Проблема, поднимаемая в данной статье, по своей сути носит экономический характер. Мне, как человеку без специального экономического образования, будет весьма сложно обрисовать ту идею, которую постараюсь преподнести в данной работе. Всё же, смею полагать то, что рассматриваемое предложение должно быть вынесено на широкое обсуждение специалистами из разных областей научного знания, в том числе и экономического.
Среди наиболее существенных трудностей, с которыми за последнее время всё чаще и чаще сталкивается человечество, называют финансовую проблему. Она фактически подавляет человеческую мысль, ограничивает её, не пускает за пределы дозволенного естественным законом мира сего. Эта ограниченность есть один из факторов, подчёркивающий чужеродность человека для того физического бытия, в которое он брошен. Индивид ищет своё место в мире, но не находит его, поскольку такого места для него в земном бытии нет. Как это ни парадоксально, вся суть данной проблемы заключена в словах одной костромской девочки, которая на вопрос: «Почему тебе скучно?», ответила: «Нечего творить». Действительно, человеку в сотворённом мире не находится места в качестве сотворца Божия, ибо это бытие вследствие грехопадения ветхозаветного Адама оказалось во власти беса. Фактически человек, обладающий потенциалом к творческому созиданию, не имеет возможности его реализовать. «Лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнёзда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Евангелие от Матфея, 8 : 20). Отсутствие в мире места для человека порождает болезненное чувство отчуждённости индивида от среды своей жизни и, наконец, чувство бессмысленности своего существования в том мире, где изначально нет места людям. С.Л. Франк пишет: «Русский человек страдает от бессмыслицы жизни… Он всем своим существом ощущает, что нужно не «просто жить», а жить для чего-то. Но именно типичный русский интеллигент думает, что «жить для чего-то» значит жить для соучастия в каком-то великом общем деле, которое совершенствует мир и ведёт его к конечному спасению…» (Франк С.Л. С нами Бог. М.: АСТ, 2003, с. 33). Такая идея спасения чужда миру, в котором царствуют смерть и страдание, поэтому закономерен вопрос: «Для чего мир такбессмысленно устроен?… Пока мы не ответим на этот вопрос – для чего? – мир останется бессмысленным, а поэтому бессмысленно и само грядущее его блаженство» (Там же, с. 39). В принципе в этой работе я не ставлю своей целью изложить собственную точку зрения на такой вопрос, тем более что в православном богословии ответы на него уже выработаны.
Однако остаётся проблема наличия тех факторов, которые, будучи обусловленными рациональным устройством физического бытия, тормозят развитие человека, и, прежде всего, его духовный рост. Кстати, примечательна та существовавшая когда-то реальность, когда в древних государствах в деле экономического развития первостепенную роль играл не фактор наличия денег, а фактор наличия материального сырья, из которого человек и народы в целом могли творить произведения искусства. Думаю, что если бы замечательные ювелиры древности в своей работе исходили бы лишь из покупательской способности населения, то многие бы произведения искусства никогда бы не вышли за пределы бестелесного образа, как результата работы сознания.
Однако в погоне за рационально-справедливым обществом государство прибегло к фиксированию заработной платы, что определило законы рынка, который достаточно цепко держит в узде творческую мысль человека. Для современной действительности вполне справедливо звучат слова Г. Зиммеля, считавшего, что деньги – это энергоноситель культуры. Если до утверждения протестантского мировоззрения материальные богатства должны были лишь поддерживать в человеке способность к духовной жизни, то с религиозной реформы 1517 года идея накопления капитала легла в основу, в качестве изначальной базы, для осуществления каких-либо проектов, свидетельствуя о возможности или невозможности их реализации. Между тем настоящим энергоносителем культуры должен быть человек, его благородное, чистое сердце, независимое от всякого внешнего, тем более денег. Тем не менее действительность явно свидетельствует о том, что ныне ни один крупный проект без финансовой поддержки не реализуем.
Вместе с тем к XXI веку назрели серьёзные общечеловеческие проблемы, например энергоносителей, которые в своём большинстве невосполнимы. Намечая пути решения проблемы дефицита энергоносителей, ряд учёных всё чаще и чаще задумываются о необходимости более интенсивного использования космоса, о многообещающих планах в исследовании космического пространства, останавливая взгляды на различных космических телах, например, Луне. Именно на этом естественном спутнике Земли концентрируется гелий-3 (He 3). Этот газ, образующийся на Солнце в результате термоядерных реакций, благодаря солнечному ветру, достигает Луны и оседает на поверхности спутника, не защищённого атмосферой. Перспективность использования гелия-3 бесспорна. Он может полностью заменить нефть, газ, уран и уголь. Одна тонна гелия-3 эквивалентна 160 миллионам тонн нефти. Если бы на Земле существовал гелий-3, то отпал бы сам собой вопрос о добыче полезных ископаемых. Кроме того, гелий-3 особенно хорош тем, что реакция с ним экологически абсолютно «чистая», не дающая радиоактивных отходов. На настоящий момент времени, чтобы бесперебойно обеспечивать энергией все население Земли в течение года, по подсчетам ученых Института геохимии и аналитической химии имени Вернадского, необходимо приблизительно 30 тонн гелия-3.
