Организм человека в процессе жизни подвергается окислительному стрессу, приводящему к его старению. Современные системные подходы позволяют изучить организм человека с разных сторон. Известно, что одним из важных факторов уровня заболеваемости является питание, в том числе возможность использования различных природных веществ, входящих в состав растений. Биопротекторы – это комплекс химических веществ с различным механизмом действия, обладающих антиоксидантной активностью, блокирующих действие свободных радикалов, активирующих иммунную систему человека и защитные функции его организма [5].
К пищевым веществам, обладающим биопротекторными свойствами, относятся витамины (С, А, Е), биофлавоноиды, дубильные вещества, пектиновые вещества, минеральные элементы (калий, кальций, магний, фосфор, йод, селен). Витамины С, группы В, Е, b-каротин, биофлавоноиды, биотин способны вступать во взаимодействие со свободнорадикальными формами кислорода и активными продуктами радиолиза, инактивируя их [3, 4, 5, 6].
На основании отчета Роспотребнадзора Свердловской области за 2015 г. одним из приоритетных направлений в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения является снижение уровня неблагоприятного влияния загрязненности атмосферного воздуха на заболеваемость населения, проживающего в экологически неблагоприятных муниципальных образованиях. Данные, представленные Роспотребнадзором Свердловской области, свидетельствуют об увеличении общей заболеваемости населения в зависимости от муниципального образования (значение показателя от 1410,7 до 2060,4 на 1000 человек) [1, 2].
Стоит отметить, что при решении приоритетных задач по обеспечению благополучия населения, проживающего в неблагоприятных районах Свердловской области, наименьшее внимание уделялось снижению химической нагрузки на население, развитию системы адресной профилактики экологически обусловленных заболеваний. Поэтому одним из актуальных направлений в рамках реализации программы «Здоровое питание» является осуществление мероприятий по профилактике дефицита микронутриентов и витаминов, по реабилитации здоровья населения, проживающего в экологически неблагоприятных районах Свердловской области. Реализация мероприятий основывается на государственных программах «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2020 года» и «Новое качество жизни уральцев» до 2018 года [1, 2, 3].
Задачей настоящего исследования является анализ рынка лекарственно-технического сырья (ЛТС), обладающего высокой пищевой ценностью, с возможностью использования его в качестве сырьевого ингредиента при производстве продуктов питания антиоксидантной направленности. Стоит отметить, что основными потребителями лекарственно-технического сырья являются люди пожилого возраста и дети, данный факт обусловлен тем, что потребление синтетических сильнодействующих препаратов имеет опасные побочные эффекты.
Можно выделить несколько факторов, влияющих на привлекательность лекарственно-технического сырья: длительное применение, безопасность и эффективность, простота приготовления и использования.
Для российского рынка лекарственно- технического сырья характерна тенденция к росту, однако объем рынка и его доля в общем объеме фармпрепаратов составляет 0,5–15 % (11–12 дол. США). Известно, что в странах Евросоюза аналогичная продукция занимает до 10 % от общего объема лекарственного рынка [2].
Российский рынок лекарственно-технического сырья в настоящее время в основном представлен производителями, имеющими региональный статус, а следовательно, произведенная продукция реализуется в пределах области.
Выращивание культивированного лекарственно-технического сырья достаточно рентабельно, но поскольку оно второстепенно для экономики страны (наиболее важным является урожай, полученный от зерновых культур, используемый в последующем в мукомольном, хлебопекарном и кондитерском производствах), то это является одной из причин небольшого процента развития производства.
На первом этапе исследования был изучен рынок лекарственно-технического сырья (далее ЛТС). Для проведения исследования использовался метод ритейл-аудита, объектом явились крупнейшие аптечные сети г. Екатеринбурга. Данные аптечные сети имеют схожий ассортиментный ряд, утвержденную матрицу и централизованное снабжение в рамках одной аптечной сети.
Данные анализа представленных аптечных сетей позволяют распространить результаты не только по г. Екатеринбургу, но и по Свердловской области в целом [4]. Полученные данные о ЛТС в зависимости от части растения представлены на рис. 1.
Стоит отметить, что наибольшая доля ЛТС приходится на высушенные листья растений – 56,4 %, на втором месте находятся растения, используемые целиком (без корней) – 17,8 %.
Изучение ассортимента ЛТС в зависимости от внешнего вида (формы) свидетельствует, что наибольшую долю занимают высушенные части растений (более 50 %) (рис. 2).
Рис. 1. Структура ЛТС в аптечных сетях г. Екатеринбурга в зависимости от части растения
Рис. 2. Структура ЛТС в аптечных сетях г. Екатеринбурга в зависимости от формы
Рис. 3. Структура ЛТС в аптечных сетях г. Екатеринбурга в зависимости от фармакологического действия
На основании полученных результатов, представленных на рис. 2, можно сделать вывод, что при анализе в зависимости от упаковки превалирующую долю (65 %) занимают высушенные травы, упакованные в картон и пергамент.
Результаты расширенного анализа структуры ассортимента ЛТС в зависимости от действия представлены на рис. 3.
