Scientific journal
Fundamental research
ISSN 1812-7339
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,674

IDENTIFICATION OF IMAGES AS PROTECTED INTELLECTUAL PROPERTY: PROBLEMS AND SOLUTIONS

Bereznyakova A.V. 1 Bezuglov D.A. 1
1 Rostov branch of the Russian Customs Academy
The role of customs in combating the illicit use of protected intellectual property is high because the action of the customs authorities prevent the entry of goods illegally contain certain types of objects of intellectual property into civil circulation on the territory of the Russian Federation. The paper deals with the causes and conditions that hamper the effective fight against illegal use of fine objects of intellectual property as they move across the customs border, the peculiarities of identification of such intellectual property by the customs authorities, proposals on optimization of customs control in respect of such goods with the purpose of increase of efficiency of activity of customs authorities in protecting intellectual property rights. In conditions of poor technological equipment in order to improve the quality of performance of such work, it seems appropriate introduction and use manual provides the necessary information search a single database of customs authorities, which would subsequently become the basis for the development and implementation of automated software.
struggle against counterfeit
intellectual property
copyrights
visual trademarks
identification of an object of intellectual property
goods movement
customs control

В настоящее время роль таможенных органов в борьбе с незаконным использованием охраняемых объектов интеллектуальной собственности велика, поскольку действия именно таможенных органов позволяют предотвратить поступление товаров, незаконно содержащих отдельные виды объектов интеллектуальной собственности (далее также – ОИС), в гражданский оборот на территории Российской Федерации.

В соответствии с нормами действующего законодательства [1, ч. 1 ст. 305] к компетенции таможенных органов отнесена защита только четырех видов ОИС из поименованных шестнадцати в Гражданском кодексе Российской Федерации: объекты авторских прав, объекты смежных прав, товарные знаки и знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров.

Относительно недавно, а именно – с введением в действие норм Таможенного кодекса Таможенного союза [2, ч. 4 ст. 328] и Федерального закона № 311-ФЗ [1, ст. 308] «О таможенном регулировании в Российской Федерации», таможенные органы наделены правом принимать меры, направленные на недопущение нарушения прав на поименованные объекты интеллектуальной собственности, не только включенные в таможенные реестры объектов интеллектуальной собственности, но и не включенные в такие реестры, при условии, что этим объектам интеллектуальной собственности предоставляется правовая охрана на территории Российской Федерации [3].

К сожалению, реализация этих полномочий существенно затруднена и не всегда приводит к ожидаемому эффекту: в ходе осуществления функций по защите прав интеллектуальной собственности таможенные органы, как и любые органы исполнительной власти в Российской Федерации, сталкиваются с рядом трудностей, связанных с несоответствием действующих правовых норм фактическим реалиям и функциональным возможностям [4–7].

Цель работы: сформулировать причины и условия, препятствующие эффективной борьбе с незаконным использованием изобразительных объектов интеллектуальной собственности при их перемещении через таможенную границу, рассмотреть особенности проведения идентификации таких объектов интеллектуальной собственности таможенными органами, выработать предложения по оптимизации таможенного контроля в отношении таких товаров для повышения эффективности деятельности таможенных органов в части защиты прав интеллектуальной собственности. Так, в условиях недостаточной технологической оснащенности представляется целесообразным введение и использование обеспечивающей ручной поиск необходимой информации единой базы данных таможенных органов, которая могла бы впоследствии стать основой для разработки и внедрения автоматизированного программного обеспечения.

В качестве одной из наиболее существенных проблем с уверенностью можно выделить проблему идентификации изображений, фактически нанесенных на перемещаемые товары, с изобразительными охраняемыми ОИС. При этом к «проблемным» могут относиться обозначения различных категорий: как результаты интеллектуальной деятельности (например, изображения персонажей анимационных фильмов, являющиеся объектами авторских прав), так и средства индивидуализации (например, изобразительные товарные знаки, которые состоят исключительно из изобразительных элементов и не имеют фрагментов, состоящих из букв или цифр).

