Рынок продовольствия в современных условиях показывает явный приоритет в направлении развития сектора органической продукции. Развитие рынка органической продукции обусловлено многими причинами, основными из них являются: страх перед возможными последствиями и недоверие к генетически модифицированным продуктам; осознаваемая опасность для здоровья человека продуктов массового производства; негативное отношение к традиционным продуктам из-за возникавших в последнее время эпидемий (коровье бешенство, птичий грипп, ящур и др.); развернутая информационная компания, направленная на популяризацию экологически чистых продуктов и другие.
Принципы производства сельскохозяйственной органической продукции следующие:
– принцип здоровьесбережения, органическое производство должно поддерживать, охранять и улучшать здоровье почвы, сельскохозяйственных угодий, растений, животных, человека и планеты как единого и неделимого организма;
– принцип экологического производства, органическое сельское хозяйство должно основываться на принципах существования естественных экологических систем и циклов;
– принцип естественности условий, т.е. животные должны быть обеспечены условиями и возможностями для жизни, которые согласуются с физиологией животных, естественными местами обитания, привычным поведением и здоровьем;
– принцип заботы и ответственности, управление органическим производством должно носить превентивный и ответственный характер для защиты здоровья и благополучия живущих, будущих поколений и окружающей среды.
В условиях российской действительности возникает много вопросов с тем, что же понимать под органической продукцией. До введения в РФ комплекса нормативно-правовых актов, приобретения достаточного опыта по особенностям производства органической продукции и контроля над ее состоянием ответить на это можно только опираясь на международный опыт.
«…Понятия «эко», «био» и «органик» – это синонимы, которые обозначают экологически чистые продукты, произведенные с соблюдением принципов органического сельского хозяйства. Согласно европейским и американским стандартам органического сельского хозяйства, надпись «organic» («bio» или «eco») показывает, что не менее 95 % содержимого по весу (за вычетом веса соли и воды) является органическим. Надпись «made with organic» означает, что не менее 70 % содержимого является органическим продуктом. Надпись находится на лицевой или верхней стороне упаковки, а за ней может следовать до трех наименований компонентов продукта. Надпись «less than 70 % of content is organic» означает, что менее 70 % содержимого является органическим. При этом на упаковке может быть приведен список органических компонентов, однако слово «organic» не может быть использовано на лицевой стороне упаковки» [3].
На сегодняшний день органические продукты являются гарантом безопасности и пользы для здоровья населения. Согласно международным требованиям, только при производстве органической сельхозпродукции контролируется весь жизненный цикл продукта от поля до прилавка. Запрещено использовать все, что может навредить здоровью человека – химические удобрения и средства защиты растений, ГМО, антибиотики, гормоны роста, пищевые добавки [9, с. 1071].
Производство органической продукции практикуется уже более чем в 160 странах мира и на более чем на 37 млн га сельскохозяйственных угодий. В России для ведения органического производства сертифицировано 150 тыс. га сельскохозяйственных земель.
Наибольшая доля производства органической продукции приходится на развивающиеся страны, такие как Индия, Мексика, Уганда и др. Ожидается, что лидером роста в сфере органического сельского хозяйства к 2020 г. станет азиатско-тихоокеанский регион.
Потребность рынка в органической продукции стимулируется на государственном уровне – в США и в странах Европейского союза. Кроме того, принимаются программы развития экологических предприятий, а в университетах и колледжах предлагаются программы подготовки сертифицированных эко-фермеров.
В странах Запада, США, Японии и прочих разработаны документы, регулирующие рынок органических продуктов с учетом национальных и региональных особенностей производства и потребления продуктов питания: ЕС – Regulation 834/2007; США – National Organik Program; Япония – Japanese Agricultural Standard.
Начало эпохи органического земледелия можно отсчитывать с 1940-х гг. в Европе и Америке, как ответ на зависимость сельскохозяйственного производства от инсектицидов и синтетических удобрений. В течение 20-го столетия новые способы земледелия с использованием агрохимических препаратов активно использовались и приводили к росту урожаев. В этом случае оборотной стороной такого процесса становились: эрозия почв, их загрязнение тяжелыми металлами, засоление водоемов и др. Альберт Говард, британский ботаник, один из основателей органического сельского хозяйства, в 1940 г. разработал и предложил систему удобрения почв с использованием компостов из растительных остатков и навоза.
В 1972 г. была создана Международная федерация движений за органическое сельское хозяйство (IFOAM). Цель создания федерации состоит в распространении информации и внедрение органического сельского хозяйства во всех странах мира. В 1990-е гг. зеленые движения и зеленая философия приобрели мировой масштаб, охрана окружающей среды и забота о здоровье своих граждан стали приоритетными направлениями государственной политики многих государств.
