Национальная экономика любой страны, а особенно такой большой по площади, как Россия, всегда пространственно (территориально) организована, то есть состоит из взаимодействующих подсистем – регионов различных типов и уровней.
Э.Б. Алаев системно определяет широко распространённый термин «регион» – как «территорию, по совокупности насыщающих её элементов отличающуюся от других территорий и обладающую единством, взаимосвязанностью, целостностью составляющих элементов, причём эта целостность – объективное условие и закономерный результат развития данной территории» [1].
Понимание региона в качестве социально-экономической территориальной системы сложилось в отечественной науке еще в советское время. При этом основной акцент в определении делался исходя из основных классических принципов политической экономии, то есть на «совокупность различных видов производительных сил и производственных отношений». В теории региональной экономики советского периода, несмотря на различия в определении понятий, аналогичных понятию «регион», общим являлось наличие трех его признаков: территории, специализации и экономических связей.
Согласно А.Г. Гранбергу, «регион – это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью ее элементов» [4]. Другими словами, под регионом можно понимать сложное явление, представляющее собой целостную, пространственно организованную форму жизнедеятельности как системы, которой присущи относительная обособленность, целостность, комплексность, подчиненность единой цели и связи с внешней средой. Изменение социально-экономической структуры системы Э.Б. Алаев определяет как развитие, а применительно к регионам – региональное развитие. Региональное развитие в большинстве стран мира является объектом регулирования, иначе называемого региональной политикой.
В мире, в том числе и в нашей стране, накоплен большой опыт региональной политики (освещён в работах Э.Б. Алаева, А.Г. Гранберга [4], Р.И. Шнипера [14], М.К. Бандмана [2], Б.С. Хорева [15], Н.Н. Некрасова [8] и др.). Эта политика очень разнообразна – по решаемым проблемам, по территориальным объектам, по субъектам, проводящим политику, по используемым инструментам.
Объективные различия внутри национальной экономики в распределении топливно-сырьевых ресурсов, в агроклиматических условиях, историко-культурных традициях населения предопределили возникшее экономическое и социальное неравенство регионов.
К числу проблем, решаемых региональной политикой, могут относиться:
– проблема освоения незаселённых или слабозаселённых территорий, располагающих уникальными природными ресурсами или представляющих для государства оборонно-стратегический интерес;
– проблема развития слаборазвитых, отставших в развитии территорий с доиндустриальной экономикой;
– проблема оздоровления экономики депрессивных районов, в своё время индустриально развитых, но связанных с отраслями, пришедшими в упадок;
– проблема разгрузки гипертрофированно развитых городов и агломераций;
– проблема сохранения экосистем уникальных природных объектов.
Для максимального использования потенциала собственной территории, включающего ресурсные и инновационные возможности, представляется использование пространственно локализованных форм экономического развития, таких как территориально-производственные комплексы (ТПК), полюса роста, кластеры, особые экономические зоны и так называемые инновационные формы – технопарковые структуры. Данные пространственные формы имеют свои особенности и возможности для реализации, рассмотрим их подробнее.
Теория кластеров и кластерного развития в экономике была сформулирована в 80-х годах ХХ века американским экономистом Майклом Портером и уже получила достаточно широкое освещение в отечественной литературе [10]. Пока отметим, что под кластером понимается сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний: поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов, вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.
Кластеры создают основу для притока инвестиций, обучения широкого круга предпринимателей, развития малого и среднего предпринимательства, повышение гибкости и мобильности компаний, создания широкого спектра сетевых структур [11]. Примерами наиболее известных систем кластерного типа являются кооперации компаний: в области компьютерной техники и информационных технологий – в Силиконовой долине (США); связи и телекоммуникаций – в Хельсинки (Финляндия), кинопроизводства – в Голливуде (США), аэрокосмической промышленности – в Московском регионе, а также формирующийся кластер химических производств в Пермском крае и др.
В нашей стране естественно стремление сопоставить кластерный подход с концепцией, имеющей богатые традиции в отечественной литературе и практике – с теорией территориально-производственных комплексов (ТПК). Эта идея впервые была предложена Н.Н. Колосовским в 1947 г. [5]. Территориально-производственные комплексы – это взаимосвязанные научно обоснованные сочетания различных предприятий и расселения трудовых ресурсов на общей территории, объединение которых дает большую экономию средств, повышает производительность труда, обеспечивает решение проблем охраны природы.
Покомпонентную структуру ТПК образуют устойчиво повторяющиеся в его составе массовые типы производственных процессов, которые Н.Н. Колосовский назвал энергопроизводственными циклами (ЭПЦ) и определил как устойчивые совокупности производственных процессов, последовательно развертывающихся на территории на базе определённого сочетания некоторых видов сырья и энергии.
