«Экономика санкций» как область научных исследований наиболее полно представлена в работах ученых-экономистов западных стран. Объяснение является достаточно простым и логичным – поскольку экономические санкции являются активно используемым инструментарием внешней политики западных государств, его разработка представляет особый интерес для западных ученых. В отличие от западных исследований в России экономические санкции как предмет исследования начали рассматриваться только в последние годы, с момента введения санкционных ограничений против Российской Федерации (2014 г.). Ранее применявшиеся санкции (например, против СССР) не являлись предметом особого научного интереса и в основном рассматривались политологами как меры политического давления.
В отличие от исследований прошлых лет в настоящее время российские ученые-экономисты активно публикуются по данной проблематике, однако центр интересов сосредоточен главным образом на прикладных аспектах санкционных и контрсанкционных воздействий. В то же время теоретические аспекты «экономики санкций» как специфичного порядка функционирования экономики в экономических разработках представлены явно недостаточно. Нуждаются в дополнительном исследовании суть, содержание экономических санкций, их определение, методы и формы их применения, а также другие аспекты данной проблематики. В совокупности перечисленные вопросы логично объединить в единую область исследований, обеспечивающую их комплексное рассмотрение с учетом существующих взаимосвязей как внутри данной области, так и за ее пределами (условиями и факторами развития экономики, экономической динамикой, ресурсной базой и результативностью экономического развития и др.).
В комплексе предпосылок, обусловливающих целесообразность формирования самостоятельной предметной области исследований – «экономики санкций» – в числе основополагающих следует обозначить происходящие в период санкционных воздействий трансформации различных элементов системы экономических отношений. Данные трансформации свойственны именно периоду санкционного давления и специфицированы к различным сферам экономики с присущими им закономерностями, особенностями, предпосылками, условиями и факторами их функционирования и развития. Эти закономерности и особенности обусловливают различные последствия для разных уровней хозяйствования и институциональных секторов экономики. При этом в основе их исследований должна лежать единая теоретическая база, системно объединяющая понятийный аппарат, характер, свойства и проявления санкционных воздействий. В этих условиях формирование каркаса данных теоретических основ «экономики санкций» как самостоятельности области исследования представляет несомненную актуальность и имеет научную и практическую значимость не только с точки зрения формирования контрсанкционного противодействия, но и с позиции разработки мер по купированию негативного влияния санкционного давления на экономику страны
Исходя из вышеизложенного целью настоящей работы является формирование целостной исследовательской конструкции проблемной области «экономики санкций», системно объединяющей теоретические основы данной проблематики, ее понятийный аппарат и трактовку основных категоий, раскрытие их характера и содержания как основы для последующей разработки и развития указанной проблематики.
Теоретические основы «экономики санкций»
«Экономика санкций» как область теоретической экономики наиболее соответствует содержанию институциональной теории, в рамках которой в наиболее распространенной трактовке экономические санкции выступают как характеристики принуждения (по Д. Норту) [3], реализуемые в форме инфорсмента (enforcement) – воздействия принудительного характера («force» (англ.) – заставлять, принуждать). Поскольку положения институциональной теории рассматривают экономические отношения с точки зрения норм и правил поведения, то их вполне корректно можно приложить и к отношениям в рамках «экономики санкций». Развивая рассматриваемую проблемную область, подходы институциональной теории целесообразно дополнить положениями теории общественного выбора в части определения целесообразности и эффективности принятия государственных решений о введении режима санкционного принуждения, а также оценки их общественных последствий (в том числе и при проведении избирательных компаний). Непротиворечивость и логичность совместного рассмотрения данных теорий в качестве единой базовой платформы теоретических разработок проблемной области «экономики санкций» позволяет приложить их различные аспекты к конкретной системе санкционных воздействий, способствуя как формированию каркаса и логики исследований санкционного влияния на экономику, так и развитию и приложению вышеназванных теоретических разработок.
