Внешнеэкономические связи между государствами ? членами Евразийского экономического союза обеспечиваются всеми видами транспорта, обслуживающего практически все виды экономической деятельности. Транспортный сектор экономики является конструктивно сложным и состоит из нескольких подсекторов, имеющих свои особенности регулирования.
Евразийская экономическая комиссия придает большое значение углублению интеграции в сфере транспорта и инфраструктуры в рамках Евразийского экономического союза на основе главного принципа интеграции – свободы движения товаров, капитала, услуг и рабочей силы [1].
Проведение работы по сближению транспортных комплексов государств-членов построено на основе оценки интеграционного потенциала [4] и конкурентных преимуществ [5] автомобильного, водного, воздушного и железнодорожного транспорта, а также ожидаемого эффекта от их сближения.
Конкретные договоренности по вопросам регулирования транспорта в целом и формированию рынка транспортных услуг в государствах ? членах ЕАЭС закрепили в Договоре о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, являющемся отправной точкой в работе по формированию общего рынка услуг транспорта в рамках Союза.
Воздушный транспорт. Государства-члены формируют общий рынок услуг воздушного транспорта на принципах соответствия международному праву, гармонизации законодательства, обеспечения справедливой и добросовестной конкуренции, расширения воздушных сообщений между государствами-членами, а также недискриминационного доступа к авиационной инфраструктуре. Выполнение полетов будет осуществляться на основе международных договоров государств-членов и разрешений, выдаваемых в порядке, установленном законодательством государств ? членов. Развитие интеграции в сфере воздушного транспорта предусмотрено в рамках проводимой скоординированной (согласованной) транспортной политики.
Водный транспорт. Развитие интеграции в сфере водного транспорта будет осуществляться в рамках проводимой скоординированной (согласованной) транспортной политики. Также предусмотрено, что суда под флагом государства-члена Союза имеют право осуществлять перевозку грузов, пассажиров и их багажа, буксировку между государством флага судна и другим государством-членом на смежных внутренних водных путях, транзитный проход по внутренним водным путям другого государства-члена, за исключением перевозки и буксировки между портами и перевозок в/из портов другого государства-члена и третьими странами, в соответствии с международным договором государств-членов о судоходстве. Проект указанного Договора подготовлен и проходит согласование на уровне уполномоченных органов государств-членов в области транспорта.
Железнодорожный транспорт. Государства-члены определили следующие цели развития интеграции в сфере железнодорожного транспорта:
1) поэтапное формирование общего рынка транспортных услуг в сфере железнодорожного транспорта;
2) обеспечение доступа потребителей государств-членов к услугам железнодорожного транспорта при осуществлении перевозок по территории каждого государства-члена на условиях не менее благоприятных, чем условия, созданные для потребителей этого каждого государства-члена;
3) соблюдение баланса экономических интересов между потребителями услуг железнодорожного транспорта и организациями железнодорожного транспорта государств-членов;
4) обеспечение условий для доступа организаций железнодорожного транспорта одного государства-члена на внутренний рынок услуг железнодорожного транспорта другого государства-члена.
Достигнуты результаты:
– унифицированы тарифы государств – членов ЕАЭС на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов по видам сообщений (экспортный, импортный и внутригосударственный);
– определены условия применения внутригосударственных тарифов при транзитных перевозках по национальным территориям государств – членов;
– определены условия доступа перевозчиков государств – членов Союза на сопредельную инфраструктуру стран – членов.
Автомобильный транспорт. Наибольшего интеграционного эффекта государства-члены Союза достигли в сфере автомобильного транспорта.
Автомобильный транспорт является одним из ключевых элементов развития предпринимательства [3], особенно малых и средних форм, наиболее заинтересованных в отправке грузов небольшими партиями. Этот вид транспорта демонстрирует свои преимущества в сравнении с другими высокой эксплуатационной и коммерческой маневренностью, технологической адаптивностью к взаимодействию с другими видами транспорта, уникальной способностью доставки грузов «от двери до двери».
