Цель работы ? обосновать необходимость согласованного развития инновационной активности и действий по высвобождению и трудоустройству работников. Только это позволит обеспечить рост производительности труда и снизить действие факторов торможения инноваций.
Материалы и методы исследования
При реализации цели данной статьи использовались методы анализа и синтеза, функционального и сравнительного анализа. Работа написана на материале данных научных работ, публикаций в русскоязычной прессе, статистических данных и данных интернета.
Результаты исследования и их обсуждение
Рост производительности труда является следствием действия многих факторов, среди которых существенное значение имеют инновации и повышение качества рабочей силы.
Рост производительности труда организации выступает условием повышения эффективности деятельности. Несмотря на столь значимую роль показателя сегодня по данным Минэкономразвития отставание России в производительности труда от Евросоюза и США в ряде отраслей достигло 30 раз. Развитая автоматизация и современные технологии управления продуцируют преимущества американским и европейским компаниям. Работники в Норвегии работают на 30 % меньше российских, но при этом их вклад в ВВП в 4 раза больше. В США среднестатистический работник увеличивает ВВП каждый час на 60 долларов, российский работник вырабатывает за час лишь 21,5 доллар (2013 г.) [1].
Для разрешения проблем развития предприятиям необходимо повысить темпы роста производительности труда в среднем в 2,4 раза. Выполнение этого является условием перехода от ресурсоориентированной экономики к экономике инновационного типа и усложняется таким переходом.
В машиностроении запланирован рост показателя в 4 раза. В «Концепции формирования Государственной комплексной программы развития машиностроения в России» отмечается, что к 2020 г. в отрасли будут доминировать высокотехнологичные производства. Промышленность начнет создавать и присваивать интеллектуальную ренту, возникающую при использовании тех технических нововведений, которыми не располагают другие страны [4].
В промышленно развитых странах рабочая сила стоит дорого, затраты на покупку труда составляют 60 и более процентов всех издержек производства. Иное дело в России. Вследствие низкого уровня заработной платы доля затрат на наем рабочей силы в расходах на производство промышленной продукции остается невысокой.
Рост производительности труда в России в 2014 году составил всего 0,5 процента, а в 2015 году роста не было. По сравнению с 2011 годом в 2018 году рост производительности труда должен быть в 1,5 раза. Несмотря на трудности в обрабатывающей промышленности на крупных и средних предприятиях производительность труда выросла на 5,3 %. По десяти крупнейшим предприятиям ОПК рост производительности труда превысил 20 %. И это следствие программы поддержки и переоснащения ОПК [5].
Основными причинами отставания России являются три группы проблем [1]:
1. Неэффективная организация труда – объясняет 30–80 % отставания в производительности труда.
2. Устаревшее оборудование и неэффективные технологии – объясняют 20–60 % отставания.
3. Структурные особенности российской экономики – объясняют 5–15 % отставания.
К ним можно добавить.
4. Большая долговая нагрузка у предприятий, усугубившаяся ростом стоимости заимствований из-за изменения валютного курса. Это ограничивает их инвестиционную активность;
5. Недостаток высокопрофессиональных управляющих кадров технического профиля и инженерных кадров, способных внедрять и реализовывать высокотехнологичные инвестиционные проекты.
Россия пока не располагает работниками должного качества. Россияне проводят на работе больше времени, чем работники других стран Европы, но это не дает надлежащего результата. В среднем по Евросоюзу показатель эффективности (измеряется как отношение ВВП к проведенным на работе часам) равен $50, свидетельствуют данные Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В России этот показатель равен $25,9, что сопоставимо с такими странами, как Чили ($25,9) и Турция ($31,4). Наиболее высокий показатель эффективности – у Люксембурга: $95,9. В США – $67,4, что в 2,5 раза больше, чем в России. Кстати, в Японии, несмотря на имидж самой трудолюбивой страны, показатель эффективности ближе к российскому, чем к американскому: $41,5 [3].
Российское государство прилагает усилия по поддержке инновационной активности, как в целом, так и на региональном уровне. Краснодарский край считается самым безопасным для инвестирования регионом, а на Юге России лидирует в области привлечения инвестиций с долей в общем объеме около 60 %. На Кубани уже создано около 300 предприятий с участием иностранного капитала из более чем 50 стран мира. В крае инвесторам предоставляются льготы и преференции. Используются льготы по налогу на имущество, на прибыль, субсидии из краевого бюджета, информационное сопровождение. В скором времени начнет действовать корпорация развития Краснодарского края. Она будет использовать механизмы государственно-частного партнерства, обеспечивать сопровождение крупных инвестпроектов по принципу «одного окна». Приоритетным направлением деятельности корпорации будет создание индустриальных парков, технологических кластеров и промышленных зон. Намечено создание четырех государственных и четырех частных индустриальных парков с разной специализацией – от производства сельхозмашин до продуктов биотехнологий [2].
