Актуальность проблемы преодоления инерции экономического спада в России заключается в возрастающей необходимости формирования условий, необходимых для развития и роста экономики, стимулирования развития отечественных производств на фоне действия международных экономических санкций и закрепления стагнационных тенденций. Цель исследования – выявить сущность, показать роль и этапы формирования механизма преодоления инерции экономического спада, направленного на создание новой концепции экономического роста отечественной экономики, для чего требуются первоочередные эффективные институциональные меры, направленные на формирование благоприятных условий для выхода из общего затяжного экономического кризиса.
Анализ современной ситуации в российской экономике показывает, что общим трендом является нарастание проблем и закрепление тенденции инерционного спада в региональных экономиках. В самом общем плане экономическая инерция отражает степень устойчивости развития экономических связей и соотношение взаимодействующих социально-экономических сил. Исследование процесса экономического развития с позиции инерции предполагает учет в экономике всего многообразия взаимодействующих сил, выяснение того, как преобразования в экономике могут сами порождать не только движущие, но и сдерживающие их силы.
Инерционность социально-экономической системы – это свойство системы сохранять свое состояние (характеристики и структуру) и направление движения неизменными, пока определенные силы не изменят состояние системы. Инерционность подразумевает, что системе требуется некоторое время для изменения состояния и скорости развития после приложенных к ней управляющих воздействий. Из двух систем более инерционной считается та система, которая медленнее изменяет свое состояние при одинаковых воздействиях. Инерционность носит противоречивый характер. Высокая инерционность может проявляться в качестве положительного свойства, в случае слабой чувствительности социально-экономической системы к внешним возмущающим воздействиям (сохранение ее устойчивости в условиях кризиса) и в качестве отрицательного свойства, демонстрируя нечувствительность (невосприимчивость) к внешним управляющим воздействиям. Для малой инерционности системы также характерны положительные (высокая управляемость) и отрицательные свойства (реагирование на случайные возмущения) [6].
Инерционность влияет как на параметры устойчивости, так и изменчивости системы, поскольку, с одной стороны, может проявляться через сохранение существующих положительных параметров движения, с другой стороны, может препятствовать складывающимся новым отношениям, свойствам и характеристикам системы.
Причины инерционного спада российской экономики заключены в действии специфических механизмов торможения, которые отражают противоречивый характер современного экономического развития и проявляются в сложной взаимосвязи и взаимозависимости целой совокупности сдерживающих экономическое развитие факторов.
Благодаря действию механизмов торможения средства федерального бюджета, выделяемые для поддержки региональных бюджетов, и инвестиционные ресурсы, направляемые для финансирования приоритетных проектов, не приносят ожидаемых результатов, а разрабатываемые программы и проекты развития не выводят экономику на траекторию устойчивого роста.
Действующий в настоящее время механизм торможения экономики способствует появлению и закреплению серьезных структурных и институциональных деформаций на всех уровнях экономики, обеспечивает нейтрализацию усилий и средств, направляемых на изменение ситуации в лучшую сторону, на поддержку бюджетной обеспеченности регионов и их социально-экономическое развитие. Такой механизм способен на протяжении длительного периода времени воспроизводить и закреплять признаки экономической системы депрессивного типа, безрезультатно потребляя ресурсы, выделяемые для выведения экономики на траекторию роста [1].
Анализ проводимой экономической политики показывает, что за последнее десятилетие в стране мало что сделано с точки зрения преодоления факторов торможения экономики, улучшения структуры общественного хозяйства, и именно это обусловило негативную экономическую динамику последних лет. После кризиса 2008–2009 годов Россия так и не вышла на прежние темпы роста ни в 2011 году, когда цена на нефть выросла на 36 %, ни в 2012 году, когда она почти достигла предкризисного максимума. Более того, темпы роста постоянно снижались на протяжении последних пяти лет.
Под влиянием факторов торможения, обусловивших длительный экономический спад, все ярче проявляется тенденция к усложнению проблемы экономической, технологической и пространственной безопасности, и это сопровождается одновременно сокращением возможностей и механизмов эффективного влияния России на мировую финансовую и экономическую политику. Опасность сохранения стагнационного тренда в экономике делает сверхактуальной задачу формирования механизмов преодоления инерции экономического спада, снижения институциональных барьеров, сдерживания дестабилизирующих факторов.
В России в 2015 г. экономическая ситуация сложилась не лучшим образом. Инвестиции 2015 г. упали на 5,7 %, индекс промышленного производства на 3,3 %, валовой внутренний продукт на 3,7 %, обрабатывающие производства на 5,3 % [4].
