Важной частью национальной экономики является развитие агропромышленного комплекса, где главной государственной задачей является организация и стимулирование инновационной деятельности в аграрном секторе экономики. Очевидно, что в сложившихся на данный момент условиях системного кризиса в АПК отдельные его отрасли и хозяйствующие субъекты не в состоянии обеспечить решение данной задачи за счет собственных возможностей. Оптимальным решением может стать активное взаимодействие государственного и частного капиталов на принципах государственно-частного партнерства.
Цель исследования. В этой связи становится очевидной необходимость разработки системы мер совершенствования использования механизма государственно-частного партнерства в аграрной сфере в российских условиях.
Материалы и методы исследования
Основой проведенного исследования стала систематизация научных трудов отечественных и зарубежных ученых в области применения механизмов государственно-частного партнерства. Использование в работе метода системного анализа позволило выявить основные преимущества и недостатки рассматриваемого механизма и оценить возможности его применения для российского АПК. Также позволило выделить лучшие практики из зарубежного опыта государственного регулирования и обосновать их применение на уровне России с применением программно-целевого метода. Сделанные выводы стали основой для разработки комплекса предложений мероприятий по формированию эффективного механизма реализации проектов ГЧП в аграрной сфере.
Базой для эмпирического исследования стали данные Федеральной службы государственной статистики РФ, материалы средств массовой информации, опубликованные отчеты о развитии государственно-частного партнерства.
Результаты исследования и их обсуждение
Проблемы развития механизмов государственно-частного партнерства являются предметом исследования разных наук и научных школ. В мировой практике механизм государственно-частного партнерства применяется уже давно и доказал свою эффективность. Среди зарубежных ученых, исследующих отдельные аспекты взаимодействия в экономике частной и государственной сфер, а также вопросы отношений власти и бизнеса, следует выделить H.E. Hale (2006), E.R. Yescombe (2011), T.J. Murphy (2012), S. Osborne (2000) и др.
Интерес к механизмам реализации ГЧП, в частности опыту совместных проектов бизнеса и государственных структур, явились стимулом для научных разработок в России. Так, теоретическое обоснование государственно-частного партнерства изложено в трудах российских исследователей: А.П. Берестова (2008), В.Г. Варнавского (2009), М.В. Вилисова (2007), С.Н. Сильвестрова (2008), Р.Р. Шабанова (2008). В последние годы в контексте повышенного общественного и научного интереса к феномену государственно-частного партнерства появилось значительное число исследовательских работ, анализирующих эффективность и перспективы применения механизма ГЧП в широком спектре отраслей, в том числе и в сельском хозяйстве. Однако много вопросов еще остаются не изученными.
Поскольку аграрная сфера во многом страдает от значительного недофинансирования научных исследований и влияния внешних факторов, использование механизма ГЧП позволяет снизить риск для отдельных частных партнеров и одновременно способствовать адаптации и распространению новых результатов исследований или имеющихся знаний и технологий.
Значение государственно-частного партнёрства для Российской Федерации подтверждается историческим опытом ГЧП в рамках концессий периода НЭПа [9]. В развитых странах Западной Европы и в развивающихся странах еще в 90-х гг. XX в. было учреждено более 2700 проектов ГЧП. В течение последних двух десятилетий в рамках ГЧП за рубежом реализованы тысячи успешных проектов. Лидерами в области ГЧП являются Великобритания, США, Франция и Германия, где основной формой партнерства выступают концессионные соглашения и договора. Общие черты зарубежной практики реализации ГЧП – это более широкая и упорядоченная нормативная база, регулирующая контрактные отношения в различных отраслях и позволяющая наиболее полно учитывать разнообразие условий функционирования различных сфер.
Несмотря на то, что в России отсутствует длительная история реализации проектов ГЧП, положительный опыт партнерства государства и бизнеса в ряде отраслей экономики имеется, в том числе и в АПК. В практике ГЧП участвует достаточно широкий спектр организационно-правовых форм государственных организаций (государственные учреждения; государственные унитарные предприятия; государственные корпорации; финансово-промышленные группы; некоммерческие партнерства; автономные некоммерческие организации; фонды). При этом следует отметить, что созданные к настоящему времени институты развития государственно-частного партнерства (государственные корпорации, Российская венчурная компания, особые экономические зоны, центры передачи технологий, инновационно-технологические центры, технопарки и т.п.) не задействованы системным образом.
