Условия жизни или условия существования – это достаточно широкое понятие, под которым в общем понимается совокупность необходимых для организма элементов среды обитания, с которыми он находится в неразрывном единстве и без которых существовать не может.
В вопросах, касающихся условий жизни, очень часто используется понятие «стандарт жизни» или «жизненные стандарты». Экономические (материальные) ресурсы в значительной степени определяют условия жизни, но культурные факторы, традиции и обычаи, события в прошлом, образование – все это имеет существенное влияние на жизненные стандарты, то есть те условия жизни, которые люди хотят иметь. Существует большая разница между жизненными стандартами различных людей, даже если они близки по возрасту, социальному статусу, образованию, профессии, полу, национальности и др. Люди могут обладать разными представлениями относительно того, какие именно факторы создают или составляют основу нормальных условий жизни.
В данной работе мы исследуем условия жизни или существования пожилых людей и будем рассматривать исключительно объективные факторы условий жизни, воздействующих на благополучие пожилых людей, к которым следует отнести: жилищные условия и окружающую жилищную среду (инфраструктуру); тип жилья и планировку; удобства и оборудованность; размер жилья; структуру и состав семьи.
Согласно Стевенс-Лонгу и Коммонсу [7], большинство работ, посвященных исследованию условий жизни пожилых людей, доказывают, что материальное и социальное окружение имеют решающее влияние на благополучие пожилых людей.
Условия жизни в значительной степени влияют на удовлетворенность жизнью, здоровье и, что наиболее важно, на возможности социализации, определяя тем самым степень самостоятельности, независимости, безопасности и благополучия пожилых людей. Что в конечном счете определяет и формирует спрос на формальную и неформальную системы поддержки для пожилых людей.
В свою очередь условия существования находятся под влиянием многих факторов, к которым, прежде всего, можно отнести материальное положение, финансовое обеспечение, здоровье, размер и состав семьи, а также культурные и семейные традиции, такие как модели взаимоотношений и поддержки между членами семьи, традиция жить совместно с родителями (другими родственниками) или отдельно от них, доступность социальных услуг и поддержки, физические характеристики и особенности жилищного фонда и окружающей жилищной среды (инфраструктуры).
Кроме того, условия существования весьма динамичны и меняются на протяжении всей жизни, подстраиваясь под меняющиеся обстоятельства. К сожалению, на сегодняшний день представленная описательная статистика не дает нам представления о мотивации и предпочтениях различных условий жизни пожилыми людьми.
Существует необходимость выйти за рамки описательной статистики, для того чтобы выявить факторы, которые влияют на условия жизни и исследовать воздействие различных условий существования на жизнь пожилых людей и их состояние благополучия.
Одним из ключевых компонентов условий жизни являются жилищные условия, или кров, как это называет Древновски [5].
Жилищные условия и окружающая жилищная среда (инфраструктура) являются ключевыми составляющими условий существования пожилых людей, качество и удобство жилья является главным фактором, определяющим их здоровье и благополучие, поскольку именно эта группа населения проводит в среднем 80 % своего времени дома и около 70 % деятельности вне дома осуществляется в непосредственной близости от него [1].
Пожилые люди являются основными потребителями услуг больниц и первичной медицинской помощи, а их дома являются особенно важным фактором в поддержании физического и психического здоровья. Неприспособленное, неблагоустроенное и некомфортное жилье провоцирует многие предотвратимые болезни и травмы, в том числе болезни органов дыхания, нервной системы, сердечно-сосудистые заболевания, артрит и даже рак [8]. Кроме того, некомфортное и неприспособленное жилье и окружающая территория увеличивают риск падений среди пожилых людей, что является основной причиной травм и госпитализации среди данной группы населения. От 10 до 25 % случаев вызовов скорой медицинской помощи для людей от 65 лет и старше приходится на случаи падений. Более 75 % смертей среди пожилых людей, вызванных падением, происходят в домашних условиях [2]. Более того, зарубежные исследования [3, 6] показывают, что 51 % людей в домах престарелых оказались там после госпитализации, потому что возвращение домой не является целесообразным с практической точки зрения, и 15 % – из-за серьезных жилищных проблем.
Теплое, безопасное, хорошо спроектированное и оборудованное жилье – все это имеет значительные положительные эффекты в отношении улучшения здоровья, благополучия и независимости пожилых людей (особенно с хроническими заболеваниями).
