговая политика вывода из тени самозанятых (эксперимент 2019 г.). В соответствии с этими тенденциями среднесрочный прогноз показал сокращение числа «прочих незанятых» на 85,6 % в среднесрочной перспективе к 2024 г. и на 25,5 % в долгосрочной перспективе к 2036 г.
Прогноз общей кадровой потребности Челябинской области показал, что при сохранении существующих тенденций в развитии экономики региона и ее отраслей в среднесрочной и долгосрочной перспективе будет наблюдаться небольшой прирост кадровой потребности. К концу долгосрочного периода (2036 г. по отношению к 2018 г.) прогнозируется прирост потребности в 3,09 %, а к концу долгосрочного периода (2036 г.) кадровая потребность прирастет еще на 2,49 %. Прогнозируемый общий прирост кадровой потребности за этот период составит 43 935 чел. Невысокий рост потребности в кадрах в условиях развивающейся экономики объясняется ростом производительности труда в результате автоматизации, цифровизации производственных процессов в сфере материального производства и сфере услуг.
Наибольшая доля кадровой потребности региона в 2018 г. (76,58 %) приходилась на следующие виды деятельности: обрабатывающие производства – 23,06 %, торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств – 16,76 %, строительство – 8,88 %, образование – 7,75 %, транспортировка и хранение – 7,35 %, сельское, лесное хозяйство, охота, рыбоводство – 6,75 %, здравоохранение и социальные услуги – 6,03 %.
Существенных изменений в составе видов экономической деятельности в среднесрочной и долгосрочной перспективе не прогнозируется. Однако их совокупная доля в региональной кадровой потребности к 2036 г. снижается. К концу долгосрочного прогнозного периода она составит 70,63 %. К 2036 г. эти отрасли будут иметь следующие доли в общей кадровой потребности экономики и изменения этих долей по отношению к 2018 г.: обрабатывающие производства – 24,38 % (+1,32 %), торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств – 11,05 % (–5,71 %), образование – 8,75 % (+1,0 %), строительство – 8,65 % (–0,23 %), транспортировка и хранение – 6,43 %, сельское, лесное хозяйство, охота, рыбоводство – 5,78 % (–0,97 %), здравоохранение и социальные услуги – 5,59 % (–0,44 %).
Наибольшая кадровая потребность Челябинской области прогнозируется в обрабатывающих производствах, составляющих основу экономики промышленного региона. Такая потребность имеет тенденцию к увеличению. К концу среднесрочного периода она составит 411 096 чел. (прирост на 1,3 % по сравнению с 2018 г.), а к концу долгосрочного – 439 753 чел. (прирост на 8,4 % по сравнению с 2018 г.) во всех вариантах прогноза. Прогнозируется рост дисбаланса кадровой потребности обрабатывающих производств: недостаток кадров в этой отрасли в среднесрочной перспективе увеличится на 879 чел. и на 4 777 чел. в долгосрочном периоде по сравнению с 2018 г. в базовых вариантах прогноза. Инвестиционный прогноз предсказывает больший по сравнению с этими вариантами рост кадровой потребности в обрабатывающей промышленности (1 848 чел. в среднесрочной и 7 008 чел. в долгосрочной перспективе). Такое отличие объясняется учетом в инвестиционном прогнозе проектов расширения ряда производств и увеличения масштабов их деятельности, что вызывает необходимость привлечения дополнительных трудовых ресурсов (впрочем, такая необходимость может нивелироваться предусмотренными теми же или иными инвестиционными проектами мерами автоматизации, цифровизации производства, что приводит к сокращению кадровой потребности). Удовлетворенность кадровой потребности обрабатывающих производств во всех вариантах прогноза находится в пределах 97 % (с незначительными колебаниями в среднесрочной и долгосрочной перспективе) и не отличается от уровня текущего периода.