В России в 1989 г. была запущена всесоюзная программа «Альтернативное сельское хозяйство», это можно посчитать началом экологического земледелия в нашей стране. Ввиду неготовности рынка программа закончилась крахом, однако за два года программа принесла международную сертификацию ряду предприятий.
С 1994 г. был начат экспорт отечественной экологически чистой сертифицированной гречихи в Европу, а с 1995 г. функционирует завод по переработке органики в Калужской области. Сейчас производят органическую сельхозпродукцию предприятия Владимирской, Курской, Московской, Новгородской, Омской, Оренбургской, Орловской, Псковской, Тульской, Ярославской областей и Ставропольского края.
Россия стоит в начале пути формирования рынка экологически чистой, безопасной продукции, и здесь «очень важен механизм контроля качества органической сельхозпродукции,... Во всем мире зарекомендовала себя система контроля качества с помощью независимых систем сертификации, которые в свою очередь контролирует государство» [9, с. 1071].
Основными причинами отставания российского рынка органической продукции от США и европейских стран является отсутствие до недавнего времени единых отечественных стандартов экологически безопасной продукции, пассивная роль государства, низкая экологическая культура населения, отсутствие должной информации и др. А в недавнем прошлом речи об органической продукции не могло идти только потому, что в России наблюдался просто недостаток продуктов питания как таковых.
Однако отметим, в рамках деловой программы агропромышленной выставки «Золотая Осень» в 2016 г. прошла встреча представителей Комитета Госдумы РФ по аграрным вопросам, Министерства сельского хозяйства, Роспотребнадзора, Росстандарта и участников реального сектора органического производства, где главным было обсуждение проблем развития органического сельского хозяйства в России. Таким образом, наблюдаются положительные сдвиги и в этом секторе аграрной экономики России.
В последние годы с введением санкций и контрсанкций отношение к агропромышленному производству действительно изменилось. Подтверждением этому являются слова Президента РФ В.В. Путина, который, выступая перед Федеральным собранием, заявил: «Считаю, что нужно поставить задачу национального уровня и к 2020 году полностью обеспечить внутренний рынок национальным продовольствием. Мы не только можем сами себя накормить… Россия способна стать крупнейшим мировым поставщиком здоровых, экологически чистых продуктов питания» [5].
Интересно мнение Хелены Древес Боллесен о развитии органического сельского хозяйства в РФ с датской точки зрения: «Ваша страна обладает самыми большими земельными ресурсами, но органическое земледелие слабо развито. В Дании доля экопродуктов занимает 8 % всего рынка! Надо уделить особое внимание почве, севообороту, организмам, живущим в почве – они для фермеров являются самыми важными животными. Для России очень важны инвестиции в производство органики, технологии…» [1].
Свою роль играют и запросы потребителей, которые уверенно формируют на рынке сектор органической продукции.
Во всем мире и в России органические продукты относятся к премиальному сегменту. Потребители органической продукции, как правило, это представители среднего класса и выше. Наиболее активными потребителями являются женщины и мужчины в возрасте от 25 до 45 лет, с высшим образованием, со средним и выше доходом, жители Москвы, Санкт-Петербурга и других мегаполисов. Исследования показывают, что пока только 2–3 % россиян потребляют органическую продукцию. В то же время переплачивать за здоровую еду готовы уже около 58 % жителей России, и только 21 % детально знают об органической продукции. Это говорит об огромном отложенном спросе.
Необходимо отметить, что спрос на органическую продукцию в России во многом сдерживается:
– недоверием к отечественным производителям и риском покупки фальсификата;
– продажей основного объема отечественной органической продукции, по оценкам экспертов более 100 млрд руб., по «серым» схемам;
– недостаточное представление продукции в торговых сетях;
– более высокой ценой в сравнении с традиционной продукцией (разница до 400 %);
– низким уровнем жизни россиян, особенно снизившимся в последние два года.
Спрос на органическую продукцию опережает предложение. Развитые страны наращивают закупки органической продукции и готовы платить за нее двойную цену. Стоимость выращенных традиционным способом зерновых культур колеблется от 170 до 205 евро за тонну, а органической зерновой продукции от 300 до 440 евро за тонну. Цены на органическую продукцию не зависят от биржевых колебаний. Мировой рынок зерна и бобовых культур определяется фьючерсами и другими макроэкономическими показателями, а мировой рынок органической зерновой продукции диктуется заводами-переработчиками.
Следует отметить, что современное экологическое производство по себестоимости сравнялось с традиционным. Главный фактор, который влияет на цену, это логистика, так как органическим производством занимаются малые и средние предприятия, которые производят продукцию небольшими партиями, и поэтому доставка обходится дороже.
За период с 2000 г. по 2010 г. мировой рынок органических продуктов питания вырос более чем в 3,5 раза – с 17,9 до 60,9 млрд долл.