Однако добыча гелия-3 требует очень больших первоначальных капиталовложений. Экономика, работающая на основе логических законов, не в состоянии финансово обеспечить проект по добыче этого газа на Луне. Естественно, частные фирмы, заинтересованные в быстрых доходах, навряд ли станут вкладывать финансы в проект, способный помочь всему человечеству. Только государство, призванное совершенствовать жизнь на Земле, будет ставить общенациональные и общечеловеческие задачи. В Европе, где с Нового времени в экономике традиционно развит частный сектор, наблюдается очевидный прогресс в сфере услуг, например, мобильной связи, бытовой электротехнике. Россия же, следуя своей мессианской идее, обоснованной ещё Филофеем вXV веке, в стремлении спасти всех людей, создала в обозримой истории человечества величайшую культуру, дала миру ряд истинных святых людей, но оказалась не в состоянии своими силами, на основе собственных технологий обеспечить частные интересы граждан, особенно в быту. В России техническая мысль тогда сильна, когда связана с высшими духовными интересами: необходимость защиты справедливости заставила русских оружейников создавать высококачественные образцы оружия; идея того, что человек сможет полностью раскрыть свой духовный мирвне Земли, в космосе обратила русских космистов, к тем принципам, который лежат в основе современной космонавтики. Например, подготовка к полёту на Луну проводилась с привлечением трудов Ю.В. Кондратюка (1897-1942), который в работе «Завоевание межпланетных пространств», изданной в 1929 году, описал основные технические принципы полётов на околоземных пространствах (Зенкович Н.А. Тайны уходящего века. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1998, с. 325). Такое положение дел естественно, ибо знание духовного смысла в области технических открытий придаёт наиболее полную эмоциональную окраску деятельности учёных. Между тем именно эмоции являются одним из главных условий для интеллектуального развития (Юнг К.Г. Психология бессознательного, М., 1998, с. 130). Наиболее же яркие эмоции касаются, в первую очередь, человеческой природы, т.е. связанные с априорным содержанием индивида. Иначе говоря, антропологизм русской культуры подвёл философско-гуманитарную мысль к постановке, а подчас к решению, весьма сложных технических задач.
В общем, возвращаясь к крупным проектам, типа добычи на Луне гелия-3, необходимо констатировать, то, что частные лица такие дела вести не могут и не должны, иначе мы рискуем прийти к тому, что один человек – допустим, руководитель компании по добыче гелия-3 – станет влиять на все структуры власти всех стран. Выражаясь церковным языком, мы так можем прийти к царству беса, или президента мира. Вместе с тем, государство не имеет необходимой суммы денег для освоения лунной поверхности. По всем законам логики выпуск ничем не гарантированных денег приведёт к инфляции, однако производственные возможности экономики и в ближайшее время не обеспечат государственный бюджет необходимым финансовым резервом. Соответственно, решение такой насущной проблемы требует нарушения ряда законов, однако при этом без пагубных последствий для экономики страны. Эмиссия должна быть узкоспециализированной, или узконаправленной, на те области, который не имеют прямого отношения к производству материальных благ или выходят за пределы удовлетворения текущих потребностей нации. К таким областям правомерно отнести социальное обеспечение тех, кто не в состоянии трудиться, т.е. не включён в индустрию страны в качестве рабочей силы; ряд проектов в области космонавтики и освоения космических тел. Деньги «искусственно созданные» вне законов экономики и выделенные на кратковременные национальные проекты не должны вливаться в общий экономический оборот страны, вкладываться в проекты, требующие постоянного обслуживания. Такую эмиссию можно условно назвать производством «бесплатных денег», поскольку последние ничем не будут обеспечены. Здесь необходимо отказаться от принципа «деньги делаю деньги» и понять, что всякие материальные средства должны служить исключительно человеку.
Конечно, такие манипуляции в сфере экономики должны весьма жёстко контролироваться государством. Опасность состоит не только в возможность инфляции, но и в том, что повышается вероятность выпуска денег, контроль за которыми может быть утрачен. Наконец, само государство должно быть духовно здоровым, дабы не прельстится авантюрными проектами, связанными с моральной слабостью природы человека.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Зенкович Н.А. Тайны уходящего века. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1998. – 585 с.
- Франк С.Л. С нами Бог. М.: АСТ, 2003. – 750 с.
- Юнг К.Г. Психология бессознательного. – М.: ФСТ-ЛТД, 1998. – 400 с.