Естественные монополии составляют значимую часть российской экономики, поэтому их развитие является стратегически важным для государства. В рамках выбранного курса на отход от сырьевой экономики, определенного в новой стратегии до 2030 года, парадигма развития и финансирования естественных монополий требует пересмотра согласно новым направлениям, которые позволят обеспечить дальнейший рост экономики по отраслям, а также их инновационное развитие.
На данном этапе на развитие естественных монополий оказывают влияние несколько негативных факторов – физический износ инфраструктуры вызывает постоянный рост производственных затрат; технологический прогресс заставляет пересматривать подходы к работе монополий; колебания курсов валют влияют на стоимость производства; масштабы и климатические особенности страны заставляют избирательно подходить к распределению ресурсов; экономический кризис и санкции требуют пересмотра сложившейся системы финансирования.
Успешное социально-экономическое развитие России в предыдущие годы было во многом обусловлено высокими ценами на энергоносители и благоприятной рыночной конъюнктурой. При этом сильная зависимость от внешних финансовых ресурсов и технологий создала диспропорциональную, неразвитую, крайне зависимую от внешних факторов структуру производства, инфраструктуру и финансовую систему. Возникшие в последнее время внешние риски и ограничения, будучи абсолютно новым и неожиданным фактором, стали для отечественной экономики серьезным вызовом. Ограничение по мобильности движения производств и капиталов даже для самой развитой экономики в рамках глобализационной модели развития является критическим риском. Все это требует пересмотреть парадигму развития естественных монополий, во многом до сего времени основывающуюся на государственном финансировании.
Особенности функционирования естественных монополий в современных условиях
Основные теоретические положения относительно деятельности естественных монополий и их конкурентных отношений были сформированы в 1980-х годах [2]. Разработанные положения затрагивали основные процессы функционирования предприятий. А многие организационные процессы внедряются и сейчас. На данный момент государство взяло курс на инновационное развитие, что требует пересмотра работы естественных монополий. Существующее положение требует от государства мобилизации значительных усилий для компенсации производственных издержек монополий. Рост тарифов на энергетические ресурсы привёл к тому, что производственные издержки превышают общемировой уровень. Это приводит к оттоку иностранного капитала из страны, поскольку инвесторам невыгодно открывать новые предприятия.
Один из основных моментов касается изменения научной парадигмы отказа от естественных монополий в пользу услуг, реформирования отраслей и развития конкуренции на данном рынке. В Европе отраслевые службы относятся к услугам общеэкономического значения, которые являются обязательными по обеспечению блага. Перевод естественных монополий на новую модель позволит нивелировать негативные аспекты, присущие старой модели: низкую доступность финансовых ресурсов для малого и среднего бизнеса; отсутствие стимула развития малого и среднего бизнеса и, как следствие, отсутствие мер поддержки со стороны государства; сильный конкурентный разрыв между крупными и средними предприятиями.
Следует также учитывать, что естественные монополии, представляющие ключевую инфраструктуру, сильно отличаются от рыночных монополий в силу своей невозможности полностью удовлетворить спрос по более низкой себестоимости, чем частные фирмы. Как следствие, 70 % малого бизнеса сосредоточено в сфере торговли, тогда как доля малых предприятий, задействованных в промышленности, не превышает 15 % [4].
По этой причине существование конкурирующих предприятий было невыгодно не только рынку, но и национальной экономике в целом. Однако эта теория была сформулирована ещё в середине XX века, когда инфраструктура только развивалась. С тех пор производственные процессы претерпели значительные технологические изменения и многие естественные монополии сейчас не являются конкурентоспособным с точки зрения технологий, но используют свой статус для сохранения лидирующего положения на рынке, чем ущемляют малый бизнес. Ярким примером можно назвать коммунальные предприятия, монополиста в сфере логистики и почтового сообщения ФГУП «Почта России». С другой стороны, один из бывших монополистов, оператор проводной телефонии «Ростелеком», в настоящий момент столкнулся с сильнейшей растущей конкуренцией со стороны мобильных операторов [1].