То есть в данном случае вид объекта интеллектуальной собственности значения не имеет, что существенно усложняет задачу должностных лиц таможенных органов: особенности поиска информации о наличии правовой охраны товарного знака и о наличии авторских прав на обозначения существенно различаются.

В рассматриваемом контексте проблема идентификации является основной, но не единственной: даже в случае установления наличия правовой охраны искомого обозначения в случае, если оно не включено в таможенные реестры объектов интеллектуальной собственности, поиск сведений о владельцах исключительных (авторских) прав для получения необходимого подтверждения факта нарушения их прав требует значительных трудовых и временных затрат.

Анализ практики выявления таможенными органами нарушений, связанных с несоблюдением исключительных прав на изобразительные объекты интеллектуальной собственности, позволяет сделать вывод о том, что указанные объекты выявляются преимущественно в двух случаях:

1. Изобразительный объект интеллектуальной собственности является широко известным.

2. Помимо изобразительного объекта интеллектуальной собственности на предмет совершения правонарушения (перемещаемый товар) нанесен также охраняемый объект, содержащий словесное обозначение, которое может быть идентифицировано таможенными органами как охраняемое.

Наглядным примером таких ситуаций могут служить выявленные в текущем году факты нарушений прав на изобразительные объекты интеллектуальной собственности. Подробное изучение указанных случаев подтверждает вероятность того, что ряд обозначений, фактически являющихся охраняемыми объектами авторских прав либо зарегистрированными изобразительными товарными знакам, по объективным причинам могут не быть распознаны должностными лицами таможенных органов при осуществлении таможенного контроля в отношении перемещаемых товаров. Как следствие, исключительные права владельцев таких объектов интеллектуальной собственности могут быть нарушены.

Первый такой случай связан с нарушением исключительных прав на изобразительный товарный знак и объект авторского права датской компании «ЛЕГО Джурис А/С».

Некоторые товарные знаки этой компании, как словесные, так и изобразительные, внесены в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности ФТС России (далее также – ТРОИС ФТС России). Так в поименованный реестр включен изобразительный объемный товарный знак в виде узнаваемого игрушечного человечка, который широко используется в известных конструкторах ЛЕГО (рис. 1).

ber1.tif

Рис. 1. Изобразительный товарный знак компании ЛЕГО Джурис А/С (свидетельство о регистрации № 524697 от 14.10.2014)

В ходе проведения фактического контроля в отношении ввозимых товаров «детские конструкторы» должностными лицами таможенного органа на первичной упаковке этих товаров была обнаружена маркировка, сходная с этим товарным знаком (рис. 2), при этом документы, подтверждающие право получателя товара на использование этих товарных знаков, при таможенном декларировании и в ходе проведения таможенного контроля представлены не были.

ber2.tif

Рис. 2. Обозначения, выявленные на товарах «конструкторы…»

В связи с этим таможенным органом были приняты меры, связанные с приостановлением выпуска товаров на 10 рабочих дней, которые прямо предусмотрены нормами действующего законодательства [8, ст. 331] для товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенные в таможенный реестр.

Однако по поступившей от правообладателя информации в данном случае были нарушены его исключительные и авторские права совсем на иные охраняемые объекты интеллектуальной собственности: часть перемещаемых товаров содержала изображение, сходное с охраняемым объектом авторского права «COLE», часть – обозначение, сходное с товарным знаком «Ninjago». Ни один из этих объектов в таможенный реестр не включен, и сведения о них в таможенных органах фактически отсутствуют. Нарушений прав на иные объекты интеллектуальной собственности, в том числе на изобразительный товарный знак, включенный в таможенный реестр, правообладатель не усмотрел.

То есть в указанном случае товар, обладающий признаками контрафактного, не поступил в гражданский оборот на территории Российской Федерации в связи с тем, что содержал, по мнению таможенного органа, маркировку, сходную с ОИС, включенным в ТРОИС ФТС России. Однако, учитывая, что правообладатель нарушение своих прав в отношении этого объекта интеллектуальной собственности не подтвердил, рассматриваемую ситуацию можно отнести к удачному стечению обстоятельств, поскольку, в случае отсутствия на товарах обозначения, послужившего основанием для приостановления выпуска, высока вероятность того, что поименованные нарушения (авторских прав в отношении объекта авторского права «COLE» и исключительных прав на товарный знак «NINJAGO») вряд ли были бы выявлены.