Ф. Демиркиран, П. Окийя, Х. Онер, Б. Йылдырым [4] исследовали две группы пожилых людей, живущих в домах престарелых и в своих домах/квартирах (отдельно или с другими членами семьи), на основе статистического и регрессионного анализов в своей работе авторы приходят к важному выводу: пожилые люди, которые живут в своих собственных домах/квартирах, чувствуют себя намного лучше и благополучнее по сравнению со второй группой пожилых людей. Институционализация (переезд в дом престарелых) неизбежно ведет к отвлечению и изоляции пожилых граждан от прежней социальной жизни и активности, что ставит их в новые часто непривычные для них, поэтому дискомфортные условия. Кроме того, люди, живущие в своих домах/квартирах и имеющие семью, как правило, ощущают себя в безопасности, чувствуют свою принадлежность к семье, месту, социальному окружению (привычное социальное окружение и связи).
Для оценки жилищных условий пожилых людей важно также определять размер жилья, который измеряется общим количеством комнат и количеством комнат, доступных для индивидуального пользования пожилого человека. Слишком большое и просторное жилье в некоторых случаях может стать существенным негативным фактором, ухудшающим благополучие пожилых людей, поскольку они могут испытывать серьезные трудности в его обслуживании и уборке, особенно если человек проживает один.
С точки зрения того, может ли пожилой человек жить самостоятельно или нет, очень важными факторами являются удобство, комфортность и оборудованность жилья/квартиры. Наиболее существенные элементы, характеризующие удобства, – это горячее и холодное водоснабжение, туалетная комната в помещении, ванная комната (ванна, душ, баня, сауна), оборудование для готовки, стиральная машина.
Однако слишком сложные бытовые приборы вызывают у пожилых людей чувство страха и неуверенности в том, что они смогут с ними справиться. Неудачи в использовании тех или иных приборов приводят к фрустрации и вынуждают пожилых людей отказываться от их эксплуатации, поэтому оснащенность приборами не однозначно влияет на благополучие пожилых людей и их поведение.
Также с точки зрения удобства жилья большое значение имеет его расположение и доступ к нему (лифт, лестницы, пандусы и т.д.). Как показывает практика, пожилые люди достаточно редко живут выше второго этажа в тех домах, где отсутствует лифт. Указанные факторы в большей степени относятся не к самим жилищным условиям, а к окружающей жилищной среде (инфраструктуре).
При этом стоит также отметить, что степень независимости пожилых людей (то есть количество комнат или приборов домашнего обихода, которые они имеют в своем собственном распоряжении и др.) определяется в основном культурными обычаями и традициями. Расширенные семьи (совместное проживание нескольких поколений) очень редки на сегодняшний день в экономически развитых странах.
В исследовании причинно-следственной связи условий существования, поведения и состояния благополучия пожилых людей семейный статус является одним из ключевых аспектов социального самочувствия и удовлетворенности жизнью пожилых людей. Изменение структуры и состава семьи будет иметь влияние на благополучие пожилых людей в текущий момент времени и в будущем. Подобного рода изменения затрагивают также вопросы создания и развития в обществе формальных институтов поддержки.
Большинство зарубежных исследований приходят к выводу, что с возрастом существенно возрастает количество одиноко проживающих пожилых людей. При этом количество женщин, живущих в одиночестве, существенно выше, чем мужчин. Хотя, безусловно, это зависит от рассматриваемого региона.
Совместное проживание с супругой или супругом с возрастом также сокращается, и опять-таки количество женщин, живущих с мужем, сокращается с возрастом значительно быстрее, чем мужчин. Так, например, среди мужчин в возрасте 60–70 лет 70–95 % живут совместно с женами, тогда как среди женщин той же возрастной группы эта доля составляет 36–80 %, в возрастной группе 70–80 лет 55–88 % мужчин живут совместно с женами, 11–42 % женщин живут совместно с мужьями.
Однако с возрастом не наблюдается явной зависимости в увеличении числа мужчин и женщин, проживающих совместно с детьми, в большей степени это определяется регионом проживания, традициями и существующей системой социальной помощи и поддержки. В более раннем возрасте (60–70) мужчины чаще живут с детьми, чем женщины, с возрастом ситуация меняется на противоположную.
Проживание совместно с внуками менее распространенное явление, чем проживание с детьми, и в целом встречается не часто и не связано ни с возрастом, ни с полом.
Как уже отмечалось ранее, указанные различия объясняются в разнице систем социальной защиты и различным статусом семьи в той или иной стране.
Что касается результатов российских исследований в этих аспектах, то в целом они подтверждают общемировые тенденции, и бытовые условия жизни пожилых людей в России существенно влияют на степень удовлетворенности жизнью, несмотря на то, что свои условия жизни большинство пожилых людей оценивают как удовлетворительные или хорошие, даже в случаях отсутствия бытовых удобств.