Экономическая динамика России в 2016 г. определяется целым рядом негативных факторов:
– инфляцией, обусловившей снижение реальных доходов населения на фоне роста средней заработной платы;
– негативными тенденциями в инвестиционной сфере, что привело к сокращению объемов строительных работ в большинстве регионов (в первом квартале 2016 года снижение наблюдалось в 55 субъектах РФ);
– ловушкой стагнации с высокой вероятностью перерастания в рецессию [2];
– значительным, почти на 238 %, падением нефтяных цен – со 107 долл. марки Brent в начале 2014 г. до 45 долл. за баррель в июле 2016 г., что негативно воздействует на эспортоориентированную, сырьевую экономику России [7];
– падением курса рубля более чем на 205 % – с 32,66 руб. за доллар на 01.01.2014 г. до 67,05 руб. на 31.07.2016 г. [3];
– вынужденной стратегией импортозамещения, детерминируемой «антисанкциями» России, т.е. продовольственным эмбарго.
Согласно данным Росстата, российская экономика в течение первых пяти месяцев 2016 г. продолжала снижаться. По данным Центра развития ВШЭ, все основные виды экономической деятельности (кроме сельского хозяйства) продемонстрировали снижение. Снижался также потребительский спрос. Розничный товарооборот демонстрирует почти беспрерывное падение на протяжении 16 месяцев. В мае 2016 г. продажи легковых автомобилей в РФ сократились на 14,5 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (по данным Ассоциации европейского бизнеса). Не лучше ситуация и в других отраслях. Например, наиболее негативный результат в апреле 2016 г. показало строительство, сократившись по отношению к марту на 5,8 %. Тем самым сектор опустился даже ниже уровней июля – августа 2015 года, которые ранее были самыми низкими точками нынешнего кризиса [7].
В целом экономическая активность в стране снижается, о чем свидетельствует динамика индекса выпуска базовых видов экономической деятельности, который рассчитывается ВШЭ. В апреле 2016 г. он сократился на 1,9 % в месячном выражении. «После семи месяцев в целом нейтральной динамики экономическая активность держит курс на снижение. То есть полноценного отскока от дна не произошло: экономика продолжает углубляться в рецессию», – сообщает Центр развития ВШЭ. И если предположить, что экономическая активность, измеряемая этим индексом, останется на уровне апреля, тогда падение ВВП по итогам 2016 г. составит более 1,5 % [5].
Таким образом, очевидно, что инерционность экономики в данном случае выступает в качестве отрицательного свойства, демонстрируя нечувствительность (невосприимчивость) к внешним управляющим воздействиям и мерам, предпринимаемым Правительством РФ. Причем мы имеем дело с инерционностью динамики, т.е. с сохранением направления движения экономической системы в сторону снижения (спада).
Проблема преодоления инерции экономического спада, основанной на действии специфических механизмов торможения экономики, лежит в плоскости разработки эффективной стабилизационной стратегии, предполагающей формирование сети специализированных институтов развития, адекватных современному этапу экономического развития, и другие меры, необходимые для вывода экономики на траекторию устойчивого роста.
Неразвитость институциональной среды является в настоящее время наиболее существенным препятствием на пути развития экономики в России. Проблемы, с которыми столкнулся российский бизнес в последние годы, со всей очевидностью показали роль институциональных факторов, которые являются сложным сочетанием формальных и неформальных институтов и механизмов их закрепления.
Институциональные возможности государственных органов управления в сложившихся условиях должны быть реализованы через управление процессом преодоления инерции экономического спада с помощью производства эффективных институтов, регулирующих процессы функционирования и взаимодействия субъектов экономической деятельности.
Практикой доказано, что состояние институтов оказывает определяющее влияние на способ организации и интенсивность протекающих в экономике процессов. Именно система институтов продуцирует условия для протекания соответствующих процессов. Это могут быть как благоприятные, так и неблагоприятные условия, что зависит от самой институциональной системы, от степени согласованности, скоординированности и эффективности взаимодействия ее элементов.
Основными институциональными проблемами развития российской экономики на современном этапе, обусловившими негативную экономическую динамику, являются: инфляция, вывоз капитала, утечка мозгов; низкая предпринимательская культура; сохранение политических приоритетов развития сырьевых отраслей под влиянием института лоббирования и краткосрочных экономических интересов; существующие лакуны правового поля, инвестиционный голод, коррупционные явления; инерционность общественного восприятия новшеств, препятствующая росту спроса на продукцию российских производителей.
Таким образом, важнейшей предпосылкой оживления экономики, обеспечения ее устойчивости и конкурентоспособности является создание благоприятных институциональных условий для сдерживания дестабилизирующих факторов, способных тормозить позитивные процессы в экономике и обществе, а также для формирования и запуска практического механизма преодоления инерции экономического спада.