Понятийный аппарат «экономики санкций»
При систематизации и раскрытии категорий, входящих в понятийный аппарат «экономики санкций», следует выделить 4 группы категорий, формирующие его конструкцию:
1) категории целеполагания – запланированные к реализации цели (наказание, принуждение к корректировке поведения, дестабилизация экономической ситуации, проявление решимости и силы, а также демонстрация негативного отношения и формирование общественного мнения); основные зоны санкционных воздействий в разрезе наиболее уязвимых видов экономической деятельности и территорий;
2) процессные категории (типы санкций – торговые, инвестиционно-финансовые ограничения, ограничения по технической помощи и сотрудничеству, а также узконаправленные санкции – по отношению правящих элит и влиятельных бизнес-групп), формы и методы их осуществления (селективные и комплексные), их длительность – краткосрочные, среднесрочные, а также долгосрочные санкции; а также уровень интегративности санкционных воздействий – индивидуальные и коллективные санкции);
3) категории эффекта/ущерба от реализации санкционных мероприятий (характер последствий – прямой и косвенный эффект/ущерб), возникающие взаимосвязи с базовыми ресурсными и результативными параметрами экономического развития;
4) категории адаптационной способности (способности к противодействию) разноуровневых экономик к условиям санкционного возмущения – уязвимость, устойчивость.
«Экономические санкции»: трактовка понятия и содержания
В общепринятой постановке международно-правовые санкции рассматриваются как принудительные меры, применяемые в централизованном порядке ООН в рамках системы коллективной безопасности. Одним из видов такого рода санкций являются экономические санкции, получившие широкое распространение в международной практике, при том, что данная дефиниция документами ООН не определена (политико-правовые аспекты введения антироссийских экономических санкций [Иванов А., Молодыко К.]). Именно на этот аспект обращают внимание российские ученые, подчеркивая, что процесс принятия решений по введению санкций не всегда транспарентен и в значительной степени обусловлен лоббистским влиянием отдельных стран [1].
В западной литературе представлены различные определения экономических санкций. Контент-анализ результатов исследований, проведенных в последние годы, учеными Gary C. Hufbauer, Jeffery J. Schott, Kimberly A. Elliot, Barbara Oegg (Washington, 2009) [8]; Thierry Madies, Hannu Laurila, Melanie Golliard (Fribourg, 2013) [9], Susanne Oxenstierna, Per Olsson (Stockholm, 2015) [10] и другими специалистами, а также систематизация и обобщение ранее опубликованных работ, проведенных Chen-yuan Tung (Baltimore, Maryland, 2002) [6], позволяет сделать следующие основные выводы. Во-первых, в рамках проведенных исследований содержание категории «экономические санкции» неоправданно сужено за счет доминирования ее политико-правовой составляющей в ущерб ее трактовке, включающей экономическую компоненту. Во-вторых, в подавляющем большинстве исследований экономические санкции качественно идентифицируются как инструмент принуждения, применяемый к государствам, предприятиям или группе лиц (как правило, входящих в состав национальных и региональных элит) при осуществлении ими действий, не соответствующих системе правил, установленных международными нормами. Лишь в отдельных разработках [5, 9] отмечается, что по характеру влияния санкции могут иметь не только негативную, но и позитивную направленность (инвестиционная и гуманитарная помощь, таможенные преференции и пр.).
В отличие от распространенного политико-правового содержания категории «экономические санкции», на наш взгляд, является правомерным использовать его расширенную трактовку, базирующуюся на ее этимологической основе (Sanctio (лат.) – указание, распоряжение, англицизм – санкционирование). Согласно данной трактовке категория «экономические санкции» выражает распорядительные меры как принудительного, так и разрешительного характера с негативными и позитивными последствиями, применяемые к субъектам разного рода правоотношений (в том числе экономических) как реакция на реализуемый ими тип поведения. Приведенное положение, на наш взгляд, более адекватно отражает содержание категории «экономические санкции», и в этой связи именно в данной трактовке оно было использовано в настоящем исследовании.
Дуалистичность экономических санкций и особенности ее проявления на различных уровнях управления экономикой
В результате исследований теории и практики реализации экономики санкций установлено, что экономические санкции по своей природе дуалистичны и данное свойство проявляется при оценке эффектов санкционных воздействий на экономику как в краткосрочном периоде, так и в долгосрочной перспективе. По своей сути дуалистичность заключается в гетерогенном характере как собственно санкционных воздействий, так и ответных реакций на их введение. Следует выделить 2 типа дуалистических проявлений, обусловленные различным характером санкционных воздействий:
1) сущностный дуализм, обусловленный негативной и позитивной формами экономических санкций;
2) агентский (поведенческий) дуализм, определяющийся типом экономического поведения объекта санкционных воздействий и его реакцией на санкционные возмущения (пассивное и активное противодействие).