По данным Международного союза автомобильного транспорта в настоящее время автомобильный транспорт обеспечивает более 80 % общего объема перевозок грузов в государствах – членах Евразийского экономического союза. В 2014 году в странах Союза было отмечено увеличение грузооборота автомобильного транспорта, по сравнению с 2013 годом он вырос на 1,8 % и составил 428,5 млрд тонно-километров. С 1 января 2015 года международные автомобильные перевозки грузов внутри Союза, выполняемые перевозчиками государств-членов, осуществляются без разрешений (перевозки двусторонние, транзитные и перевозки в/из третьих стран).
В целях дальнейшего развития евразийской интеграции, а также исходя из положений Договора о Союзе Совет Евразийской экономической комиссии 16 июля прошлого года принял Решение № 58 о подготовке в сфере транспорта трех основных документов и определил сроки их подготовки.
Первый – Основные направления и этапы реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики государств – членов Союза. Создание единого емкого регионального рынка, свободного от внутренних барьеров, стало осознанной потребностью руководства стран Союза, что во многом стимулировало процесс экономической интеграции. В этой связи был поставлен вопрос о проведении государствами-членами ЕАЭС согласованной транспортной политики. Формирование согласованной транспортной политики следует оценивать как одно из наиболее необходимых направлений экономической интеграции в рамках Союза, как один из ключевых инструментов решения проблем транспортного сектора государств – членов ЕАЭС и как один из важнейших факторов, способствующих ускорению экономического роста в государствах – членах Союза.
Основными приоритетами скоординированной (согласованной) транспортной политики являются: формирование единого транспортного пространства, создание и развитие евразийских транспортных коридоров, реализация и развитие транзитного потенциала в рамках Союза, координация развития транспортной инфраструктуры, создание логистических центров и транспортных организаций, обеспечивающих оптимизацию процессов перевозки, привлечение и использование кадрового потенциала государств – членов Союза, развитие науки и инноваций в сфере транспорта.
Достигнута договоренность, что государства – члены ЕАЭС в сфере транспорта будут осуществлять скоординированную политику, посредством проведения которой планируется сформировать единое транспортное пространство и общий рынок транспортных услуг Союза, в пределах которого создаются равные и паритетные условия по их оказанию. Документ о скоординированной (согласованной) транспортной политике должен быть подготовлен, согласован в государствах-членах и принят Высшим Евразийским экономическим советом до 31 декабря 2016 года. В настоящее время проект разработан Министерством по инвестициям и развитию Республики Казахстан, поступил в Комиссию в июле и находится на рассмотрении и проработке в заинтересованных министерствах и ведомствах других государств – членов Союза.
Вторым важным документом является международный Договор о судоходстве, направленный на развитие интеграции в сфере внутреннего водного транспорта. Национальные рынки услуг внутреннего водного транспорта являются несопоставимыми, из-за различной протяженности внутренних водных путей в странах Союза. В настоящее время доступ судов под флагом одного из государств – членов ЕАЭС на внутренние водные пути другого государства-члена ЕАЭС осуществляется в специальном порядке в соответствии с национальным законодательством. К примеру, в Российской Федерации разрешение на разовый проход судов оформляется актом Правительства, что является длительной процедурой. Договором упрощается порядок доступа для государств – членов – он будет носить уведомительный характер, в отличие от действующего разрешительного. Для совершения транзитного прохода по внутренним водным путям государств-членов судовладельцу необходимо будет направить уведомление в компетентный орган государства – члена не позднее, чем за 3 дня до даты планируемого подхода судна к государственной границе этого государства – члена. Договор о судоходстве также направлен на гармонизацию квалификационных требований, предъявляемых к членам экипажа, законодательства государств-членов в сфере обеспечения безопасности судоходства, технического регулирования, страхования и лицензирования. Сложный переговорный процесс по согласованию проекта Договора о судоходстве завершается.
Проект планируется принять на заседании Высшего Евразийского экономического совета в декабре 2015 года.
Третий документ – это Программа поэтапной либерализации выполнения перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств – членов Союза, автомобильных перевозок грузов между пунктами, расположенными на территории другого государства – члена, на период с 2016 по 2025 год, или Программа либерализации каботажных автомобильных перевозок грузов.