Исследование сущности и содержания термина «механизм» применительно к решению задач экономики потребовало, прежде всего, его статистического описания и анализа в принятых экономических терминах. С точки зрения процессного подхода механизм может быть определен как совокупность ресурсов экономического процесса и способов их соединения [8].
Под формированием механизма преодоления инерции экономического спада с указанной точки зрения понимается процесс, который может быть адаптирован для большого количества экономических задач и будет стимулировать объединение (интеграцию) экономических ресурсов для достижения поставленных целей. Формирование механизма, согласно логике системного подхода, производится в следующей последовательности:
- выявляются и анализируются входы процесса, которые представляют собой совокупность имеющихся ресурсов, вовлекаемых в процесс;
- анализируется выход процесса – состав и взаимодействие ресурсов, их основные параметры, характеристики, предназначение, экономическая эффективность и т.п.;
- разрабатывается управление процессом: регламентирующие документы, программы, процедуры, инструкции и т.д.;
- определяется лицо (подразделение), ответственное за реализацию процесса.
Структура механизма преодоления инерции экономического спада достаточно сложна. К его элементам относятся не только ресурсы, но и методы их формирования и распределения, система законодательных норм и нормативов, регламентирующих процедур, организация самой деятельности по использованию ресурсов и т.п. Сочетание элементов механизма образует его конструкцию, которая приводится в движение путем установления количественных параметров каждого элемента.
Таким образом, механизм преодоления инерции экономического спада в РФ представляет собой совокупность имеющихся ресурсов, форм, методов, инструментов и рычагов воздействия на социально-экономические процессы, позволяющих снизить или нивелировать дестабилизирующее воздействие факторов торможения экономики, решить накопившиеся инфраструктурные и институциональные проблемы.
Исходя из такого определения механизмы преодоления инерции экономического спада могут быть классифицированы на следующие виды: рыночный, государственно-корпоративный и региональный. Рыночный механизм, согласно результатам исследования, ориентирован на реализацию так называемых рыночных форм и рычагов воздействия на экономические процессы. То есть преобразования, нивелирующие действие дестабилизирующих факторов, при таком типе механизма реализуются в ответ на требования рынка. В российских условиях такой механизм практически не действует, т.к. в качестве основного условия его функционирования выступает система развитых рыночных отношений. А РФ до сих пор характеризуется недостаточной развитостью рынка ценных бумаг, рынка венчурного инвестирования, закрепленностью ядра финансового рынка за банковским сектором РФ, пользующимся существенной государственной поддержкой, сильной подверженностью экономики РФ циклическим колебаниям и т.п.
Государственно-корпоративный механизм предполагает инициирование государством или крупнейшими корпорациями программы изменений, которые объединяют усилия разнообразных экономических субъектов (агентов) и обеспечивают прохождение изменений на всех стадиях и этапах осуществления бизнес-процессов во всех основных сферах деятельности. В качестве основного условия функционирования такого механизма выступает наличие высокого качества государственного администрирования, эффективного партнерства крупных компаний и банков.
Региональный механизм ориентирован на территориальные агломерации, на которых присутствует множество разнопрофильных производственных, торговых, финансовых, научно-исследовательских, научных и образовательных организаций. Указанный тип механизма способен обеспечить более высокую скорость реагирования на изменение рыночной ситуации и может быть благоприятен для реализации стратегии форсированного развития. Ключевые условия для его развития: наличие сильной региональной власти, высокое качество рабочей силы при ее одновременной относительной дешевизне, наличие на территории институтов развития. Данный тип механизма может быть сформирован в регионах, на территориях которых активно реализуются государственные целевые программы, где абсолютные объемы производства находятся на невысоком уровне, где есть отставание от ведущих субъектов РФ по значительному кругу отраслей. То есть возможен «пилотный» вариант формирования и апробации механизма в отдельно взятом субъекте РФ.
В заключение отметим, что эффективный механизм преодоления инерционного спада экономики нельзя сформировать без понимания сущности самого механизма как неразрывного составного элемента в структуре процесса экономических преобразований, а также без учета взаимосвязи факторов ускорения и торможения в экономике, прогрессивных и регрессивных изменений.
Выводы. Для преодоления инерции экономического спада, основанной на действии специфических механизмов торможения экономики, необходимы, во-первых, анализ негативных проявлений инерционности и, во-вторых, разработка организационных и институциональных мер для снижения влияния инерционно-сдерживающих факторов и создания стимулирующих механизмов для усиления влияния ростоформирующих факторов на развитие экономики.
Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 15-12-70001).