Несмотря на неблагоприятную внешнеполитическую обстановку и функционирующую в настоящее время в России программу импортозамещения [4], во втором квартале 2016 г. доля импорта в товарных ресурсах розничной торговли в нашей стране составила 36 % [3]. На протяжении предыдущего десятилетия это значение ни разу не опускалось ниже 40 % [3]. В настоящее время, в связи с интенсивным развитием техники и технологий, в том числе появления и расширения доступа большого круга лиц к интернет-технологиям, особую популярность приобретает удаленное приобретение товаров в зарубежных государствах с последующей доставкой этих товаров в международных почтовых отправлениях российским получателям.
При этом, как сетуют правообладатели, значительная доля контрафактной продукции поступает на рынок Российской Федерации именно таким способом.
Целью настоящей статьи является выявление причин и условий, способствующих попаданию контрафактной продукции на территорию России в международных почтовых отправлениях, особенностей проведения таможенного контроля в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях физическими лицами и выработка предложений по оптимизации таможенного контроля в отношении таких товаров с целью повышения эффективности деятельности таможенных органов в части защиты прав интеллектуальной собственности.
Таможенный контроль осуществляется в отношении всех перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза МПО в местах международного почтового обмена, которые в настоящий момент определены приказом ФТС России от 23 сентября 2013 г. № 1788 «О местах международного почтового обмена, являющихся объектами почтовой связи, на территории Российской Федерации» [6, 7].
Согласно положениям действующего законодательства, пересылка международных почтовых отправлений должна сопровождаться документами, предусмотренными актами Всемирного почтового союза. В настоящее время актами Всемирного почтового союза предусмотрены следующие документы, сопровождающие международные почтовые отправления :
– таможенная декларация (формы CN 22, CN 23);
– сопроводительный адрес CP 71;
– бланк-пачка CP 72;
– бланк E1 (при таможенном декларировании международных почтовых отправлений, содержащих логотип EMS).
Таможенный контроль осуществляется путем проведения осмотра или досмотра международных почтовых отправлений с применением технических средств таможенного контроля. В случаях обнаружения запрещенных или ограниченных к ввозу товаров такие товары возвращаются отправителю международного почтового отправления, либо в отношении лица, осуществляющего попытку введения в гражданский оборот на территории Российской Федерации таких товаров, возбуждаются дела об административных правонарушениях по фактам, ответственность за которые предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Необходимо отметить, что декларированию с использованием деклараций на товары подлежат товары, за исключением пересылаемых физическими лицами для личного пользования, в следующих случаях:
– если подлежат уплате таможенные пошлины, налоги;
– если в отношении товаров применяются специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры и соблюдаются запреты и ограничения;
– если фактический вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза должен быть подтвержден отправителем товаров таможенному и (или) налоговому органам;
– если товары помещаются под таможенную процедуру иную, чем таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления.
Исходя из смысла ч. 4 ст. 314 Таможенного кодекса Таможенного союза [8], использование предусмотренных актами Всемирного почтового союза документов при таможенном декларировании товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, осуществляется по остаточному принципу.
Таким образом, в случае, если товары, перемещаемые в международных почтовых отправлениях, не подлежат декларированию с использованием декларации на товары, таможенный контроль в отношении таких товаров осуществляется только в местах международного почтового обмена.
В соответствии с положениями действующего законодательства, после обработки международных почтовых отправлений работниками почты и таможенным органом в местах международного почтового обмена, для целей осуществления выпуска товаров юридических лиц и физических лиц, перемещающих товары в количестве, явно превышающем нормальное для личного пользования (при необходимости уплаты таможенных платежей, представления дополнительной информации о товарах), таможенным органом в месте международного почтового обмена составляется уведомление о необходимости таможенного оформления по месту нахождения адресата (т.е. во внутренних таможнях), которое направляется вместе с документами, сопровождающими международное почтовое отправление.
В случаях, когда в ходе проведения таможенного контроля проводился таможенный осмотр или таможенный досмотр товаров, перемещаемых в международном таможенном отправлении, акт таможенного осмотра/досмотра также направляется совместно с международным почтовым отправлением в таможенный орган, где будет осуществляться таможенное декларирование.
При этом при подаче декларации на товары в отношении международных почтовых отправлений, поступающих с уведомлениями из мест международного почтового обмена, соблюдается общеустановленный порядок таможенного декларирования и таможенного контроля.
Так выглядит общая схема осуществления таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях, в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.
