В настоящее время в современной культуре все больше появляются противоречия между моральной и правовой оценкой действий, касающиеся акций ненасильственного характера, выражающие протест против политики государственной власти. В данной ситуации можно сказать, что акты гражданского неповиновения, выраженные в форме протеста, возникают вследствие расхождения правовых и моральных позиций в современном обществе.
Активность движений гражданского неповиновения поставила перед этической и политической наукой немало новых и важных вопросов. Здесь в первую очередь необходимо сделать акцент на установление пределов гражданского неповиновения, т. е. сопротивления действиям государственного аппарата, которые пусть и законны с формальной точки зрения, но аморальны и не справедливы с точки зрения морали, приносящие в жертву интересы общества ради выгоды отдельных групп. Такая форма протеста в современной культуре высказывается как неотъемлемое право индивида. Это является ярким примером того, что справедливость берет верховенство над законом и личность должна действовать в соответствии с этой справедливостью. С этической точки зрения нельзя отнять право у индивида отказаться от исполнения закона, который противоречит его внутреннему убеждению. Хотя в данном случае не стоит без необходимости превращать политически спорные вопросы в вопросы совести.
Философия гражданского неповиновения в сущности своей отличается от пацифистских методов или пассивного созерцания зла. Она предполагает активные практические действия давления на политическую власть, но без применения физического насилия. Это не бунт, и предполагает свое место только в контексте гражданского общества. Индивид должен быть приверженцем законности и порядка, стремлению поддерживать стабильность в обществе.
Таким образом, участники гражданского неповиновения должны действовать не с позиции стороннего наблюдателя, а как активные члены общества, стремящиеся изменить конкретные законы или политику государства.
Сама идея гражданского неповиновения не нова. Развитие концепции ненасилия и ее реальное внедрение в политическую практику связан с именем Махатмы Ганди. Именно он воплотил в жизнь стратегию ненасильственной борьбы, заключающуюся в объединении широких народных масс для ненасильственной борьбы, основанной на отказе от сотрудничества с властями и гражданским неповиновением, а так же готовность смириться с наказанием.
Аналогичными взглядами в понимании непротивления и ненасильственных действий наряду с Ганди находился Л. Н. Толстой. Он рассматривал выработанные им формы борьбы как действенные и сопутствующие разрушению установленного несправедливого порядка. Толстой считал, что разработанные им формы и приемы сопротивления социальному злу намного действеннее тех, которые разрабатываются и применяются на практике другими группами, противостоящих социальному порядку.
Несмотря на то, что гражданское неповиновение это борьба, тем не менее, она ориентируется на компромиссные действия и сотрудничество. Цель ненасильственного противостояния - в достижении понимания среди сторон. Так как даже с прагматической точки зрения борьба становится бессмысленной, если в отношениях продолжается противостояние или провоцирующие их действия.
Гражданское неповиновение должно быть большим, чем неприменение силы. Ориентиром должны служить высшие, идеальные цели или моральный принцип. К данной точке зрения прибегают те, кто отстаивает позицию принципиального ненасилия.
Так же можно сказать, что метод разрешения конфликтов на основе ненасильственной стратегии выходит за рамки моральных и философских исследований, так же как и в теме морали будет невозможно вычеркнуть идею ненасилия. Именно ненасилие выступает воплощением идей морали.
Итак, в современной культуре для сосуществования в свободном правовом государстве было бы полезно удалить концепцию гражданского неповиновения из политической оппозиции и политического сопротивления и отнести ее к критериям этики и морали. Правильный подход к теории и практике гражданского неповиновения может оказать важное воздействие на ненасильственное сопротивление несправедливому государственному режиму в современном обществе.
Работа представлена на заочную электронную конференцию «Ценностные ориентации Российской молодежи и современная культура», 15-20 октября 2008 г. Поступила в редакцию 17.10.2008.