На данный момент одним из основных инструментов поддержания конкурентных отношений между компаниями является обязанность естественных монополистов пользоваться финансовыми услугами других предприятий, которые связаны с внутренним перемещением капитала, такими как осуществление государственных закупок, лизинг оборудования или заключение сделок с ценными бумагами. Развитие данного механизма позволит наладить более тесное внутриотраслевое взаимодействие. Для её реализации необходим единый правовой акт, регулирующий сферу финансовых услуг, в том числе целесообразно создание уполномоченного органа. В разных странах эта функция возлагается на разные ведомства. В США эти функции выполняют Комиссия по ценным бумагам и биржам и Федеральная резервная система. В России регулятором рынка является Центральный банк и Федеральная антимонопольная служба. Однако необходимо формирование профильного ведомства, в полномочия которого будут входить обозначенные функции [9]. Следует отметить, что в западных странах государственное вмешательство в дела естественных монополий значительно ниже и ориентировано преимущественно на поддержание равноценной конкуренции [8].
Особенно важно подчеркнуть, что инвестиционная деятельность естественных монополий нуждается в особом государственном контроле. Эта необходимость продиктована их особой ролью в решении задач обеспечения национальной безопасности России и их большой социальной значимостью [11].
Финансирование инвестиционных программ естественных монополий
Государственное финансирование развития инвестиционных проектов естественных монополий во многом сегодня является основой их развития. Однако следует признать, что сегодня в России фактически финансируется не конкретный проект как таковой, а все компании-монополисты в целом (РЖД, «Россети», «Русгидро» и др.), каждая их которых, в свою очередь, реализует проект, входящий в ее инвестиционную программу. При этом анализ финансовой отчетности компаний показывает, что наибольшие темпы развития происходят при участии государства [10].
Такая модель была сформирована реформой инфраструктурных монополий в начале 2000-х гг. На тот момент, пока возможности компаний по привлечению денег были достаточно велики, это давало эффект. Однако уже к 2011 г. ситуация изменилась. Многие компании оказались закредитованы. Их возможности по привлечению дополнительных средств, зависимые от стоимости имущества, объемов сбыта, тарифной выручки, текущей эффективности управления затратами, исчерпаны.
На данном этапе одними из главных вопросов являются вопросы модернизации и финансирования. Основным инструментом бюджетной политики государства являются инвестиционные программы. Главным инструментом является закон «О естественных монополиях», согласно которому предприятия-монополисты являются основными силами, задающими ситуацию на рынке [7].
Разработка новых инвестиционных программ может быть эффективна только при демонополизации экономики и переходе к стимулирующей бюджетной политике, которая позволит сформулировать оптимальные условия адаптации российской экономики к новым реалиям. Деятельность инвестиционных программ охватывает несколько направлений, в которых задействованы ключевые элементы инфраструктуры: услуги по передаче электрической и тепловой энергии; централизованного водоснабжения и водоотведения; магистральная транспортировка газа; услуги связи; железнодорожные перевозки.
Предприятия, регулированием которых занимается государство, демонстрируют существенные показатели и являются более конкурентоспособными на международном рынке. Как следствие, высокие показатели рентабельности демонстрируют добывающие отрасли, в то время как сфера НИОКР остаётся практически без внимания. Вследствие этого экономический базис экономики составляет сырьевая модель. Влияние этой тенденции стало особенно очевидно в период с 2014 по 2015 год, когда стоимость нефти снизилась – это ухудшило экономическое положение страны и привело к несбалансированному росту тарифов. В свою очередь с ростом тарифов растут цены на сопутствующие услуги, начиная от производства и заканчивая продуктами питания.
Следует отметить, что в стране отсутствует единая законодательная база, которая определяет регулирование тарифов. Основные тарифы регулируются законом «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» [6]. А также рядом других документов, утверждённых в 1990-х годах. Самый последний законодательный акт, регулирующий предельные индексы роста тарифов на предприятиях ЖКХ был принят в 2005 году. Таким образом, все принятые законы можно считать достаточно устаревшими. Формирование и контроль тарифов осуществляет Федеральная тарифная служба, но всё её влияние ограничивается лишь ценовым регулированием, что упирается в закон «О естественных монополиях», поскольку других методов в законодательстве фактически не предусмотрено [3].
