В настоящее время развитие туристической отрасли в стране может являться одним из драйверов экономики и способствовать при этом развитию ее смежных отраслей в части транспортных услуг, производства, продажи и аренды снаряжения и экипировки для активных видов туризма [1]. Особого внимания здесь заслуживает политика в области пропаганды и продвижения внутреннего туризма на территориях субъектов РФ, поскольку это позволит привлечь дополнительные инвестиции, создать новые рабочие места и увеличить налоговые поступления от предприятий туристской сферы в бюджеты регионов [2]. Таким образом, несмотря на очевидные преимущества, которые даст развитие сферы внутреннего (регионального) активного туризма, в том числе региональными туроператорами, для социально-экономического развития территорий, недостаточно развиты методы и средства оценки экономической эффективности данного вида предпринимательской деятельности, основанные на выявлении экономического потенциала.
Цель исследования: оценка инвестиционного потенциала территорий Кемеровской области для развития активного туризма региональными туроператорами, работающими по определенной универсальной схеме, предложенной в статье, которая не зависит от вида активного туристского маршрута.
Материалы и методы исследования
Сейчас можно выделить 5 приоритетных видов внутреннего туризма: культурно-познавательный, активный, оздоровительный, круизный и экологический туризм.
Активный туризм является одним из самых популярных видов внутреннего туризма в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах [3].
Под активным туризмом понимаются путешествия с активными способами передвижения, как правило, с использованием специализированного снаряжения и экипировки.
Одним из популярных и динамично развивающихся сегментов активного туризма являются лыжные, горные, велосипедные и водные (речные) путешествия. В части активных, пока еще экзотичных видов туризма можно выделить комбинированные активные путешествия в пеше-водном и вело-водном форматах.
Согласно концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019–2025 гг.)» в части активного туризма особо выделяется перспективный туристский укрупненный инвестиционный проект «Сибирь», который включает территории Алтайского края, Кемеровской и Новосибирской областей, Республики Хакасия, Республики Тыва и Республики Алтай [4].
На этих территориях предполагается создание туристских кластеров, интегрирующих в своем составе предприятия и организации малого и среднего бизнеса, работающие в сфере производства туристических и смежных с туризмом услуг.
В настоящее время на территории Кемеровской области уже функционируют горнолыжные туристские кластеры Шерегеш (Таштагольский район) и Танай (Промышленовский район).
Однако территория Кемеровской области включает еще 16 муниципальных образований, на которых также возможно развитие активного туризма, в том числе и в летний сезон [5].
В статье рассматривается подход к оценке инвестиционного потенциала регионально-туристского кластера на территории Тисульского райна Кемеровской области для развития активных видов туризма, связанных с водными ресурсами рассматриваемой территории (реки: Кия, Тайдон, Кожух, Кундат, Кийский Шалтырь, Тулуюл, Талановка, озеро Берчикуль). Развитие регионально-туристского кластера на указанной территории на начальном этапе не предполагает значительных инвестиций на масштабное капитальное строительство (гостиницы и элементы инфраструктуры), а состоит в популяризации, продвижении и реализации активных туристских маршрутов посредством использования уже имеющейся инфраструктуры, уникальных природных ресурсов и соответствующего снаряжения, зависящего от формата туристского маршрута (водный, велосипедный, пеший, вело-водный, пеше-водный).
Для оценки инвестиционного потенциала рассматриваемой территории необходимо в первую очередь оценить экономическую эффективность деятельности отдельного регионального (местного) предприятия малого бизнеса по оказанию туристических услуг в сфере активного туризма на примере конкретного туристского водного маршрута.
Общая схема работы регионального туроператора (РТО) вне зависимости от вида активного туристского маршрута следующая:
1. Поиск клиентов и формирование туристической группы (далее группы).
2. Инструктаж членов группы по технике безопасности, страхование от несчастного случая (жизни) и обеспечение необходимым снаряжением, экипировкой и провизией (услуги аренды снаряжения и экипировки).
3. Организация трансфера группы к начальной точке маршрута (услуги транспортных компаний).
4. Прохождение активной части маршрута с гидом (услуги гида).
5. Организация трансфера группы из конечной точки маршрута (услуги транспортных компаний).
Таким образом, затраты для регионального туроператора, связанные с активной частью маршрута, зависят от его продолжительности и включают (оплату услуг гида, питание на маршруте), а затраты на трансфер туристской группы к начальной точке и из конечной точки маршрута зависят от их удаленности от офиса РТО.