Анализ реализованных инвестиционных проектов в РФ позволил выделить приоритетные для государства и привлекательные для российского бизнеса сферы (промышленное производство, ЖКХ, автодорожное строительство). АПК входит в пятерку отраслей, где реализуется наибольшее число инвестиционных проектов на основе ГЧП.
Одним из инструментов ГЧП на сегодняшний день является программно-целевой подход, реализуемый через Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, действующую в 2008–2012 гг. и пролонгированную на 2013–2020 гг. Государство выполняет организационно-экономическую функцию развития АПК, организует и координирует разработку целевых государственных, ведомственных и региональных программ и инновационных инвестиционных проектов, обеспечивает формирование инновационной инфраструктуры, не выполняя при этом функции агробизнеса [1].
Инструментом формирования инновационной системы АПК и развития государственно-частного партнерства в ближайшее время должны стать технологические платформы, как наиболее современная форма ГЧП, направленная на согласование приоритетов научно-технической политики развития сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей между бизнесом, наукой и образованием в целях повышения конкурентоспособности АПК в целом и отдельных территорий, комплексов и организаций (например, технологическая платформа «Технология пищевой и перерабатывающей промышленности АПК – продукты здорового питания» на базе ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет инженерных технологий»).
Наиболее предпочтительной формой реализации механизма ГЧП как в российской практике, так и в зарубежной является контрактная форма ГЧП, а конкретными ее видами – инвестиционные и концессионные соглашения, что обусловлено наличием хорошо проработанной законодательной базы и прозрачным механизмом взаимодействия сторон. В стране зарегистрировано около 500 договоров концессий [9].
Развивая прямое взаимодействие с предпринимателями, регионы делают ставку как на крупные хозяйства, так и на малый бизнес и на сельские кооперативы. Большим производствам власти оказывают содействие в выделении земельных участков, подведении необходимых коммуникаций, предоставлении гарантий по привлекаемым кредитам. Выплаты из госбюджета принимают различные формы: ассигнования, субсидии, дотации, субвенции. Инструментами кредитно-денежной политики являются: лимиты кредитования, изменения учётной ставки, прямое регулирование ставки процента и др. Помимо этого существуют прочие формы воздействия на экономику, такие как кредитование, инвестиции, налоговый механизм [6].
В отечественной практике, помимо рассмотренных форм, реализация крупных ГЧП-проектов осуществляется преимущественно в виде использования средств Инвестиционного фонда РФ и других источников финансирования крупных инвестиционных проектов, соответствующих основным направлениям стратегического развития РФ. Из всей совокупности инвестиционных проектов, реализуемых на условиях ГЧП в России, только 8 относятся к сфере АПК, из которых 4 реализуются в Тамбовской области, 2 – в Республике Мордовия, по одному – в Брянской области и Алтайском крае. Из общего количества проектов полная реализация была осуществлена только по двум. По количеству реализуемых проектов лидирует Тамбовская область (4 проекта). Объем инвестиций составил 80 % от всех реализуемых проектов Инвестиционным фондом РФ (37787,02 млн руб.). Все они нацелены на преобразование экономики области за счет создания новых высокотехнологичных сельскохозяйственных производств.
Многоаспектное изучение проблем и перспектив развития государственно-частного партнерства и снижения рисков при реализации инвестиционных проектов в АПК регионов позволило констатировать, что на современном этапе очень важно оптимизировать формы и модели ГЧП [14]. Из всего многообразия форм ГЧП следует отобрать такие, которые будут опираться на финансовые возможности и административный ресурс государственных органов власти ещё на начальном этапе проекта. Впоследствии, когда акционерный или частный бизнес в этом проекте будет получать прибыль, он будет погашать государственную долю вложенного капитала вплоть до приватизации всего имущественного комплекса.