Что же касается защиты прав на объекты интеллектуальной собственности при перемещении товаров в международных почтовых отправлениях, здесь, безусловно, присутствуют особенности, закрепленные нормативно в действующем законодательстве.
Итак, основные положения, касающиеся совершения таможенных операций с товарами, перемещаемыми в международных почтовых отправлениях, закреплены в 44 главе Таможенного кодекса Таможенного союза [8], содержащей ряд отсылочных норм как к внутреннему законодательству, так и к международному.
Положения, непосредственно касающиеся контроля за соблюдением прав на объекты интеллектуальной собственности при перемещении товаров с использованием международных почтовых отправлений, отражены в ст. 313 Таможенного кодекса Таможенного союза [8], а именно:
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 313 Таможенного кодекса Таможенного союза [8], в международных почтовых отправлениях не допускается пересылка товаров, запрещенных к пересылке в соответствии с актами Всемирного почтового союза.
В настоящее время перечень таких товаров установлен ч. 2 ст. 15 Всемирной почтовой конвенции [5] и включает в себя, помимо прочего, контрафактные и пиратские предметы.
Таким образом, на перемещение контрафактных товаров в международных почтовых отправлениях независимо от категории отправлений, наложен прямой запрет.
При этом в п. 1 ч. 2 ст. 328 Таможенного кодекса Таможенного союза [8] товары, перемещаемые физическими лицами для личного пользования с использованием международных почтовых отправлений, исключены из перечня товаров, к которым применяются меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, связанные с приостановлением выпуска товаров.
То есть в случае выявления перемещаемых физическими лицами для личного пользования в международных почтовых отправлениях товаров, обладающих признаками контрафактных, меры, связанные с приостановлением их выпуска, не применяются в соответствии с положениями Таможенного кодекса Таможенного союза [8].
При этом в Таможенном кодексе Таможенного союза прямо указано следующее: товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза, прибывшие на таможенную территорию Таможенного союза, подлежат немедленному вывозу, если иное не предусмотрено законодательством.
Указанное положение содержится в ч. 2 ст. 152 Таможенного кодекса Таможенного союза «Соблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу» [8].
Определение запретов и ограничений нормативно закреплено в п. 8 ч. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза [8]. Согласно указанной норме, запреты и ограничения включают меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования.
Кроме того, как упоминалось выше, в соответствии с ч. 2 ст. 15 Всемирной почтовой конвенции [1] запрещены к пересылке контрафактные и пиратские предметы.
В настоящее время термин «контрафактный» определен только в отношении одного объекта интеллектуальной собственности, защита прав на который входит в компетенцию таможенных органов, – товарного знака.
Согласно ч. 1 ст. 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации [2], контрафактными являются товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение. Это единственное легитимное определение термина «контрафактный», который при этом достаточно широко используется в законодательстве и в отношении защиты прав на иные объекты интеллектуальной собственности.
Кроме того, в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации, установить, является ли товар контрафактным, могут только судебные органы в рамках судебных разбирательств.
Соответственно, при принятии решения о необходимости вывоза товаров, запрещенных к перемещению в международных почтовых отправлениях в соответствии с ч. 2 ст. 15 Всемирной почтовой конвенции [1], таможенный орган должен установить, являются ли эти товары «контрафактными или пиратскими». Что, как следует из приведенного выше анализа действующих правовых норм, не представляется возможным и превышает полномочия должностных лиц в части идентификации товаров.
Таким образом, проблема реализации положений о недопущении пересылки в международных почтовых отправлениях товаров с нарушением прав интеллектуальной собственности является комплексной и требует детально проработанных решений, которые будут способствовать повышению эффективности деятельности таможенных органов по предотвращению попадания контрафактных товаров таким способом на территорию России.
Во-первых, целесообразно законодательно разъяснить термины «контрафактный» и «пиратский» применительно ко Всемирной почтовой конвенции. Иначе, поскольку контрафактность товаров в соответствии с действующим законодательством России определяется только в судебном порядке, предусмотренный упомянутой Конвенцией механизм возврата международных почтовых отправлений фактически утратит смысл с учетом положений Гражданского кодекса Российской Федерации о необходимости уничтожения контрафактных товаров [2].