По данным IFOAM, рынок органических продуктов в 2011 г. вырос примерно на 12 % – с 60,9 до 68 млрд долл. – в то время как рост потребительского рынка в целом в этот период составил только 4,5 %. В 2012 г. оборот российского рынка органических продуктов составил 120–140 млн долл., а в 2014, по данным Союза органического земледелия – 190 млн долл. Более 90 % этого объема составлял импорт – в основном из стран Европы, которые продают в России продукты, изготовленные в том числе из купленного российского сырья. При существующих тенденциях рынок органических продуктов может к 2020 г. достичь 200–250 млрд долл.
Исследование Grand View Research, Inc. Observes показало, рынок органических продуктов питания будет расти ежегодно в среднем на 15,5 % в течение 2016–2020 гг. Общий объем мирового рынка органических продуктов по прогнозам к 2020 г. составит около 212 млрд долл. По данным «Агроэкоинформ», потенциал рынка экологической продукции в России на 2020 г. – 300 млрд руб. [1].
Потенциал внутреннего рынка органической продукции в России с учетом экспортного потенциала составляет примерно 700 млрд руб. В социально-экономическом отношении это более 15000 сертифицированных производителей органической сельскохозяйственной продукции и около 1 млн созданных новых рабочих мест с высоким уровнем дохода на селе.
В 11 странах более 10 % всех сельскохозяйственных земель являются органическими. Соединенные Штаты являются ведущим рынком органической сельскохозяйственной продукции с 24,3 млрд евро, за ней следуют Германия (7,6 млрд евро) и Франция (4,4 млрд евро). В 2013 г. официальные данные по рынку впервые опубликовал Китай (2,4 млрд евро), что делает страну четвертой по величине на органическом рынке в мире. Наиболее высокие расходы на органические продукты на душу населения в Швейцарии (210 евро) и Дании (163 евро) [7].
Современное состояние агропродовольственного рынка позволяет выделить несколько основных трендов развития российского рынка органических продуктов питания. Наиболее быстрорастущими сегментами рынка органических продуктов являются «овощи и фрукты», «молоко и молочные продукты». При этом сегменты «мясо, птица», «хлебобулочные изделия» и «напитки» растут более быстрыми темпами, но по объему отстают от сегментов «овощи и фрукты», «молоко и молочные продукты». Рост мирового рынка органических продуктов питания опережает рост рынка традиционных продуктов более чем в 2 раза.
В РФ около 50 предприятий прошли сертификацию по международным стандартам ЕС. Если учитывать все сельскохозяйственные предприятия в России, их доля составит не более 5 % от общего числа. Они производят продукцию на 200 млрд руб. в год.
«За прошедшие 6–7 лет Россия показывала одни из самых высоких в мире темпов роста органического сельского хозяйства. Почти в 10 раз выросло количество сертифицированных земель под органическое производство, количество производителей выросло в 8–9 раз, а рынок органических продуктов вырос более чем на 60 %. Однако продажи органической продукции в торговых сетях остаются невысокими» [6].
Исходя из состояния аграрного сектора экономики РФ, на современном этапе можно высоко оценить перспективы развития российского экспорта органической продукции.
Экологические стандарты часто применяют в личных подсобных хозяйствах, малых и средних предприятиях России.
С целью поддержки ЛПХ Россельхозбанк разработал программу их кредитования с суммой до 1,5 млн руб. для заемщиков в возрасте до 75 лет и ставкой от 14,9 %.
Министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев заявил о том, что: «За органикой будущее… но мы только в начале пути, у нас только 1 % от мирового объема биопродуктов… весь мир смотрит на Россию, как на территорию чистых продуктов [1]… через 20 лет Россия может занять до 10 % мирового рынка органической продукции [4]».
Действительно быстрому развитию рынка органической продукции в РФ может способствовать превосходное состояние экологии в отдельных регионах страны, улучшение общей экологической обстановки, около 40 % неиспользуемых сельскохозяйственных земель, которые в связи с экономическими и финансовыми трудностями в последнее время не обрабатывались. Кроме того, наличие богатых почвенных ресурсов и достаточно дешевая рабочая сила.
Важную роль в развитии органического сельскохозяйственного производства и экспортных возможностей России играют «наращивание организационного потенциала, способность создавать благоприятный предпринимательский климат, и реализация конкурентных преимуществ регионов России» [8, с. 35].
Мнение Романа Гурова, Исполнительного директора Союза органического земледелия: «С принятием нормативно-правовой базы Россия может стать полноправным игроком мирового рынка органической сельхозпродукции. Уже сейчас мы должны прорабатывать включение данного сектора в торгово-экономическое сотрудничество России с другими странами. Наибольшим потенциалом экспорта обладают зерновые и бобовые культуры. Их урожайность при органическом земледелии снижается на 25–30 %, а цена возрастает на 50–100 %».
Введение с 1 января 2017 г. в России единых правил сертификации органической продукции [2] может стать дополнительным стимулом для отечественных аграриев.