Сельское хозяйство России в настоящее время находится на стадии своего развития. По экспертным оценкам, инвестиционный потенциал АПК до 2020 г. составит свыше 4 трлн руб. Значительная часть этих инвестиций будет профинансирована за счет кредитных средств. Наиболее целесообразным решением проблемы, по нашему мнению, является организация ГЧП между органами власти, фермерами субъектов РФ и малыми сельскохозяйственными организациями. Примером такой успешно функционирующей ассоциации является Ассоциация «Аграрное образование и наука».
Важным на современном этапе является инновационное и технологическое совершенствование системы устойчивого продовольственного обеспечения, что подразумевает предание инновационности самой организационной структуре, обеспечивающей решение данной проблемы, а также совокупность мер и форм воздействия. Приоритетными из них могут являться:
1) стимулирование производства качественной, экологически чистой продукции;
2) бюджетное обеспечение системы семеноводства;
3) стимулирование мер по расширению ассортимента продовольственных товаров;
4) поддержка инновационной деятельности на уровне муниципалитета;
5) стимулирование внедрения достижений в науке и технике и практика сотрудничества с научными институтами;
6) сотрудничество с вузами региона с целью формирования высококвалифицированных кадров для АПК региона;
7) сотрудничество с институтами повышения квалификации кадров работников АПК;
8) стимулирование импортозамещения и производства особо значимых видов продукции.
Основными мерами государственной поддержки АПК являются: возмещение части затрат товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования; возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам; гранты из федерального бюджета на реализацию перспективных инновационных проектов. Государство может предоставлять для сельхозпроизводителей кредиты на инвестиционные проекты по льготной ставке, а также осуществлять финансирование за счет Инвестиционного фонда.
Основным препятствием эффективной реализации проектов ГЧП в целом по России являются проблемы общественно-политического и правового характера, недостаточной эффективности деятельности органов государственной власти, незначительности роста инвестиционного климата. Перспективное развитие инновационной системы АПК должно обеспечиваться созданной инфраструктурой, формируемой на принципах ГЧП, например, в форме инновационных кластеров – социально-экономических формирований АПК. Их формирование зависит от следующих факторов: благоприятных почвенно-климатических условий для производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия; наличия трудовых и земельных ресурсов для производства сельхозпродукции; опережающих сроков начала использования результатов научной и научно-технической деятельности, научной организации-участника инновационного кластера по производству определенной сельскохозяйственной продукции; использования собственных внешнеэкономических и экспортных связей, а также финансовых средств для приобретения новых технологий и оборудования, собственных торговых марок и брендов.
Формирование новых институтов регионального развития АПК предполагает:
– развитие арендных лизинговых отношений, формирующихся на основе передачи государством в аренду частному сектору своей собственности с целью привлечения долгосрочных инвестиций на развитие инновационных проектов;
– совершенствование законодательного, финансового, налогового и имущественного механизма стимулирования и поддержки малых предприятий в сфере АПК, специализирующихся в осуществлении научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок;
– использование новых источников финансирования проектов ГЧП (средства негосударственных пенсионных фондов при использовании механизма концессионных облигаций);
– изменение законодательства, что позволит повысить инвестиционную привлекательность проектов для финансирующих организаций, а также получения заемных средств по более низким ставкам в связи с долгосрочным характером отношений в рамках ГЧП в АПК.
Таким образом, применение организационных механизмов ГЧП является отправной точкой к развитию нового уровня отношений между государством и бизнесом в сфере агропродовольственного комплекса, позволяющих использовать сильные стороны государственных и частных партнёров для достижения роста эффективности, мобилизации ресурсов и инвестиций при решении приоритетных задач, реализации инновационных проектов, снижения рисков.
Выводы
Как показало обобщение теоретических положений проблемы исследования, ГЧП является оптимальной экономической формой организации процесса финансового обеспечения отраслевых инновационных инфраструктурных и индустриальных проектов. Постоянное развитие форм, инструментов, принципов, подходов, моделей и механизмов государственно-частного партнерства в инновационно-инвестиционной деятельности в аграрной сфере позволит повысить эффективность сельскохозяйственного производства, конкурентоспособность отечественного АПК.
Работа выполнена при финансовой поддержке НИР № 53/55-15 «Устойчивое развитие продовольственного рынка на основе активизации механизмов государственно-частного партнерства».