Во-вторых, с учетом положений о выборочности таможенного контроля [8], проблемой является эффективность фактического таможенного контроля товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях физическими лицами. Для повышения эффективности выявлений товаров, обладающих признаками контрафактных, целесообразно с использованием системы управления рисками точно прорабатывать наиболее рисковые направления перемещения международных почтовых отправлений, поставки, получаемые от конкретных отправителей, и так далее. Такая работа, по нашему мнению, будет наиболее эффективной при непосредственном участии правообладателей. Например, представляется возможным прямое взаимодействие таможенных органов и правообладателей с использованием специального программного средства, реализованного на базе интернет-технологий, где правообладатели смогут в режиме реального времени доводить до таможенных органов информацию о выявленных ими фактах нарушений их исключительных прав, которая в оперативном порядке будет обрабатываться таможенными органами и реализовываться с использованием системы управления рисками, применяя адекватные к конкретной ситуации формы таможенного контроля. Такая схема работы позволит, во-первых, оперативно пресекать попытки пересылки в международных почтовых отправлениях контрафактных товаров, и, во-вторых, снизить трудовые и временные затраты таможенных органов при проведении таможенного контроля, одновременно повышая его эффективность.
Третьей важнейшей проблемой является то, что на правообладателей законодательно не наложены никакие обязательства по взаимодействию с таможенными органами. Зачастую бездействие правообладателей приводит к неэффективности всех проводимых таможенными органами мероприятий даже в случае, когда товар является не просто контрафактным в соответствии с Гражданским кодексом, т.е. ввезенным без разрешения правообладателя, а поддельным, что негативно сказывается на конечном потребителе такого товара.
Поскольку эффект от модернизации и гармонизации законодательства в части деятельности таможенных органов, направленных на защиту прав интеллектуальной собственности при пересылке товаров в международных почтовых отправлениях, потенциально высок, возможно ввести отдельный механизм, сходный с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, который в настоящее время не применяется для товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования с использованием международных почтовых отправлений. Внедрение подобного правового механизма позволило бы в первую очередь снизить количество ввозимых таким способом контрафактных товаров. Кроме того, это обеспечило бы однозначное соблюдение норм международного законодательства, а именно – исключило бы из международного почтового обмена товары, запрещенные к пересылке в международных почтовых отправлениях, являющиеся контрафактными или пиратскими.
Однако внедрять такой механизм нужно с осторожностью, поскольку, учитывая, что в настоящее время в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности Российской Федерации внесено более 2000 товарных знаков, а количество международных почтовых отправлений, оформляемых в местах международного почтового обмена, постоянно возрастает, при реализации подобного механизма может возникнуть ряд не только правоприменительных, но и организационных трудностей, например отсутствие специальных мест хранения международных почтовых отправлений, срок выпуска которых продлен; неопределенность с компенсацией затрат на хранение таких товаров; увеличение трудовых и временных затрат таможенных органов при ограниченном штате должностных лиц; и др. [5, 9].
Выводы
В настоящее время деятельность таможенных органов Российской Федерации по выполнению функций в части защиты прав на объекты интеллектуальной собственности и осуществлении таможенного контроля в отношении товаров, пересылаемых физическими лицами в международных почтовых отправлениях, недостаточно эффективна в связи с несовершенством действующего законодательства и несогласованностью правовых норм, содержащихся во внутреннем законодательстве Российской Федерации, наднациональном законодательстве Таможенного союза и международных правовых норм в данной сфере, содержащихся в международных правовых актах, ратифицированных в Российской Федерации. Для повышения эффективности такой работы необходимо совершенствование как теоретико-правовой, так и функциональной базы деятельности таможенных органов.
В первую очередь целесообразно привести нормы действующего законодательства в соответствие и законодательно разъяснить понятия «контрафактный», «пиратский» применительно ко Всемирной почтовой конвенции.
Кроме того, представляется необходимым разрешение вопросов, связанных с организацией проведения мероприятий, направленных на пресечение случаев пересылки в международных почтовых отправлениях товаров с нарушением прав интеллектуальной собственности, таких как: организация специальных мест хранения товаров, возможно являющихся контрафактными, до принятия окончательного решения о необходимости их обратной пересылки либо разрешения на ввоз; повышение эффективности проведения таможенного контроля с использованием механизма системы управления рисками при непосредственном участии правообладателей; обеспечение единообразия в действиях должностных лиц таможенных органов, в данном случае путем нормативного закрепления соответствующей технологии с учетом особенностей работы мест международного почтового обмена.
Помимо прочего, для обеспечения необходимой оперативности и исключения необоснованного увеличения сроков выпуска товаров целесообразно рассмотреть вопрос о модернизации материально-технической базы и разработки специального программного обеспечения, возможно интегрированного в существующую информационную систему таможенных органов.