Актуальность проблемы: учитывая важность биометаллов (БМ) для работы многих ферментных систем, действия их на регуляцию АД, влияние на антиоксидантный статус организма и липидный обмен, мы проанализировали литературу по обмену БМ при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Немногочисленные литературные источники свидетельствуют о действии некоторых БМ, как вазодилататоров. Гипотензивный эффект БМ объясняется тем, что БМ входят в состав супероксиддисмутазы (СОД). При инфаркте миокарда (ИМ) исследования единичные и большей частью представлены результаты экспериментов на лабораторных животных.
Исходя из этого, мы поставили своей целью исследовать БМ плазмы крови (Zn, Cu, Mn, Fe) у больных в острой стадии ИМ в сочетании с АГ и проанализировать их концентрацию в крови в зависимости от тяжести ИМ.
Методы исследования: обследовано 60 больных мужчин в остром периоде ИМ, группу контроля составили 30 здоровых доноров. Возраст больных от 29 до 65 лет (в среднем 49±4,12 лет). Диагноз ИМ ставился на основании критериев ВОЗ, соответствующих диагнозу - типичный болевой синдром, изменения ЭКГ и активности ферментов (КФК, АЛТ, АСТ, в ряде случаев тропанин). По клиническому течению больные разделены на 2 группы. 1 группа - Q-позитивный ИМ - 51 больной (85 %) и 2 группа - Q-негативный ИМ - 9 больных (15 %). У 54 больных в анамнезе диагностирована АГ. В 1 группе АГ была у всех больных и только у 3 больных во 2 группе (34 %). Все больные в острой стадии ИМ находились на лечении в инфарктом отделении.
БМ (Zn, Cu, Mn, Fe) в плазме крови определялись атомно-абсорбционным методом на спектрофотометре «Unicum-939». Результаты выражались в мг/л.
Результаты исследований. Установлено, что у больных 1 группы произошло значительное снижение концентрации БМ в крови. Уровень Zn снизился в 2 раза в сравнении с контрольной группой и составил 0,63±0,05 мг/л (p<0,01), уровень Cu в 1,5 раза - 2,1±0,24 мг/л (p<0,05), Mn в 2 раза - 0,12±0,04 мг/л (p<0,05). Концентрация Fe снизилась недостоверно (p>0,05) и составила 8,6±1,56 мг/л.
У больных 2 группы изменения БМ менее выражены. Имеется умеренное снижение, но недостоверное в сравнении с контролем. Уровень Zn составил 1,0±0,21 мг/л (p>0,05), Cu - 3,4±0,44 мг/л (p>0,05), Mn - 0,15±0,05 (p>0,05). Концентрация Fe - 10,3±1,86 мг/л, что не отличалось от нормы (p>0,05). При анализе степени изменения БМ внутри группы оказалось, что наиболее выражены изменения наблюдались у больных с ИМ в сочетании с АГ.
Заключение. Оценивая полученные изменения можно сказать, что при ИМ, особенно в сочетании с АГ выявляются значительные нарушения обмена БМ (Zn, Cu, Mn, Fe) с недостатком их содержания в крови. С патофизиологической точки зрения эти нарушения можно представить как «синдром комбинированного дисбаланса БМ». Выявленный дефицит БМ является неблагоприятным фактором для кардиомиоцита, находящегося в условиях ишемического повреждения. Наиболее выраженный дефицит БМ развивается при тяжелых Q-позитивных крупноочаговых ИМ в сочетании с АГ.