Большой вклад в развитие и модернизацию теории ТПК внёс М.К. Бандман [2]. Под его руководством разработана система экономико-математических моделей формирования ТПК, он изучал ТПК Сибири и пришёл к выводу об их концентрации на ограниченной и компактной территории.
Поскольку теория и практика ТПК считается важным достижением отечественной науки, соотношению этого понятия с понятием кластера уделяется большое внимание. Этот вопрос исследуется и С.Н. Соколовым, и авторами специального сборника, в числе которых А.И. Чистобаев [12], М.Д. Шарыгин [13], В.Ю. Малов [7], И.В. Пилипенко [9] и др. Часто утверждается, что ТПК – понятие плановой экономики, а кластеры – рыночной (например, так считает С.Н. Соколов), но эта точка зрения не является преобладающей.
Едва ли не больше всех имеет общего с теорией кластеров теория поляризованного развития (полюсов роста). Теория поляризованного развития восходит к идеям французского экономиста Ф. Перру (50-е го- ды XX в.), которая в целом рассматривает процессы регионального и даже национального социально-экономического развития [17]. Вместе с тем наблюдается стремление объединить в рамках этой теории разнообразные концепции, так или иначе связанные с региональным развитием.
Теория использует понятие экономического и «геоэкономического» пространства: процессы развития происходят в обоих одновременно: в первом случае полюсом является предприятие или группа предприятий (вид деятельности, фирма, промышленный комплекс), относящиеся к «пропульсивной», т.е. способной порождать развитие других субъектов отрасли, во втором – географический пункт или ареал, обычно являющиеся местом размещения этой отрасли. Под полюсом роста понимаются наиболее перспективные территории и предприятия, которым предполагается уделить повышенное государственное внимание в расчёте на последующее развивающее воздействие на периферию.
Рассмотрим разновидность технопарковых структур, технополис – ареал, концентрирующий предприятия высоких технологий вокруг университетских и исследовательских центров. Характеризуются инновационным направлением деятельности предприятий-резидентов, а также предоставлением специализированных услуг, обеспечивающих поддержку развития малых инновационных предприятий и содействующих эффективному трансферу технологий. В пределах технополисов могут формироваться локальные высокотехнологичные кластеры, примером которых может служить уже упомянутая Силиконовая Долина. Много общего с технополисами (понятие, сформировавшееся в США и Японии) имеют отечественные ЗАТО и наукограды [6].
Состояние социально-экономического развития множества регионов свидетельствует в пользу того, что в целом рыночные отношения развиваются динамично, однако существенное влияние внешнеполитических факторов во многом сдерживает интенсивное развитие производительных сил, и интенсивная рыночная активность четко просматривается только в локальных зонах крупных городов, а в административных районах регионов предпринимательство развивается значительно медленнее.
Причины данной проблемы во многом связаны с недостаточно развитым состоянием транспортных коммуникаций и торгово-проводящей сети, недостаточным уровнем доходов населения, а также чрезвычайно медленным и с географической точки зрения неравномерным развитием субъектов хозяйствования малого и среднего бизнеса в регионе.
Указанные причины определяют последствия, выражающиеся в отсутствии выгоды областных крупных оптовых посредников производить равномерное освоение всей территории региональных потребительских рынков. Вместе с тем отсутствие достаточно развитой транспортной и торговой инфраструктуры, а также сложность климатических условий, в совокупности с высокой затратностью деятельности в северных и малоосвоенных регионов, усугубляют сложившееся положение.
В то же время выполнение задачи по обеспечению условий построения социально-ориентированной региональной экономики, возложенное на областные органы государственной власти федеральной государственной властью страны, должно привести к результату, выражающемуся в стремлении к наиболее полному обеспечению всего населения области такими социально-экономическими условиями, при которых население будет жить достойно в любой точке региона, не стремясь поменять место своего пребывания.
Использование современных технологий на практике послужит ключом к решению региональных социально-экономических проблем, связанных с функционированием, рациональной организацией и регулированием рыночных отношений. Применение современных пространственно-экономических форм позволит создать механизм совершенствования функционирования и управления региональной экономики при содействии органов государственной власти.
Любой из регионов нашей страны имеет свои характерные особенности, но общим для всех является то, что они несут в себе черты прошлой социально-экономического формации, а также всё ещё находятся на стадии становления. Россия по протяженности одна из самых больших стран мира, обладающая богатейшими природными ресурсами и огромным производственно-экономическим потенциалом.
Например, целенаправленное освоение Сибири и Дальнего Востока началось в конце XIX века со строительства железной дороги – исторически сложилось так, что большинство населения области расселилось вдоль железнодорожного полотна, на осваиваемых территориях были построены поселки и города.
Во второй половине XX века населенных пунктов стало больше, а города превратились в крупные индустриальные центры. Восточные регионы страны богаты природными сырьевыми ресурсами и на протяжении всей истории освоения они рассматривались и оценивались правительством страны как сырьевые. Этот факт стал определяющим в экономическом развитии регионов.