Общая кадровая потребность торговли сокращается в среднесрочной и долгосрочной перспективе соответственно на 15,5 % к 2024 г. и на 32,4 % в 2036 г. в базовом варианте прогноза, не имеющем существенных отличий от других вариантов прогноза. Однако дисбаланс кадровой потребности в этом виде деятельности в соответствии со среднесрочным и долгосрочным прогнозами останется, хотя и будет сокращаться по сравнению с его уровнем в 2018 г. Недостаток кадров в этом виде деятельности сократится на 2 866 чел. к концу среднесрочного и на 4 890 чел. к концу долгосрочного периода и составит к 2036 г. 12 100 чел. в базовом варианте прогноза, не отличающемся от других вариантов прогноза. Согласно всем вариантам прогноза, удовлетворенность кадровой потребности торговли находится в пределах 94 % (с незначительными колебаниями в среднесрочной и долгосрочной перспективе) и практически не отличается от уровня текущего периода.
Уровень общей кадровой потребности строительства практически не меняется в среднесрочной и долгосрочной перспективе и колеблется примерно в пределах 153–156 тыс. чел. в разных вариантах прогноза. Все варианты прогноза показывают снижение дисбаланса в среднесрочной перспективе, но его рост к концу долгосрочного прогнозного периода ожидается в пределах 1000 чел. Удовлетворенность кадровой потребности строительства во всех вариантах прогноза находится в текущем периоде на уровне 97,2 %.
Для вида экономической деятельности «Образование» все варианты прогноза показали прирост общей кадровой потребности к 2024 г. на 4,9 % и на 15,5 % к 2036 г. При этом как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе дисбаланс кадровой потребности отсутствует, то есть кадровая потребность полностью сбалансирована с величиной предложения соответствующих кадров на рынке труда, означая 100 %-ную удовлетворенность кадровой потребности в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Прогноз кадровой потребности в транспортировке и хранении показал снижение общей ее величины на 10,3 % к 2036 г. (результаты прогнозирования практически одинаковы в разных вариантах прогноза). При этом прогнозируется сокращение дисбаланса общей кадровой потребности примерно на 1500 чел. к концу долгосрочного прогнозного периода и уровень удовлетворенности общей кадровой потребности 96,4 % (варианты прогнозов дают предельно близкие по значению показатели).
Сельское хозяйство – один из быстро развивающихся видов экономической деятельности Челябинской области. Его доля в приросте ВРП в последнее десятилетие постоянно увеличивалась. Базовые варианты прогноза показывают сокращение кадровой потребности в этом виде деятельности на 12,2 % к концу долгосрочного периода. Но инвестиционный прогноз, учитывающий преимущественно экстенсивный рост сельскохозяйственного производства, нацеленный на освоение незадействованных, но пригодных к использованию в сельхозпроизводстве земель, увеличение поголовья скота и птицы и прочие меры по увеличению масштабов производства, дал несколько иные результаты: кадровая потребность сельского хозяйства не только не сократится, но и вырастет на 4,7 % в среднесрочном периоде (к 2024 г.) и на 9,4 % к концу долгосрочного периода (в 2036 г.). Дисбаланс кадровой потребности сохранится, равно как и неудовлетворенность кадровой потребности (в размере 6 % к 2036 г. в базовых вариантах прогноза и 8,5 % в инвестиционном прогнозе).
Следует отметить, что лишь по четырем видам экономической деятельности в прогнозе ожидается снижение уровня кадровой потребности к 2036 г.: сельскому хозяйству (на 13,2 %), торговле (на 32,4 %), транспортировке и хранению (на 10,3 %), здравоохранению (на 5 %).
Что касается величины дополнительной кадровой потребности экономики Челябинской области в среднесрочном и долгосрочном периоде, то базовые прогнозы не показали кардинальных изменений. Увеличение потребности прогнозируется на 12 812 чел. к 2036 г. по отношению к 2018 г. Инвестиционный же прогноз, опирающийся на гипотезу создания дополнительных рабочих мест в результате расширения ряда производств, освоения новых производственных мощностей при благоприятной конъюнктуре рынка и осуществлении соответствующих вложений в развитие экономики региона, показывает увеличение дополнительной кадровой потребности, превышающей уровень базового прогноза на 7 924 чел. в 2036 г.
Заключение
В заключении следует отметить, что прогнозные и аналитические данные, полученные в результате проведенного исследования, представлены Минобрнауки Челябинской области и используются им для обоснования объемов и профилей подготовки кадров в системе профессионального образования региона и планирования профориентационной работы.