Программа утверждена президентами государств – членов на заседании Высшего Евразийского экономического союза 8 мая 2015 года. В настоящее время проводятся процедуры по присоединению к ней Кыргызской Республики. Программой определены четыре этапа последовательных действий государств – членов, направленных на снятие с 1 января 2016 г. ограничений, действующих в отношении каботажных автомобильных перевозок грузов. Необходимо отметить, что действующим законодательством государств – членов и международными договорами об автомобильном сообщении выполнение каботажных автомобильных перевозок грузов запрещено. Реализация Программы позволит обеспечить доступ транспортных компаний Союза к внутреннему рынку грузоперевозок, сократить порожние пробеги, снизить транспортные издержки потребителей услуг грузового автомобильного транспорта за счет развития добросовестной конкуренции на рынке автотранспортных услуг. Согласно Программе либерализация будет осуществляться в 4 этапа.
I этап – с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2017 г.;
II этап – с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2019 г.;
III этап – с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2024 г.;
IV этап – с 1 января 2025 г.
Республика Казахстан присоединится к Программе на четвертом этапе с 1 января 2025 г.
Для реализации Программы государствам ? членам Союза предстоит провести необходимые мероприятия по её практическому применению, в первую очередь по выработке механизма контроля за каботажными автомобильными перевозками грузов, внесению соответствующих изменений в международные договоры о международном автомобильном сообщении и действующее национальное законодательство государств – членов в сфере транспорта.
При осуществлении каботажной автомобильной перевозки грузов на борту транспортного средства на I и II этапах необходимо будет получить специальное разрешение, выданное компетентным органом государства – члена в установленном порядке, и бортовой журнал с информацией, подтверждающей правомерность осуществления такой перевозки. С III этапа либерализации каботажные автомобильные перевозки грузов будут осуществляться на основе предварительной заявки.
Таким образом, совместная продуктивная работа государств – членов ЕАЭС в области транспорта и инфраструктуры, естественных монополий дает возможность уже сейчас ощутить практическую пользу интеграции, а именно:
для экономики:
обеспечение долгосрочного устойчивого развития экономик государств ? членов Союза путем повышения качества и безопасности услуг в сфере транспорта и естественных монополий;
сближение законодательств государств – членов Союза в области правового регулирования в сферах транспорта и естественных монополий;
создание условий для привлечения масштабных и эффективных инвестиций, снижение (исключение) размеров государственной поддержки;
для бизнес-сообщества:
обеспечение баланса экономических интересов субъектов рынков на взаимоприемлемых, в том числе конкурентных, условиях;
создание благоприятной среды для инвестирования в проекты в сфере транспорта и инфраструктуры;
создание недискриминационных условий доступа к услугам естественных монополий;
создание мультимодальных логистических центров;
для населения:
повышение уровня и качества жизни населения путем максимального удовлетворения его спроса на услуги транспорта, обеспечение мобильности населения, а также повышение уровня безопасности и качества услуг транспорта;
прозрачность тарифообразования, стабилизация цен и тарифов на услуги сфер естественных монополий.
Практическим результатом деятельности Евразийской экономической комиссии в области сближения и развития транспортных систем государств ? членов Союза стало создание, путем объединения активов задействованных в железнодорожных перевозках крупнотоннажных контейнеров [2], Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК) – единого оператора организации железнодорожных перевозок контейнеров государств – членов ЕАЭС.
Основой бизнес-модели создания ОТЛК является стратегическое объединение ведущих железнодорожных контейнерных операторов, логистической инфраструктуры, грузовых терминалов и предложение комплексной транспортно-логистической услуги по принципу «одного окна», формирование конкурентноспособных сквозных ставок на перевозки контейнеров по территории Беларуси, Казахстана и России.
Реализация проекта ОТЛК позволит обеспечить к 2020 году объем перевозок в размере 4,2 млн в двадцатифутовом эквиваленте, из которых до 1 млн будет привлечено за счет транзита. Выручка объединенной компании составит 4,3 млрд долларов США, а накопленный объем инвестиций в экономику трех стран превысит 6 млрд долл. США.
Продолжается работа по выявлению и устранению препятствующих функционированию внутреннего рынка Евразийского экономического союза барьеров для взаимного доступа, а также изъятий и ограничений в отношении движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Реализация мероприятий по данному направлению будет осуществлена в рамках деятельности Консультативного комитета по транспорту и инфраструктуре, а также его подкомитетов.