Исходя из вышеизложенного следует, что основной особенностью развития экономики регионов на востоке страны и Иркутской области в частности является следующее:
– масштаб территории;
– очаговый характер развития производительных сил;
– расселение людей вдоль железнодорожного полотна.
История экономического освоения восточных регионов страны имела предположительно следующую схему: территория развивается благодаря разработке месторождения, а по истечении сырьевых запасов экономическая жизнь в районе постепенно замедляется, однако население по-прежнему проживает на данных территориях.
Перечисленные особенности социально-экономического характера являются определяющими в функционировании множества регионов.
Современная ситуация и социально-экономическая общественная формация изменилась, появились предпосылки как объективного, так и субъективного характера для серьезных и качественных изменений в социально-экономической жизни общества. Государство пытается смотреть на восточные регионы страны стратегически, и постепенно пересматривается политика в отношении управления этой масштабной и богатой территорией.
Проблема совершенствования экономического функционирования регионов может быть условно разделена нами на два блока, которые обусловлены двумя вопросами: необходимо ли указанное совершенствование и посредством чего оно будет реализовано?
Первый вопрос касается непосредственно создания механизма совершенствования экономического развития регионов, второй – создания на территории пространственных форм экономического развития, типа кластера, ТПК.
Являясь в том числе и региональной пространственно-экономической системой, данная экономическая конструкция потенциально может обладать как минимум четырьмя основными свойствами:
– целостность, согласно которой региональная система выступает, с одной стороны, как единая совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом, а с другой, каждый из ее элементов является самостоятельным субъектом хозяйствования;
– наличие устойчивых связей, определяющих интегральные качества системы;
– структурированность и иерархичность. На территории субъекта федерации необходимо создать определенную организационную структуру управления, состоящую из взаимосвязанных объектов и субъектов управления, реализующих целевую функцию региональной распределительной системы.
– интегративные свойства. Региональной системе будут присущи интегральные свойства и качества, присущие системе в целом, но не свойственные ни одному из ее элементов в отдельности. Создание подобного рода пространственно локализованных экономических систем, через экономическое и технологическое объединение субъектов хозяйствования, образующих взаимовыгодное партнёрство, обеспечит практическую реализацию интегрального свойства сложных систем, проявляющееся в интегральном синергетическом эффекте.
Предлагаемая пространственно-экономическая система должна строиться с учетом следующих принципов:
– принципа системного подхода, который проявляется в рассмотрении всех элементов логистической системы регионального потребительского рынка как взаимосвязанных и взаимодействующих для достижения единой цели его управления;
– принципа социальной направленности и общественной значимости проводимых мероприятий по совершенствованию регионального экономического климата;
– принципа координации и интеграции, когда в процессе управления, связанного с совершенствованием регионального экономического климата, необходимо достижение согласованного, интегрального участия всех участников проекта при реализации его целевой функции;
– принципа моделирования и информационно-компьютерной поддержки, когда используются математические, экономико-математические, имитационные и другие модели;
– принципа разработки необходимого комплекса подсистем, обеспечивающих сам процесс эффективного управления, таких как техническая, экономическая, организационная, правовая, кадровая и других;
– принцип TQM – всеобщего управления качеством – обеспечение надежности функционирования и высокого качества работы каждого элемента кластерной системы для обеспечения общего качества потребительских товаров и сервиса, которые предоставляются конечным потребителям.
Стратегическое планирование деятельности предполагаемой пространственно-локализованной экономической системы должно быть организовано таким образом, чтобы заранее учитывать возможные изменения внешней среды. В качестве основного условия продуктивной деятельности необходимо добиться единства функционирования подразделений, только при соблюдении этого условия можно будет считать систему экономически оправданной.
При разработке пространственно-локализованных экономических систем встает задача по оценке экономической эффективности его деятельности на территории субъекта федерации. Критерием эффективности функционирования такой системы, каким может являться подобного рода альянс, будет оптимальный минимум совокупных затрат, связанных с управлением финансовыми, материальными, информационными, сервисными и иными потоками, при обеспечении требуемого уровня качества сервиса.
Определение интегрального эффекта от реализации может обеспечить последовательный всесторонний подход к оценке его эффективности, что позволяет учесть возможные структурные изменения в региональной экономике, последствия внедрения научно-технического прогресса и повышения производительности труда, а также предполагаемые изменения цен и показателей затрат.
Особенно важно производить оценку указанной эффективности, основываясь на определении интегрального экономического эффекта, в районах Сибири и Дальнего Востока, что связано со спецификой их экономического развития.
Рассматриваемый вариант совершенствования и управления экономическим развитием регионов, посредством создания пространственно локализованных экономических систем, может быть особенно эффективно использован на территориях краев и областей, имеющих специфические условия климатического, инфраструктурного и социально-экономического характера.