Обратимся к аналогичным данным на региональном уровне (Томск и Томская область), полученным нами по результатам проведенных в 2015 г. двух волн соцопроса на основе панельных интервью. В первой волне общее число выборки составило 400 человек, число вопросов – 78, число переменных – 324. Во второй волне общее число выборки – 600 человек, число вопросов – 57, число переменных – 99.
Согласно полученным данным пожилые люди в Томске и Томской области обладают достаточно высоким уровнем (выше среднего) благополучия по субъективным оценкам. Большинство респондентов в основном испытывают чувства счастья (радости), оптимизма либо спокойствия, более 60 % опрошенных испытывают состояние счастья (радости), оптимизма время от времени и примерно такой же процент людей испытывает спокойствие, и более 20 % испытывают состояние счастья (радости), оптимизма постоянно, а спокойствия более 30 %. Также в основном люди довольны своей жизнью в целом (более 85 %), своими взаимоотношениями с родными (свыше 90 %) и жилищными условиями (примерно 83 %).
Основная доля пожилых людей живет в своих квартирах (87–95 %) либо в частных домах (4–11 %), в высокой степени оснащенных всеми необходимыми удобствами: централизованное отопление, горячая вода, холодная вода, канализация, стационарный телефон, стационарная электроплита, ванна (душ и т.д.). В среднем от 70 до 90 % пожилых людей обладают всеми перечисленными удобствами в своем индивидуальном распоряжении и при этом большинство либо полностью удовлетворены своими жилищными условиями (44 %), либо в большей степени удовлетворены (35 %).
Вопросы и проблемы, которые волнуют на сегодняшний день пожилых людей в Томске и Томской области, так или иначе связаны с условиями их существования: благоустройство города (поселка и др.) (33–44 %), медицинское обслуживание (60–64 %), качество жилищно-коммунальных услуг (50–60 %).
Результаты нашего исследования подтверждают и следуют вслед за общемировой и российской практикой, что с возрастом существенно возрастает количество одиноко проживающих пожилых людей, а также что женщины чаще живут одни, чем мужчины. В среднем по всем возрастным группам доля одиноко проживающих мужчин составляет примерно 20 %, женщин – 41 %, проживающих с супругой/супругом – 53 % среди мужчин, 31 % – среди женщин, проживающих с детьми и их семьями – 8 и 16 % соответственно. Что касается возрастной динамики этого процесса, то результаты следующие: в возрасте 60 лет доля одиноко проживающих составляет 30 %, проживающих с супругой/супругом – 40 %, проживающих с детьми и их семьями – 13 %, а в возрасте 75 лет – 45; 23 и 20 % соответственно.
Наибольшую помощь в домашних делах и поддержку в трудных жизненных ситуациях (например, болезнь) пожилые люди получают от своих ближайших родственников (81 %). При этом отношения со своими родственниками большинство (более 80 %) оценивает как положительные, а свыше 90 % чувствуют себя нужными близким людям, с которыми живу. Более того, самым важным на текущий момент пожилые люди считают благополучие родных и близких (87 %), наряду со своим здоровьем (85 %), материальным достатком (50 %) и общением (48 %).
С одной стороны, семейное окружение представляет собой наиболее существенный элемент поддержки пожилых людей, а с другой – значимый фактор их социального неблагополучия при возникновении устойчивых нарушений семейных отношений. Переживание одиночества пожилым человеком, как фактического, так и психологического, представляет собой важный момент при организации социальной поддержки пожилого человека, поэтому особое значение стоит уделять формированию и развитию социальных сетей для общения пожилых людей, повышая тем самым их благополучие.
В целом, оценивая полученные нами результаты по оценке условий жизни, социального статуса и социального самочувствия, можно однозначно утверждать, что хорошие условия жизни в совокупности с хорошими и теплыми взаимоотношениями с родственниками и членами семьи имеют существенное влияние на степень удовлетворенности жизнью людей старше трудоспособного возраста и являются обязательным условием их благополучия.
Также приходим к выводу, что изменения во времени в условиях существования и поддержки пожилых людей возникают в ответ на изменения, происходящие в других сферах жизни. Демографические тенденции в рождаемости, смертности и миграции имеют влияние на размер семьи и структуру домохозяйств.
Поэтому задача заключается в возможности защиты старости как через сепарацию пожилых людей, создание специальных форм их проживания и активности, так и через формирование соответствующего социального контекста в целях расширения возможностей пожилых людей в развитии и во влиянии на общественные процессы, что, безусловно, позволит улучшить их благополучие.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ (Обеспечение доступности высшего образования и повышение его качества в условиях инновационных преобразований в России), проект № 14-32-01043а1.