Еще одним примером проблем идентификации обозначения как охраняемого может являться выявленный в этом году факт нарушения прав на изобразительный товарный знак «UEFA CHAMPIONS LEAGUE» [6, 7] при ввозе товаров «мячи».

В настоящее время в связи с проведением Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. и Кубка конфедераций FIFA 2017 г. в Российской Федерации таможенными органами проводится ряд мероприятий, направленных на недопущение незаконного использования символики организаторов этих мероприятий. В том числе – дополнительное изучение сведений о наличии соответствующих регистраций, в том числе изобразительных товарных знаков и объектов авторских прав.

В текущем году в ходе осуществления таможенного контроля в отношении ввозимых товаров «мячи…» на них было выявлено изображение, состоящее из упорядоченно расположенных пятиконечных звезд (рис. 3).

ber3.tif

Рис. 3. Обозначения, выявленные на товарах «мячи…»

В этом случае таможенные органы реализовали предоставленное им законодательством право приостановить выпуск товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не внесенные в таможенные реестры объектов интеллектуальной собственности [1, ст. 308], поскольку усмотрели в обозначении, нанесенном на ввозимые товары, сходство до степени смешения с изобразительным товарным знаком, принадлежащим компании «Юнион Дез Ассовиасьон Еропеен де футболь (УЕФА)» (рис. 4) и, получив подтверждение правообладателя о нарушении его исключительного права, впоследствии возбудили административное производство и изъяли товар с целью исключения его попадания в гражданский оборот на территории Российской Федерации.

ber4.tif

Рис. 4. Изобразительный товарный знак компании «Юнион Дез Ассовиасьон Еропеен де футболь (УЕФА)»

Необходимо упомянуть, что штатные средства поиска и анализа, имеющиеся в распоряжении таможенных органов, практически не позволяют установить наличие регистрации такого обозначения в качестве охраняемого товарного знака. Единственный возможный способ идентифицировать обозначение в качестве охраняемого – просто знать о наличии правовой охраны заранее. Сведения о наличии регистрации рассматриваемого товарного знака до таможенных органов в настоящее время доведены непосредственно правообладателями, заинтересованными в обеспечении правовой охраны их объектов интеллектуальной собственности при пересечении товаров через таможенную границу.

Представляется, что существенную роль в выявлении данного нарушения сыграло повышенное внимание, уделяемое в настоящее время футбольной символике, а также общий уровень знаний и спортивные предпочтения должностного лица, выявившего сходство обозначения, нанесенного на товар, и товарного знака.

Как упоминалось выше, средства поиска наличия регистрации товарных знаков, не включенных в реестры, имеющиеся на сегодняшний день в распоряжении должностных лиц таможенных органов, ограничены и не позволяют проводить сравнение графики с использованием программных средств. То есть фактически установление наличия регистрации изобразительного товарного знака зависит от общего кругозора и памяти должностных лиц, осуществляющих таможенный контроль перемещаемых товаров. Должностное лицо должно предположить, какая организация является правообладателем искомого изображения и уже с использованием текстового поиска по правообладателю установить наличие регистрации.

Что же касается охраняемых объектов авторских прав, проблема поиска владельца авторских прав усугубляется отсутствием какого-либо «реестра» таких обозначений, поскольку, в соответствии с положениями действующего законодательства [8, ст. 1256], авторское право возникает в момент создания произведения и в нашей стране не обязательно регистрируется.

Соответственно, в таком случае должностному лицу, осуществляющему таможенный контроль, нужно без помощи каких-либо технических средств выполнить ряд действий, требующих значительных временных затрат, начиная от определения произведения, персонаж которого изображен на перемещаемом товаров, заканчивая поисками контактной информации о представителе правообладателя.

