Переход к устойчивому развитию РФ в настоящее время возможен только в том случае, если будет обеспечено устойчивое развитие всех ее субъектов. Следует отметить, что устойчивость достигается в результате преодоления действия различных негативных факторов, влияющих на последовательность эволюционного изменения качественных состояний цикла развития. Процесс снижения негативных факторов, к которым относится проблема повышения эффективности использования государственных ресурсов на региональном уровне, является одним из приоритетных на современном этапе развития отечественного рыночного механизма. Таким образом, встает вопрос о необходимости развития инструментария государственного финансового контроля на региональном уровне.
Функционирование эффективного механизма управления государством посредством централизованной аккумуляции финансовых ресурсов и организации процесса их перераспределения предполагает разработку четкой системы финансового контроля, который будет способен обеспечить законность финансовой деятельности государства и дать оценку ее целесообразности и эффективности. Следует отметить, что проблемы обеспечения единства системы государственного и муниципального контроля в современной действительности занимают ключевое место [8].
Необходимо также отметить, что сейчас традиционные государственные функции испытывают трансформационные процессы, происходит адаптация к новым мировым событиям, «нестандартным» мировым экономическим ситуациям, возрастает роль информационных ресурсов и общественного публичного контроля. Ключевыми функциями государства становятся стратегически обеспечивающие и контрольные формы воздействия на эффективность воспроизводственного процесса. В частности, финансовый контроль активно изменяется от традиционной проверки правильности, адресности, целесообразности и законности распределения государственных финансовых ресурсов к контролю с позиции эффективного, результативного и экономического использования государственных ресурсов в форме аудита эффективности [7].
Впервые термин «аудит эффективности» был зафиксирован в Лимской декларации руководящих принципов государственного финансового контроля в 1977 г. В Декларации отмечается, что кроме финансового аудита есть другой вид контроля, задача которого иная – определить, насколько эффективно и экономно расходуются государственные средства. Другими словами, при проведении аудита «эффективности» устанавливается, насколько экономично, продуктивно и результативно использованы государственные средства объектами проверки на достижение запланированных целей, решение поставленных перед ними задач, выполнение возложенных функций или определяются отдельные из указанных сторон эффективности использования государственных средств [11].
Аудит «эффективности» является ключевым механизмом в рамках государственного финансового контроля, требующим его изучения и внедрения на уровне отечественных регионов для обеспечения их устойчивости. Термин устойчивое развитие многогранен и может трактоваться с учетом мирового опыта неоднозначно, нет общепризнанных систем научных взглядов на механизм его постановки и решения. Проблема устойчивого развития включает два основных аспекта: потребности общества и ограничения со стороны способности окружающей среды удовлетворять имеющиеся и будущие потребности человечества. В качестве региональных целевых ориентиров устойчивого развития могут быть определены такие показатели, как уровень экономического развития субъекта РФ, критерии, характеризующие качество жизни населения и экологическая безопасность. Нельзя считать регион устойчиво развивающимся только по признаку повышения экономических показателей. Устойчивое развитие региона в первую очередь должно быть нацелено на достижение высокого качества жизни населения при позитивной динамике комплекса различных показателей социального, экологического и экономического характера.
В сущности, государственный финансовый контроль представляет собой современный инструмент, обеспечивающий эффективное использование всех государственных финансовых ресурсов для обеспечения высокого качества жизни населения, как в отдельных регионах, так и в целом по стране. Одной из главных его миссий на современном этапе развития отечественной экономики является выявление нецелевого использования средств и создание условий для предотвращения коррупционных схем по хищению национальных ресурсов. Не стоит отрицать тот факт, что последствия от коррупциогенных деяний наносят сегодня значительный социально-экономический вред нашему государству.
Таким образом, от своевременных мер, выявлений и пресечений нецелевых расходов бюджетных средств зависит выполнение экономических, социальных и иных программ региона, а при проведении аудита «эффективности» можно оценить эффективность использования бюджетных средств и их результативность на повышение качества жизни населения.