Упрощенная формула для оценки затрат РТО на организацию активного маршрута
Z(о) = N*(Z(пр.) + Z(у.г.)) + Z(т.у.),
где Z(о) – затраты для регионального туроператора на организацию и проведение активного туристского маршрута,
Z(пр.) – стоимость провизии для туристской группы на один день активного маршрута,
Z(у.г.) – стоимость услуг гида за один день на активном туристском маршруте,
N – продолжительность (количество дней) активной части маршрута,
Z(т.у.) – стоимость транспортных услуг для трансфера туристской группы к начальной точке маршрута и из конечной точки маршрута.
Рассмотрим следующую постановку задачи оценки эффективности деятельности регионального туроператора (РТО) по оказанию туристических услуг в сфере активного туризма на территории Тисульского района на примере конкретного активного туристского водного маршрута по реке Кия. Место нахождения регионального туроператора: п. Тисуль. Описание маршрута: начальная точка маршрута г. Белогорск (Тисульский район), конечная точка маршрута д. Макаракский (Тисульский район), активная часть маршрута 110 км, время прохождения маршрута 3 дня. Общее расстояние до начальной и конечной точки маршрута от офиса РТО составляет 155 км.
Пусть инвестор имеет начальный капитал (свободные денежные средства). Ему необходимо:
– приобрести необходимое снаряжение и экипировку для организации активных водных туристских маршрутов,
– разработать активный туристский маршрут, обеспечить его рекламу и продвижение среди целевой аудитории,
– привлечь клиентов-туристов на туристский маршрут,
– определить минимальное пороговое количество клиентов-туристов и стоимость услуги (организационного взноса), которая включает стоимость аренды снаряжения и экипировки, провизии, услуг гида и транспортных услуг при которой выручка от продаж туристских услуг (активного туристского маршрута) РТО будет больше суммы инвестиций, необходимых для его разработки, продвижения и реализации.
– определить чистую приведенную стоимость (NPV) собственных средств инвестора (дисконтированная сумма прибыли и остаточной стоимости имущества), которая должна быть максимальной либо больше затрат на разработку, продвижение и реализацию туристского маршрута.
Спецификой активных туристских маршрутов является их независимость от наличия какой-либо инфраструктуры. Зачастую активная часть туристского маршрута является автономной, поэтому затраты на строительство помещения под гостиницу не предполагаются, а зависят от стоимости снаряжения и экипировки туристской группы.
Для данного вида коммерческой деятельности к основным производственным фондам (ОПФ) РТО, на наш взгляд, целесообразно отнести следующие составляющие:
- снаряжение и экипировка для группы туристов для прохождения активной части туристского маршрута (лодки, палатки, костровое снаряжение);
- офисная компьютерная и оргтехника для организации функционирования офиса РТО (ПК, принтер и т.д.);
- первоначальные затраты на продвижение услуг РТО (активного туристского маршрута) в сети Интернет.
В качестве оборотных производственных средств (ОПС) рассматриваются следующие составляющие:
– транспортные услуги от сторонних предприятий для организации трансфера туристской группы к начальной и конечной точке маршрута;
– услуги гида;
– провизия;
- оплата информационно-коммуникационных сервисов;
- оплата аренды офиса и складского помещения для хранения снаряжения и экипировки;
- расходные материалы для оргтехники.
Суммарные же затраты текущего характера помимо оборотных производственных средств для данного вида коммерческой деятельности также включают амортизационные расходы, расходы на услуги гида (фонд оплаты труда) и налоговые отчисления.
Для расчетов экономической эффективности деятельности РТО допустим следующие ограничения, которые касаются его ОПФ и ОПС:
– Срок службы ОПФ = 5 лет.
– Предположим, что РТО на начальном этапе своей деятельности располагает 1 комплектом ОПФ, общая стоимость которого составляет 150000 руб. Под комплектом ОПФ понимается набор снаряжения и экипировки (лодки, палатки, спасжилеты и т.д.) для организации активного водного туристского маршрута для группы из 10 человек.
– Производительность ОПФ для описанного выше активного туристского маршрута по Кии составляет 8 активных маршрутов в месяц (48 маршрутов за сезон).
– Усредненные месячные затраты на провизию для указанной производительности (8 раз/месяц) составляют 40800 руб/месяц (244800 руб/сезон).
– Усредненные месячные затраты на страхование жизни и здоровья на туристском маршруте составляют 24000 руб/месяц (144000 руб/сезон).
– Усредненные месячные затраты на оплату труда гидов-инструкторов составляют 24000 руб/месяц (144000 руб/сезон).
– Усредненные месячные затраты на транспортные услуги составляют 16000 руб/месяц (96000 руб/сезон).