Примечательно, что в западных странах бюджетная политика направлена на решение проблем экономического роста, в то время как в России основной статьей расходов является государственное управление, национальная оборона, обслуживание и выплата внешнего долга, а также снижение социальной напряжённости [8]. Это создает существенную диспропорцию между имеющимся финансовым потенциалом и реальным финансированием.
Основные аспекты инвестиционных программ: обеспечение прозрачной системы контроля управления; обеспечение чёткой согласованности обязанностей и распределения полномочий между органами; обеспечение государственного антимонопольного контроля в тарифном регулировании, которое обеспечит равноценную конкуренцию. Таким образом, действие инвестиционных программ должно быть направлено не только на снижение затрат и повышение прибыли естественных монополий, но в первую очередь на общее повышение эффективности экономики государства.
При формировании инвестиционных программ естественных монополий следует учитывать такие потребности, как необходимость повышения экономической эффективности монополий, необходимость модернизации и ремонта инфраструктуры, необходимость реализации программ развития, необходимость регулирования тарифной политики в пользу более гибких методов ценообразования.
При определении источников финансирования инвестиционных проектов естественных монополий необходимо учитывать особенности сложившейся экономической ситуации. Так, в условиях ограничения бюджета компании уже не могут рассчитывать на прежние объемы финансирования своих инвестиционных программ. Поэтому источниками формирования инвестиционных ресурсов кроме собственного капитала могут выступать, как правило, только долгосрочные кредиты и займы, финансовый лизинг, а также акционерное финансирование. При этом длительность предоставления финансовых ресурсов формирует для кредитора более высокий уровень риска, что соответственно существенно повышает стоимость заемных средств и определяет необходимость более надежного их обеспечения (дополнительными гарантиями, залогом и т.п.). С учетом этих условий стоимость долгосрочного заемного капитала на отечественном финансовом рынке существенно высока. Одновременно с этим, в условиях ограничения доступа к международному рынку капитала, компании не могут рассчитывать и на привлечение дешевых зарубежных кредитов. Поэтому в настоящий момент необходимым является расширение сферы применения государственно-частного партнерства в естественных монополиях, в частности путем использования схем проектного финансирования, что полностью соответствует мировой практике [5].
Заключение
Очевидно, что разработка инвестиционных программ должна сопровождаться структурными реформами, которые нивелируют недостатки естественных монополий и обеспечат равноценное конкурентное преимущество на рынке. Реформы нужно сосредоточить в двух направлениях – на развитии инфраструктуры монополий и формировании конкурентного сектора экономики [11]. В целом инвестирование должно осуществляться согласно функциональным направлениям. Для экономики России характерен высокий уровень изоляции государства от внешних инвестиций за счёт высокой доли участия через бюджетные расходы, поэтому основные реформы должны касаться перераспределения бюджетов всех уровней в пользу более гибких форм финансирования. Одним из основных факторов регулирования конкуренции является цена, устанавливаемая монополистами на услуги для предприятий. Создание конкурентных условий для бизнеса требует снижения ценового диспаритета внутри отрасли.
На основе вышесказанного можно сделать несколько выводов о том, какие цели и задачи следует поставить и реализовать в первую очередь. Необходимо комплексное обновление методик расчета. На многих монопольных предприятиях до сих пор используется метод нормирования, что связано с недостаточной оснащённостью средствами учёта. Также необходимо обеспечение прозрачности в предоставлении отчётности и расходе средств при выполнении компаниями своих инвестиционных проектов.
Отдельно следует отметить деятельность институтов развития. Приоритеты финансирования должны быть направлены в область поддержки крупных инфраструктурных проектов, служащих базой для стратегического развития регионов и создания занятости населения. При этом эти институты должны быть включены в систему стратегического государственного планирования, для чего должна быть разработана долгосрочная программа, в том числе обеспечивающая и координацию деятельности различных институтов между собой (в особенности институтов регионального и федерального базирования).
Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект №16-02-00658/16 «Модернизация системы финансирования инвестиционной деятельности естественных монополий в условиях прокризисного развития».