С учетом планируемого сокращения времени, отведенного Таможенным кодексом Евразийского экономического союза на проведение таможенного контроля [9, ст. 119], и значительных временных затрат на поиск необходимой информации для защиты прав на изобразительные ОИС (даже в случае, когда должностное лицо установило наличие правовой охраны), проблема идентификации становится особенно остро.

Таким образом, для повышения эффективности деятельности в этом направлении необходимо обеспечить должную техническую поддержку.

Уровень развития современных технологий таков, что программные продукты, позволяющие распознавать и сравнивать изображения, в настоящее время уже представлены на рынке программных средств. В настоящее время, в свете активного внедрения и использования новых информационных технологий при таможенном декларировании (к примеру, технология автоматического выпуска, которая требует значительных финансовых, технических и трудовых инвестиций) оснащение таможенных органов такими программными средствами не является первостепенной задачей, но представляется, что в ближайшей перспективе использование таких программных средств позволит таможенным органам более эффективно выполнять функции по защите прав на объекты интеллектуальной собственности в части обеспечения правовой охраны изобразительных объектов интеллектуальной собственности.

Несмотря на долгосрочность обозначенной перспективы использования названных технических средств, приведенный выше пример выявленного таможенными органами нарушения прав на изобразительный товарный знак «УЕФА» указывает на то, что одно лишь наличие в таможенных органах поступившей от правообладателей или их представителей сведений об охраняемых изобразительных объектах интеллектуальной собственности может существенно повысить эффективность работы в рассматриваемом ключе.

В связи с этим, в условиях недостаточной технологической оснащенности, в целях улучшения качества выполнения такой работы, представляется целесообразным введение и использование обеспечивающей ручной поиск необходимой информации единой базы данных таможенных органов, которая могла бы впоследствии стать основой для разработки и внедрения автоматизированного программного обеспечения, содержащей следующие сведения:

1. Информацию, уже имеющуюся во всех таможенных органах, об охраняемых изобразительных объектах интеллектуальной собственности, в том числе о правообладателях, их представителях на территории Российской Федерации (по аналогии со сведениями, указываемыми в таможенных реестрах – о контактной информации, о категориях однородных товаров и т.д.).

2. Информацию, поступающую непосредственно от правообладателей об изобразительных объектах интеллектуальной собственности (с целью ее использования не только в таможенном органе, куда она поступила, но на всей территории Российской Федерации).

Выводы

В настоящее время доля охраняемых объектов интеллектуальной собственности, являющихся исключительно изобразительными и не имеющих словесных или буквенных элементов, велика. При этом в ходе реализации возложенной на таможенные органы функции по защите прав на объекты интеллектуальной собственности должностные лица сталкиваются с рядом проблем, одной из которых является идентификация изображений, нанесенных на перемещаемые товары, в качестве охраняемых изобразительных объектов интеллектуальной собственности.

Анализ деятельности таможенных органов в данном направлении позволяет сделать вывод о том, что зачастую выявление незаконного использования изобразительных объектов интеллектуальной собственности сопряжено с необходимостью проведения весьма широкого круга мероприятий, не обеспечивающих абсолютную эффективность такой работы, поскольку автоматизированные средства поиска и идентификации изображений в распоряжении таможенных органов в настоящее время отсутствуют.

В связи с этим представляется целесообразным проведение следующих мероприятий:

– в краткосрочной перспективе – сформировать и оперативно вести единую для ФТС России базу изобразительных объектов интеллектуальной собственности, сведения о которых подтверждены (т.е. таможенными органами ранее уже принимались какие-то меры по их защите либо информация о них поступила в таможенные органы непосредственно от правообладателей и их представителей на территории Российской Федерации), доступную для использования на всех уровнях проведения таможенного контроля в отношении перемещаемых товаров;

– в долгосрочной перспективе – разработать и внедрить специальное программное средство, позволяющее (предпочтительно в автоматическом режиме) распознавать и сравнивать изображения на товарах с охраняемыми изобразительными объектами интеллектуальной собственности, а также получать информацию, необходимую для получения от правообладателей или их представителей сведений, подтверждающих нарушение их исключительных прав.