На основании результатов исследования ЛТС, реализуемого в аптечных сетях г. Екатеринбурга, можно отметить, что доли в зависимости от фармакологического действия всех лекарственных средств находятся в пределах от 10 до 16 %.
Анализ ЛТС, реализуемого в аптечных сетях, по составу свидетельствует о том, что наибольшую долю занимают смеси трав, в зависимости от фармакологического действия (более 50 %). Ассортимент монотрав представлен ЛТС внутреннего назначения (общеукрепляющее, отхаркивающее), наружного (полоскание). Таким образом, ЛТС, реализуемое на территории Свердловской области, используется в большинстве случаев как дополнительные средства при заболеваниях организма человека.
Результаты исследований свидетельствуют, что превалирующая часть ЛТС обеспечивается за счет отечественных производителей. Данные представлены на рис. 4.
Рис. 4. Структура ЛТС в аптечных сетях г. Екатеринбурга в зависимости от производителя
На основании рис. 4 можно сказать, что наибольшую долю рынка ЛТС занимают ЗАО «СТ-Медифарм» и ОАО «Красногосклексредства», 38 и 29 % соответственно. Стоит отметить, что среди крупных производителей, действующих за пределами регионов, являются ЗАО «Эвалар» и ООО «Травы Башкирии». Основным направлением крупных производителей является производство фитопрепаратов на основе лекарственно-технического сырья.
Наибольшим спросом пользуются следующие виды: ромашка, сенна, шалфей, почечный чай, толокнянка, корень валерьяны, кора дуба; среди сборов лидирующее место занимает грудной и успокоительный, на втором месте урологические, желчегонные и противогеморроидальные (рис. 5, 6).
На следующем этапе исследований была изучена мотивация потребления ЛТС среди покупателей (таблица).
Рис. 5. Структура ассортимента ЛТС в зависимости от вида
Рис. 6. Структура ассортимента в зависимости от назначения сбора из ЛТС
Мотивация потребления и отказа от потребления ЛТС
ЛТС в зависимости от формы |
Мотивы употребления |
Мотивы отказа от употребления |
1 |
2 |
3 |
Высушенное (измельченное, порошкообразное) |
1. Фармакологический эффект – 49 %. 2. Профилактическое действие – 22 %. 3. Желание поправить здоровье – 18 %. 4. Стремление к здоровому образу жизни – 16 % |
1. Эффект «плацебо» – 39 %. 2. Незнание действия:
3. Специфические вкусовые качества (горечь) – 13 %. 4. Не считают «за лекарство» – 31 %. 5. Трудность в приготовлении – 26 % |
Настой (на спиртовой и водной основах) |
1. Фармакологический эффект – 54 %. 2. Привычка, сформировавшаяся под влиянием традиций – 39 %. 3. Нравится вкус – 25 %. 4. Профилактическое действие – 16 %. 5. Легкость в использовании – 35 % |
1. Отсутствие действия – 75 %. 2. Считают другие виды более полезными, самоутверждение – 19 %. 3. Длительность приема – 15 %. 4. Не ассоциируется с лекарственным средством как таковым – 39 % |
В виде таблеток |
1. Наличие определенного лечебного, медицинского эффекта – 47 %. 2. Полезный для здоровья – 4 %. 3. Альтернатива другим медицинским лекарственным средствам – 29 % |
1. Не ассоциируется с лекарственным средством – 38 %. 2. Отсутствие полезного эффекта – 27 %. 3. Ненатуральность в составе – 23 %. 4. Ассоциируется с биологически активной добавкой – 25 % |
Вследствие изучения мотивации или отказа от потребления ЛТС в зависимости от внешнего вида полученные данные подтверждают, что использование таких средств является необходимостью только при усилении определенного лечебного эффекта совместно с лекарствами при общих заболеваниях (более 50 % респондентов). Тогда как для профилактического действия используют только 16 % респондентов. Наибольшая доля опрошенных аргументируют отказ от потребления ЛТС отсутствием полезного эффекта (27 %), длительностью приема (15 %) и ассоциацией с биологически активными добавками (25 %).
Таким образом, внедрение пищевых продуктов, обладающих полезными свойствами, является актуальным, но при условии, что заданные потребительские свойства не пострадают.
Проведенный анализ рынка г. Екатеринбурга убедительно свидетельствует о том, что на сегодняшний день в торговой сети отсутствует такой вид специализированной продукции, как продукция антиоксидантной направленности.
Учитывая то, что в настоящее время возрос интерес потребителей к специализированным продуктам питания вследствие повышения внимания к собственному здоровью, можно считать целесообразным и своевременным разработку и внедрение на рынок новых специализированных продуктов – чайных напитков антиоксидантной направленности.
Следовательно, разработка и внедрение пищевых продуктов с добавлением ЛТС, направленных на снижение и/или корректировку факторов, связанных с неблагоприятной экологической обстановкой, антропогенной нагрузкой, химическим влиянием на организм человека, являются приоритетными направлениями для обеспечения благополучия населения Свердловской области.