Уровень производительности труда в России характеризуется большими разрывами между регионами, отраслями, предприятиями. В нефтедобыче и газодобыче почасовая выработка превосходит среднюю по стране более чем в 7 раз, а в сельском и лесном хозяйстве – в 40 раз. Разрыв между максимальным и минимальным уровнями производительности в сельском хозяйстве достигает 19,4 раза, в строительстве – 13,5 раза. Самая высокая производительность труда – в Тюменской области и Якутии. Наименее эффективны Дагестан и Калмыкия. Производительность труда в бюджетной сфере ниже, чем в коммерческом секторе. Во многом это результат низкой и превращенной мотивации труда.
Одним из самых эффективных методов борьбы с низкой производительностью предприниматели называют концепцию бережливого производства, основанную на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь. Внедрение ее сопряжено с трудностями и необходимостью ментальной перестройки работников. Она требует автономизации в организации труда, необходимости работать с постоянным напряжением и осознанием зависимости труда сопряженных работников от усилий каждого. Однако подобная система подходит не для всех предприятий, а ее внедрение требует много сил и времени.
Серьезным препятствием для роста производительности труда становится дефицит квалифицированных кадров по рабочим специальностям. Все опрошенные «Властью» предприниматели в один голос заявляют, что дефицит чувствуется и в сегменте среднего менеджмента. Найти главного бухгалтера и финансового директора на предприятие проще, чем квалифицированного мастера или экспедитора. На эффективность труда работника оказывают влияние и другие, не относящиеся к экономике факторы. В частности, это особенности общения работников на конвейерной сборке (при производстве шприцев) при которой рядом сидящие работники время теряют, а сидящие напротив ? нет [3].
Предприниматели считают проблемой, мешающей росту производительности труда, проблему невыхода сотрудников на работу из-за пьянства. Согласно отчету Всемирной организации здравоохранения за 2014 год, Россия остается на четвертом месте в мире по объему потребляемых спиртных напитков. Мешает работе и курение. При использовании труда китайских рабочих производительность в 2 раза больше из-за отсутствия перекуров. Офисным работникам в России мешают повысить производительность труда частые отвлечения на те же перекуры или разговоры на посторонние темы. Либо общение в соцсетях. Не зря идет обсуждение о запрещении пользования социальными сетями на работе.
Важную роль в достижении высоких экономических показателей играют личностные ценности людей, которые благоприятно формируются при справедливой производственной обстановке. Президент ассоциации «Росагромаш» Константин Бабкин, прославившийся письмом к Путину «Почему тракторный завод останется в Канаде», отмечает, что разница между российскими работниками и канадскими состоит в большей склонности к порядку и системной работе у последних: если в контракте написано сделать какую-то операцию, канадец будет ее делать. Может быть, без особого энтузиазма, но надежно и планомерно. Канадцы живут в стране, где меньше стрессов, чем у нас, и все по закону, люди ощущают себя более стабильно. Но у российского работника больше готовности пойти на компромисс, поработать сверх плана или решить какую-то проблему.
Рост производительности труда может «сделать вклад» и в другую проблему. При росте производительности труда происходит высвобождение работников, если на предприятии не идет рост объемов производства или расширение производства за счет диверсификации. В настоящее время проблема безработицы усугубилась за счет кризисных явлений и ухудшения внешнеполитической обстановки. Министерство труда показывает, что количество официально зарегистрированных безработных в России превысило отметку 1 млн человек. За последнюю неделю января 2016 года уровень безработицы вырос почти на 3,5 %. При этом быстрее всего уровень безработицы растет в моногородах, где за год она увеличилась на 20 % [7]. По прогнозам безработица будет расти неравномерно в зависимости от отраслей и сфер занятости [6]. По прогнозам более всего могут пострадать банковские служащие, работники туристических фирм и обслуживание авиаперевозок. Это произойдет за счет санации и реорганизации банков, уменьшения потоков зарубежного туризма, закрытия ряда направлений из-за угроз войн и терроризма.
Однако по ряду сфер есть и позитивные прогнозы. Прогноз Росстата содержит в 2016 году рост вакансий в производства, возникающие из-за активизации импортозамещения. Приток работников обеспечат автомобильные перевозки, за счет более активного использования малотоннажного транспорта. Рынок продовольствия стимулирует работников АПК увеличить производства мяса, овощей и фруктов. Это повлечет за собой образование рабочих мест в сельском хозяйстве и переработке сельхозпродукции. В строительстве рабочие места освободятся за счет ужесточения правил и упорядочивания трудовой миграции. Государство финансирует ряд масштабных инфраструктурных проектов, таких как Крымский мост. Любая рецессия активизирует все виды рекламы, часть рабочих рук впитает эта сфера. Назрела насущная необходимость развития отечественной санаторно-курортной сферы. Поскольку ряд курортных направлений за рубежом закрылись, прогнозируется рост потребности спроса на услуги отечественных курортов, санаториев и лагерей. Эта сфера услуг производит немалое количество рабочих мест. Развитие отраслей информационных технологий также создаст рабочие места. Выделение средств государства на социальную защиту, рост нуждающихся в ней людей повысит занятость в этой сфере.