В этой связи особое внимание должно уделяться принципам, лежащим в основе эффективного подхода к осуществлению государственного финансового контроля на региональном уровне. К их числу следует отнести:
– непрерывное осуществление и обеспечение контрольно-надзорных функций хозяйственного комплекса региона;
– выявление и пресечение коррупционных схем и махинаций с бюджетными и иными ресурсами;
– обеспечение и проведение государственного и муниципального аудита (контроля) и взаимодействие контрольно-надзорных органов;
– внедрение аудита «эффективности» на всех стадиях бюджетного процесса, от момента планирования до подведения итогов.
Выделяя особенности организации государственного финансового контроля в РФ, следует отметить, что высшим органом внешнего государственного финансового контроля является Счетная палата Российской Федерации (далее – Счетная палата РФ). Правовые основы образования и функционирования Счетной палаты РФ заложены в статье 101 Конституции РФ [2], в которой установлено, что для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации Федерального Собрания РФ и Государственная Дума Федерального Собрания РФ образуют Счетную палату РФ, которая представляет собой контрольный орган с особым конституционным статусом, который подотчетен российскому парламенту, а через механизмы народовластия – всем налогоплательщикам.
Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. «О Счетной палате Российской Федерации» (далее ФЗ «О Счетной палате РФ») [3] ст. 1 наделяет Счетную палату РФ полномочиями не только по проведению государственного аудита (контроля) за порядком формирования, управления и распоряжением средствами федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, федеральной собственностью и иными ресурсами, но и возлагает полномочия по обеспечению безопасности и социально-экономическому развитию страны. Ст. 2 ФЗ «О Счетной палате РФ» [3] определяет полномочия Счетной палаты РФ по обеспечению конституционного права граждан РФ на участие в управлении делами государства. На официальном сайте Счетной палаты РФ значится, что миссия Счетной палаты РФ – контроль управления и распоряжения государственными ресурсами в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Осуществляя функцию независимой обратной связи, Счетная палата РФ прямо способствует процессу развития экономики, влияет на повышение качества государственного и общественного управления, способствует реализации конституционных принципов подотчетности государственной власти обществу. От эффективности и качества деятельности Счетной палаты РФ в значительной степени будет зависеть решение поставленных государством задач социально-экономического развития РФ, обеспечения устойчивого роста благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития и модернизации экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе и повышения конкурентоспособности [10].
На Счетную палату РФ возложена задача по выработке общих требований к стандартам внешнего государственного и муниципального аудита (контроля) в РФ. Счетная палата РФ определяет требования к их структуре, содержанию, порядку их разработке и утверждению, т.е. право граждан на публичный контроль по управлению и распоряжению государственными ресурсами, с целью повышения качества жизни населения РФ, обеспечивается грамотной и эффективной работой Счетной палаты РФ. А соответственно, следуя иерархической модели построения государственного финансового контроля в РФ [9], устойчивое развитие региона также должно обеспечиваться слаженной и продуктивной работой контрольно-счетных органов регионов и муниципальных образований субъектов РФ. Совершенствование государственного аудита (контроля), его развитие и внедрение является приоритетной задачей контрольных органов по его обеспечению. Для этого необходимо:
– разработать единую общегосударственную базовую систему общих принципов и Стандартов государственного аудита (контроля), базирующуюся на положениях Бюджетного кодекса РФ [1], федеральных законов: «О Счетной палате РФ» [3], «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований» [4] и других нормативных актах, системе международных стандартов ИНТОСАИ, передовом опыте зарубежных органов государственного аудита (контроля);
– оказать содействие в организации методической помощи контрольно-счетным органам субъектов РФ и контрольно-счетным органам муниципальных образований по разработке единых региональных стандартов государственного аудита (контроля), базирующихся на общегосударственных Стандартах государственного аудита (контроля) Счетной палаты РФ;