– Усредненные месячные затраты на аренду офиса и склада для РТО составляют 15 000 руб/месяц (90000 руб/сезон).
– Усредненные месячные затраты на информационно-комуникационные сервисы и расходные материалы для офисной оргтехники составляют 2000 руб/месяц (12000 руб/сезон).
Трудоемкость деятельности сотрудников РТО (гиды и водители на активном туристском маршруте) определяется как доля от всех общепроизводственных затрат на амортизацию оборудования, оплату труда профессионалов, налоговые выплаты и оборотные затраты, – 0,25; материалоемкость деятельности (оборотные затраты на интернет-трафик, аренду помещения и пр.) РТО определяется, как доля от всех общепроизводственных затрат – 0,55.
В денежном выражении приблизительная оптимистическая месячная оценка спроса на услуги РТО с производительностью 8 активных маршрутов в месяц (48 маршрутов за сезон) может быть рассчитана как произведение потенциального количества клиентов при полной загруженности его основных производственных фондов и средней стоимости услуги для них.
Результаты исследования и их обсуждение
В качестве продукции РТО рассматривается услуга по организации коммерческих активных водных туристских маршрутов для физических лиц (населения).
Учитывая, что оценка экономического потенциала территорий для развития активного туризма сводится к оценке эффективности экономической деятельности РТО, работающих на этих территориях, для решения указанной задачи был выбран предоставленный разработчиками автоматизированный программный комплекс «Карма», работа которого подробно описана в [6]. Данный программный комплекс основан на решении оптимизационной задачи бизнес-планирования, на основе модели [7], и позволяет определять экономический потенциал деятельности РТО по критерию максимизации чистой приведенной стоимости (NPV) проекта, путем определения оптимальных объемов инвестиций, производства продукции и финансовой поддержки текущей деятельности РТО. Указанный комплекс был неоднократно апробирован при численном анализе деятельности коммерческих фирм, в том числе работающих в сфере электронных продаж снаряжения для активных туристских маршрутов [1, 8].
Ниже для указанного РТО приведены результаты численного экономического эксперимента, отражающего зависимости NPV от горизонта планирования (рис. 1) и ставки дисконтирования (рис. 2) при варьировании стоимости услуги: 50000 руб.; 40000 руб.; 30000 руб. (сверху вниз).
Рис. 1. Зависимость NPV проекта от горизонта планирования
Рис. 2. Зависимость NPV проекта от ставки дисконтирования
Анализ представленных графических зависимостей позволяет получить полезную информацию об уровне и диапазонах цен на продукцию (услугу) РТО и значениях внутренней нормы доходности (IRR), делающих данный проект окупаемым, а следовательно, оценить инвестиционный потенциал рассматриваемой территории для развития активного туризма.
Также следует отметить, что схема работы регионального туроператора в сфере активного туризма является универсальной и не зависит от вида активного туристского маршрута. По указанной схеме оценки экономической эффективности деятельности РТО помимо обозначенного туристского водного маршрута по р. Кия на рассматриваемой территории также могут быть разработаны и реализованы активные водные туристские маршруты по другим рекам Тисульского района: Тайдон, Кожух, Кундат, Кийский Шалтырь, Тулуюл, Талановка, которые в части организационных затрат для РТО будут отличаться незначительно ввиду их нахождения в одном муниципальном образовании с офисом РТО.
Заключение
В данной работе представлен подход к оценке инвестиционного потенциала развития активного туризма на примере территорий Кемеровской области. Проведенный численный эксперимент по экономическому анализу проекта из сферы малого бизнеса (РТО, специализирующийся на продажах туристических услуг в Тисульском районе Кемеровской области), показал, что современные рыночные условия, для данного вида коммерческой деятельности, позволяют найти такие соотношения исследуемых параметров, при которых проект РТО на горизонте планирования 3 года, при стоимости основных производственных фондов 150000 руб. и продажах на уровне 48 единиц услуг в год позволяет выйти на уровень чистой приведенной стоимости проекта порядка 400000 руб., а также оценить перспективы продвижения проекта на рынке (на основе данных по Кемеровской области) при различных вариациях указанных параметров.
Создание и развитие регионального туристского кластера на территории Тисульского района Кемеровской области для развития активных видов туризма является перспективным направлением, расчет показывает, что уже при достаточно небольших инвестициях можно получить положительный экономический эффект.
Представленный алгоритм оценки эффективности экономической деятельности предприятий малого бизнеса по оказанию туристических услуг в сфере активного туризма позволяет осуществлять оценку эффективности экономической деятельности аналогичных предприятий, тем самым выявляя инвестиционный потенциал любых территорий, привлекательных для развития активного туризма.