Некоторое облегчение ситуации принесет и пересмотр пособий по безработице. Сумма такого пособия на начало 2016 года составляет от 850 до 4900 рублей в месяц.
Уровень безработицы складывается неравномерно по территориям РФ. В феврале 2016 г. уровень регистрируемой безработицы в Краснодаре незначительно вырос и составил 0,4 %. По краю эта цифра выше – 0,8 %. Всего в регионе официально зарегистрировано 20 400 безработных. В краевую службу занятости в поиске подходящей работы с начала года обратилось почти 11 000 кубанцев. Из них трудоустроено на постоянную работу более 4700 человек, более 100 поучаствовали в оплачиваемых общественных работах, еще 45 человек устроены на временную работу. Жители региона активней стали пользоваться услугами социальной адаптации и психологической поддержки, профориентации, на 17 % активнее посещают ярмарки вакансий [8].
Борьбе с безработицей и усилению инновационной активности препятствует недостаток капитала. Особенно остра эта проблема у экспортноориентированных отраслей. Проблема усугубляется санкциями по ограничению доступа к мировым рынкам капитала и падением нефтегазовых доходов бюджета. Динамика мирового рынка по-прежнему недостаточна. Это также замедляет рост экспорта. Падение курса рубля хотя и ослабило динамику спроса домохозяйств, но способствовало оживлению импортозамещающих отраслей.
Безработица может соседствовать с проблемами, которые продуцируются сокращением трудоспособного населения. Внешние ограничения, порожденные санкционной политикой, препятствуют возобновлению экономического роста, этому же способствует удешевление нефти.
Население считает необходимым изменение экономической политики. По опросам ВЦИОМ больше, чем четверть опрошенных, считает, что для противостояния кризису требуется развивать науку и образование, чуть более считают необходимой новую индустриализацию. Проблемы противоречий инновационного развития производства и развития персонала выражаются не только в обеспокоенности сокращением рабочих мест, но и в недостаточной мотивации к инновациям инженеров, технологов, ученых. Для разрешения проблем и противоречий рассогласования необходимы системы управления развитием персонала, системно взаимосвязанные с инновационным развитием производства. Для отслеживания этих процессов предлагается также мониторинг на основе измерения инновационного развития производства и персонала.
Для активизации инноваций необходимо разрабатывать инновационные планы и планы устройства высвобождаемых работников параллельно. Это будет противодействовать торможению инноваций. На уровне предприятий возможно переобучение и открытие новых производств, на уровне регионов переобучение и переквалификация и перемещение на производства и сферы, способные поглотить высвобождаемых работников. Инновационное развитие кадров немыслимо без использования внешнего и внутреннего профессионального обучения. При этом необходимо использовать весь арсенал форм и методов обучения, накопленный в РФ и за рубежом. Заметное место здесь занимает использование корпоративных университетов и учебных комплексов. Обучающие комплексы реализуют с помощью обучения на новейшем оборудовании условия реализации инноваций и роста производительности труда. В дуальном обучении получение теоретических знаний согласуется с получением практических навыков. Небольшие организации могут прибегать к внутреннему обучению и дистанционному обучению. Последнее достаточно гибко, способно к быстрой перенастройке и тиражированию с минимальными затратами. Оно активизирует самообучение. Однако от руководства организаций требуется системная деятельность по координации и поощрению такого обучения. Отраслевая координация так же важна, поскольку обучение в виде стажировки на передовых предприятиях и обучение в отраслевых центрах снимает препятствия недостаточной подготовки персонала в реали- зации инноваций.
Если персонал высвобождается (особенно вследствие инноваций), то выплаты пособий по безработице недостаточно. Такой персонал нуждается во время вынужденного перерыва в работе в подготовке по наиболее востребованным профессиям в инновационной экономике. Сокращение затрат на обучение даже во время кризисных затруднений нецелесообразно, как раз во время кризиса люди наиболее мотивированы в диверсификации своих знаний и способностей и в развитии.
Инновационный процесс и его последствия относительно занятости должны рассматриваться системно.
Необходимо вместе с прогнозом внедрения инноваций в организациях прогнозировать изменения занятости:
– прогнозировать изменения занятости количественно и качественно (по профессиям и квалификации);
– намечать планы профессиональной подготовки и переподготовки;
– создавать планы возможного трудоустройства высвобождаемых работников;
– определять объемы досрочного выхода на пенсию;
– активизировать аутплейсмент;
– намечать планы финансовой помощи государства в переподготовке и трудоустройстве;
– возможны планы территориального перемещения работников.
Итак, росту экономики за счет инноваций и роста производительности труда мешают структурные дисбалансы, неэффективные методы управления, дефициты кредитных ресурсов, недостаточная информированность бизнеса о программах господдержки. Кроме этого требуется стимулирование конкуренции, реализация проектов с повышенной операционной эффективностью, оптимизация и повышение гибкости систем профессионального образования и переподготовки, коррекция сочетаемости инновационных программ предприятий и территорий с программами высвобождения и трудоустройства работников.