При этом оценка эффектов санкционных воздействий должна осуществляться с учетом формы экономических санкций и характера реакции на их введение.
Если рассматривать санкционные воздействия с позиции их направленности на различные уровни управления (макро-, мезо- и микроуровни), то следует отметить, что региональные эффекты являются кумулятивным результатом эффектов, во-первых, транспонированных с национального уровня, и, во-вторых, специфицированных территориальных эффектов, обусловленных особенностями экономики территорий – территориальной специализацией, теснотой межтерриториальных взаимосвязей, экономической самодостаточностью региона и др.
Именно данные характеристики региональной экономики предопределяют масштабы и направленность (позитивную/негативную) территориальных эффектов/ущербов и длительность проявления последствий в краткосрочной и долгосрочной перспективе. При этом следует отметить, что региональная экономика в меньшей степени, чем национальная, подвержена влиянию «узко ориентированных санкций (narrowly targeted sanction), ввиду ограниченного влияния территорий и территориальных элит на формирование типа экономического поведения, являющегося одной из базовых предпосылок проведения санкционной политики со стороны санкционера.
Условия достижения эффекта от введения санкций
Обобщенный и систематизированный опыт осуществления санкционного давления позволяет сформулировать следующие условия достижения эффекта от введения санкций. Часть из них следует оценить как идеальные, содержание которых сводится в основном:
1) к значительной доле импорта в важнейших секторах экономики страны – объекта экономических санкций;
2) отсутствию замены импортируемых товаров со стороны внутренних производителей; ограниченным возможностям внешней замены импорта/экспорта без угрозы смены торговых партнеров;
3) наличию контроля над экспортно-импортными операциями со стороны государств-санкционеров в силу географического расположения и сложности (невозможности) транспортировки продукции и т.д. [7].
Перечисленные условия в период наличия глобальных рынков товаров и услуг, высокого уровня диверсификации национальных экономик развитых стран, международного разделения труда и ряда других условий и факторов развития современного рыночного хозяйства вряд ли могут быть реализованы в полной мере. В силу этого обстоятельства достижение целевых установок санкционного давления и получение значительного эффекта от введения экономических санкций является весьма проблематичным. Данное положение подчеркивается как Johan Galtung («вывод о вероятной эффективности экономических санкций, как правило, отрицательный») [7], так и другими учеными специалистами как в России, так и за рубежом. Более того, часть ученых называет экономические санкции «тупым инструментом» [4], поскольку страны – объекты санкционного давления постепенно адаптируются к возникшим условиям санкционного давления, ищут и находят альтернативные рынки, новых торговых и инвестиционных партнеров, а также разрабатывают и реализуют стратегии импортозамещения и т.д.
Заключение
1. Активное использование западными странами экономических санкций как инструмента воздействия на государства – объекты санкционного давления обусловливает необходимость повышенного внимания ученых-экономистов к исследованию «экономики санкций» как самостоятельной проблемной области, системно объединяющей теоретические основы и практические рекомендации по разработке мер по контрсанкционому реагированию и купированию негативных последствий санкционных ограничений.
2. С теоретических позиций «экономика санкций» базируется на институциональной теории и теории общественного выбора, развивая и конкретизируя их основные положения применительно к области санкционного воздействия. В рамках данной проблемной области сформирована конструкция ее понятийного аппарата, дана обновленная трактовка понятия экономических санкций, показан двойственный характер воздействия экономических санкций как на страны – объекты санкционного давления, так и на государства, выступающие в роли санкционеров.
3. На основе систематизации международного опыта введения санкционных режимов показано, что в современных условиях глобализации наиболее частым исходом их введения является их низкая эффективность с позиции достижения целевых установок санкционного давления и незначительная реакция в части изменения типа экономического поведения стран – объектов санкционного давления.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 15-12-02020 а (р) «Модели системной динамики в прогнозировании дуалистических эффектов санкционных возмущений в экономике региона (на примере Республики Башкортостан)».