– организовать региональное взаимодействие всех муниципальных контрольно-счетных органов и высшего регионального контрольно-счетного органа во всех субъектах РФ для выработки единых региональных принципов, стандартов и методов обеспечения государственного (муниципального) аудита (контроля) на местах с учетом социально-экономического развития каждого отдельного субъекта РФ, для обеспечения эффективности, объективности и непрерывности при осуществлении внешнего государственного (муниципального) аудита (контроля), для обеспечения проведения совместных контрольно-экспертных мероприятий, их планирования, и исключения дублирования;
– разработать единые формы и требования к годовому отчету контрольно-счетных органов субъектов РФ, единый классификатор нарушений для субъектов РФ, обеспечить публичность и гласность работы контрольно-счетных органов для населения в СМИ и сети интернет, обеспечить статическую обработку полученных однородных данных по субъектам РФ, для выявления и наблюдения различных экономических правонарушений по отдельным субъектам РФ с целью их коррекции и прогнозирования по стране;
– разработать методы и принципы осуществления аудита «эффективности» контрольно-счетными органами, как субъектов РФ, так и Счетной палатой РФ, закрепить данный термин, его понятие и задачи в финансовом законодательстве РФ, обеспечить разработку соответствующих Стандартов по осуществлению аудита «эффективности» и обеспечить принцип непрерывности от момента планирования до подведения итогов;
– оказать содействие в организации и развитии системы внутреннего государственного и муниципального аудита (контроля), методологической и методической помощи федеральным государственным и муниципальным органам и органам управления, государственным внебюджетным фондам при разработке и внедрении единых стандартов внутреннего аудита (контроля) с учетом мировой международной практики.
В Белгородской области высшим органом внешнего государственного финансового аудита (контроля) является Контрольно-счетная палата Белгородской области [5]. В настоящий момент ею ведется активная методическая работа по разработке региональных Стандартов и организации принципов ее работы, в 2015 году утверждены четыре региональных Стандарта деятельности Контрольно-счетной палаты Белгородской области, по всем остальным, не урегулированным вопросам, Контрольно-счетная палата Белгородской области руководствуется финансовым законодательством РФ и Стандартами Счетной палаты РФ. В муниципальных районах Белгородской области после принятия в 2011 г. закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований» [4] ведется активная работа по организации деятельности контрольно-счетных органов (комиссий) по проведению внешнего аудита (контроля) при законодательных собраниях муниципальных районов. Процесс методического их обеспечения и функционирования нестабилен, во многих муниципалитетах отсутствует собственная методическая база. Контрольно-счетная палата Белгородской области заложила процесс взаимодействия между ней и контрольно-счетными органами (комиссиями) муниципальных районов в результате принятия 23 декабря 2014 г. Положения о Совете контрольно-счетных органов при Контрольно-счетной палате Белгородской области (далее Совет) [6]. В настоящее время Совет действует, как совещательный орган, созданный в целях повышения качества контрольной и экспертно-аналитической деятельности и эффективности внешнего государственного и муниципального контроля в Белгородской области. Данный региональный правовой акт закладывает основы взаимодействия между Контрольно-счетной палатой Белгородской области и контрольно-счетными органами (комиссиями) муниципальных образований региона, основы координации деятельности и проведения совместных мероприятий, основы укрепления сотрудничества при проведении государственного и муниципального аудита (контроля) в регионе. Для продолжения развития и совершенствования государственного и муниципального аудита (контроля) и его влияния на устойчивое развитие региона необходимо:
– продолжать разрабатывать и утверждать региональные Стандарты по проведению и осуществлению государственного и муниципального аудита (контроля);
– разработать и утвердить единый региональный классификатор нарушений при осуществлении государственного и муниципального внешнего аудита (контроля);
– разработать и утвердить единую региональную форму годового отчета при проведении государственного и муниципального внешнего аудита (контроля);
– разработать и утвердить региональный Стандарт по проведению аудита «эффективности» с учетом требований социально-экономического развития региона.
Рецензенты:
Растворцева С.Н., д.э.н., профессор кафедры мировой экономики, НИУ «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород;
Флигинских Т.Н., д.э.н., зав. кафедрой финансов, кредита и налогообложения, НИУ «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород.