Scientific journal
Fundamental research
ISSN 1812-7339
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,674

RESEARCH AND DEVELOPMENT OF LAWS OF TRANSFORMATION REGION NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT

Shogenov B.A. 1 Kushkov A.P. 2
1 Kabardino-Balkarian State Agrarian University of V.M. Kokov
2 FGBOU VPO «The Kabardino-Balkarian university of H.M. Berbekova»
2415 KB
In article on materials of North Caucasus federal district, proceeding from the offered technique, regularities of social and economic transformations of the respective regions are analyzed, the assessment of the sustainable, balanced development with forecasting of a gross regional product of the studied subjects of Federation for the next years is carried out. Research of regularities of development of social and economic systems is defined by search of the essential and formalized by quantitative arguments communications or the phenomena which are objectively existing in public life, on the basis of studying of set of economic characteristics. Modern conditions of development of economy of the Russian regions are transformed under complex influence and interference of the specific processes of regionalization which caused including, formation of specific environments of course of crisis processes in each certain region. The offered Is offered a technique, in the mode of information technology, by means of Excel and the correlation and regression analysis, can be used for complex research of a social and economic state and development of regional economy in the next years.
state
regional economy
gross regional product
indexes
volumes
development
transformation
the price factor
1. Babkov G.A., Muratova L.I., Ponamarenko S.A. Metodika jekonomicheskih issledovanij i raschjotov v regionalnoj i servisnoj jekonomike. Shahty: JuRGUJeS. 2009.
2. Kushhov A.P., Ashhotov V.Ju. Ocenka ustojchivosti razvitija regionalnoj jekonomiki. Nalchik: KBSHA. 2012.
3. Nacionalnye scheta Rossii v 2006–2013 godah. Rosstat. 2014.
4. Nagoev A.B. Organizacionno-jekonomicheskie aspekty prognozirovanija promyshlennosti regiona // Vestnik instituta Druzhby narodov Kavkaza. «Teorija jekonomiki i upravlenija narodnym hozjajstvom». 2013. no. 1(25). рр. 36–38.
5. Regiony Rossii. Socialno-jekonomicheskie pokazateli. Rosstat. 2014.
6. Sahnov S.N., Safronov A.E. Faktory funkcionirovanija otraslej v nacionalnoj i regionalnoj jekonomike// Rossijskoe predprinimatelstvo. 2012. no. 3.
7. Shurdumova Je.G., Nagoev A.B., Pahomov R.I. Investicionnoe obespechenie ustojchivogo razvitija regiona na sovremennom jetape // Fundamentalnye issledovanija. 2014. no. 9–11. рр. 2545–2549.
8. Jenergograbjozh: v RF za jenergoresursy platjat bolshe, chem na Zapade // AIF. 2013. no. 47.

Региональная экономика, как хозяйственная деятельность территориального сообщества в рамках отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления, характеризуется значительной размерностью, наличием и взаимосвязью различных подсистем, особенностями специализации производства, иерархичностью структуры и многоконтурностью управления.

Современные условия развития экономики российских регионов трансформируются под комплексным воздействием и взаимовлиянием специфических процессов регионализации (обусловивших, в том числе, формирование специфических сред протекания кризисных процессов в каждом отдельном регионе), управленческих воздействий органов государственной власти федерального и регионального уровней, различных моделей поведения хозяйствующих субъектов в региональной экономической среде [2, 8].

Общими для всех подходов является то, что к числу основных принципов формирования и реализации стратегии устойчивого развития региона относятся: фокусировка на наиболее существенных вызовах и проблемах в социально-экономической сфере, адекватность организационно-производственных и обеспечивающих структур осуществляемым на территории региона бизнес-процессам (в том числе инновационной направленности), активизация инвестиционной деятельности, интеграция региона в национальное и мировое экономическое пространство, обеспечение сбалансированности развития системообразующих элементов регионального хозяйства [1, 4].

Важнейшей экономической характеристикой деятельности субъектов Российской Федерации является валовой региональный продукт в системе его абсолютных и относительных показателей, существенно разнящихся в динамике: объёмов в текущих ценах; факторов их трансформаций (физических темпов роста и индекса цен); расчётных, сопоставимых объёмов в постоянных ценах.

Для анализа устойчивости функционирования региональных социально-экономических систем используется метод вариационного анализа [1], позволяющий выявить отклонения фактических характеристик валового регионального продукта от его тренда, рассчитать необходимые значения (без учёта знака) средних линейных отклонений и ошибок аппроксимации.

Поэтому совокупность индексного и вариационного анализа даёт возможность осуществить по регионам в динамике оценку характеристик темпов роста физических объёмов валового регионального продукта, ошибок аппроксимации и индексов цен.

На этой основе, исходя из данных Росстата [3, 5, 7], по регионам Северо-Кавказского федерального округа в среднем за 2007–2013 гг. проведены необходимые расчёты, позволяющие выявить специфику каждого из анализируемых субъектов Федерации.

Исследование развития региональной экономики должно базироваться, с позиций изучения валового регионального продукта, на учёте темпов роста его физических объёмов, а также цен и колеблемости в динамике этого главного экономического показателя субъектов Федерации.

Разработанная для решения этой проблемы на региональном уровне по субъектам Российской Федерации соответствующая методика [2], апробированная на материалах Северо-Кавказского федерального округа, включает ряд этапов исследования и расчётов.

На первом этапе по регионам, с учетом индексов физического объёма ВРП, начиная от последнего до первого года динамики, рассчитываются сопоставимые (в постоянных ценах последнего года) характеристики валового регионального продукта.

Логика второго этапа определяется индексным анализом ВРП регионов, с позиций влияния индексов физических объёмов и цен на совокупный индекс общих объёмов валового регионального продукта в текущих ценах.

Сущность третьего этапа заключается в расчётах регрессионных моделей по каждому субъекту Федерации, которые характеризуют зависимости объёмов сопоставимого валового регионального продукта от фактора времени.

На четвёртом этапе расчётов по каждому региону определяются размеры случайных отклонений сопоставимых уровней валового регионального продукта от соответствующих регрессионных характеристик по годам.

На базе случайных отклонений, в рамках пятого этапа расчётов, находятся коэффициенты устойчивости, характеризующие уровни стабильности социально-экономического развития конкретных регионов, с позиций валового регионального продукта.

Сущность шестого этапа заключается в оценке сбалансированности экономического развития по регионам, с учётом индексов физических объёмов ВРП, характеристик устойчивости и ценового фактора.

На седьмом этапе расчётов, исходя из сопоставимых объёмов ВРП, осуществляется прогнозирование важнейшего экономического показателя по регионам на перспективу.

Проведенные в рамках данной методики, на основе соответствующей информационной технологии, расчёты дают возможность осуществить комплексное изучение социально-экономического развития субъектов РФ, в данном случае регионов Северо-Кавказского федерального округа.

Судя по отчётным данным [3], валовой региональный продукт в текущих ценах за 2007–2013 гг. (в сопоставлении 2013 г. с 2006 г.), как в абсолютных, так и относительных характеристиках, увеличивался, при непрерывном росте по всем регионам, за исключением Чечни и Ингушетии, где наблюдалось снижение в 2011 г.

Как видно, за анализируемый период самые высокие темпы роста валового регионального продукта в текущих ценах (то есть, при влиянии и физических объёмов, и ценового фактора) наблюдаются по Чеченской Республике, при самых низких – по Кабардино-Балкарии.

Наряду со значительными различиями по регионам объёмов и темпов роста валового регионального продукта в текущих ценах в целом за 2007–2013 гг., существенные трансформации наблюдаются по годам анализируемой динамики с позиций индексов совокупных и физических объёмов ВРП, а также цен.

Расчёты соответствующих цепных совокупных индексов валового регионального продукта в текущих ценах свидетельствуют о том, что они по ранжированным регионам существенно колеблются (соответственно, от 124 до 100,8 %, от 137,8 до 106,4 %, от 126,8 до 112,9 %, от 148,6 до 97 %, от 139 до 109,3 %, от 139,1до 108 %, от 147,3 до 103,2 %), при большей вариации по Чеченской и Ингушской республикам, меньшей – по КБР.

Индексы физического объема валового регионального продукта (в постоянных ценах, в процентах к предыдущему году) по годам анализируемой динамики в ранжированных регионах соответственно изменяются: от 108,3 до 97,7 %, от 117 до 103,6 %, от 107,9 до 104,1 %, от 126,4 до 90,3 %, от 112,4 до 100,4 %, от 113,5 до 101 %, от 126,3 до 87,9 %. Лучшие характеристики, как правило, наблюдаются до 2010 г., – худшие позже – в кризисные годы развития.

Высокие параметры колеблемости в динамике характерны также для индексов цен, во всех случаях превышающих 100 %-ый уровень, максимальные и минимальные значения которых по ранжированным регионам, соответственно, составляют: 168,9 и 103,2 %, 122,3 и 102,7 %, 117,6 и 107,8 %, 126,2 и 107,5 %, 123,7 и 108,3 %, 120,6 и 107 %, 147,3 и 103,2 %.

Расчёты по регионам СКФО показали наличие зависимости индексов физических объёмов ВРП от ценового фактора с позиций как индекса цен, в рамках его изучения в системе индексов валового регионального продукта, так и индекса потребительских цен (табл. 1).

Таблица 1

Взаимосвязь по регионам СКФО индекса физических объёмов ВРП с индексами цен (в среднем за 2005–2011 гг.)

Группы регионов

Инд.физ. объёмов ВРП, %

Индексы цен ВРП, %

Соотн. инд. физ. объёмов и цен

Индексы потребит. цен, %

1 группа

107,5

105,6

0,982

110,9

2 группа

105,4

118,6

1,125

111,2

В первую группу регионов входят республики Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия-Алания и Чеченская с большими индексами цен ВРП (колеблющихся от 126,4 % до 119,7 %), тогда как в Кабардино-Балкарии, Дагестане и Ставропольском крае эти характеристики существенно меньше.

Как видно, по мере увеличения индексов цен ВРП со 105,6 % в первой группе регионов до 118,6 % во второй группе (аналогично по потребительским ценам со 110,9 до 111,2 %), индексы физических объёмов ВРП снижаются на 2,1 процентных пункта.

Аналогичные исследования, проведенные как в целом по стране, так и по различным субъектам Федерации [1, 5, 6 и др.], приводят к важным выводам о негативном влиянии непрерывно продолжающегося роста внутренних цен и тарифов на реальные объёмы производства продукции и увеличение инфляции.

Иными словами, такой рост цен не только не приводит к росту реальных объёмов производства товаров и услуг, но, наоборот, обусловливает их уменьшение. Когда этот процесс идёт из года в год, что характерно для российской экономики, рано или поздно начинается стабилизация (что и наблюдается в стране в настоящее время), далее возможно снижение экономического роста.

С учётом выявленных взаимосвязей отдельных характеристик (рост индексов физических объёмов свидетельствует об увеличении ВРП; снижение вариации характеризует большую устойчивость экономики; повышение цен негативно сказывается на реальных объёмах деятельности), осуществляется оценка сбалансированности экономического развития.

Расчеты, исходя из объёма ВРП последнего года и индексов физических объемов по годам анализируемой динамики, позволяют определить в постоянных ценах 2013 г. объемы сопоставимого валового регионального продукта по изучаемым субъектам Федерации.

По Ставропольскому краю сопоставимые объёмы ВРП возросли с 300,9 млрд руб. в 2007 г. до 400 млрд руб. в 2013 г. (при снижении в 2009 г.), то есть на 43,9 %.

Для Республики Дагестан характерен непрерывный рост объёмов валового регионального продукта от 176,7 млрд руб. в 2007 г. до 327 млрд руб. в 2013 г., или на 101,4 %.

В Кабардино-Балкарской Республике они изменяются с 66,8 млрд руб. в 2007 г. до 90,6 млрд руб. в 2013 г., а за период они увеличились, в рамках тенденции непрерывного роста, на 46,2 %.

По Чеченской Республике расчётные объёмы ВРП возросли с 59,5 млрд руб. в 2007 г. до 86,3 млрд руб. в 2013 г. (при последовательном снижении в 2011–2012 гг.), то есть за весь период на 53,7 %.

Для Республики Северная Осетия-Алания характерен непрерывный рост сопоставимых объёмов валового регионального продукта от 63,5 млрд руб. в 2007 г. до 85,2 млрд руб. в 2013 г., или на 41,5 %.

В Карачаево-Черкесской Республике они изменяются с 36,1 млрд руб. в 2007 г. до 49,6 млрд руб. в 2013 г., а в целом увеличились, в рамках тенденции непрерывного роста, на 47,3 %.

По Республике Ингушетия сопоставимые объёмы ВРП за анализируемый период возросли на 24,1 % от 21,5 млрд руб. в 2007 г. до 26,1 млрд руб. в 2013 г. (при значительной колеблемости, в том числе, снижении, по сравнению с предыдущими годами в 2006 г. и 2008–2009 гг.).

Рассчитаны отклонения сопоставимых объёмов ВРП от расчётных (по регрессионным моделям), позволившие определить характеристики вариации валового регионального продукта в рамках анализируемой динамики по регионам, с дальнейшей оценкой сбалансированности экономического развития (табл. 2).

Таблица 2

Динамика развития регионов Северо-Кавказского федерального округа (в среднем за 2005–2011гг.)

Показатели

СК

РД

КБР

ЧР

РСО

КЧР

РИ

ВРП факт, млрд руб.

261,9

206,7

60,1

55,8

58,5

33,6

16,8

Общий индекс ВРП, %

327,2

405,2

312,0

719,3

351,0

377,9

420,5

Индекс физ. объёмов ВРП, %

143,9

201,4

146,2

153,7

141,5

147,3

124,1

Индекс цен, %

227,3

201,2

213,4

468,0

248,1

256,6

338,9

Вариация, %

1,198

1,198

0,583

4,772

1,032

1,176

5,204

Индекс сбал. развития, %

0,937

1,001

0,948

0,861

0,923

0,924

0,866

Средние линейные отклонения (без учёта знака) колеблются по анализируемым регионам от 458 и 518 млн руб. по республикам Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия до 3780 и 4224 млн руб. по Дагестану и Ставропольскому краю.

Соответственно, самые низкие характеристики вариации (рассчитанные на основе средних линейных отклонений), а также устойчивости характерны для КБР и РСО-Алании при самых высоких оценках по Чеченской республике и Ингушетии.

Полученные в результате таких расчётов итоговые данные свидетельствуют о специфических особенностях интегральных характеристик сбалансированного развития регионов Северо-Кавказского федерального округа.

По средним характеристикам лучшая ситуация наблюдается в Республике Дагестан (РД), а также в Ставропольском крае (СК) и Кабардино-Балкарии (КБР), средняя – в РСО-Алании (РСО) и Карачаево-Черкесии (КЧР), худшая – в Чеченской республике (ЧР) и Ингушетии (РИ).

С позиций динамики различия между этими регионами более существенные. Минимальные и максимальные интегральные коэффициенты по годам составляют: по Ставропольскому краю – 0,884 и 0,984; по Республике Дагестан 0,932 и 1,081; по Кабардино-Балкарской Республике – 0,920 и 0,989; по Чеченской Республике – 0,617 и 1,094; по РСО-Алании – 0,862 и 0,978; по Карачаево-Черкесской Республике 0,894 и 0,989; по Республике Ингушетия – 0,715 и 0,966.

Ещё более рельефно выраженными являются, судя по интегральным характеристикам, тенденции экономического развития. Лучшая динамика сбалансированного развития характерна для Северной Осетии-Алании и Карачаево-Черкесии, где при пяти годах позитивных трансформаций (по сравнению с предшествующими годами) в двух наблюдаются негативные.

По республикам Дагестан, Чеченской и Кабардино-Балкарии такое соотношение несколько хуже, в трёх случаях темпы изменения интегральной характеристики снижаются, в четырёх – возрастают. При этом особая специфика свойственна последнему региону.

Так, в начале анализируемого периода по КБР соответствующие коэффициенты возрастали (с 0,925 в 2007 г. до 0,989 в 2010 г.), далее, начиная с кризисного 2011 года, они непрерывно снижаются (до 0,902 в 2013 г.).

Таким образом, для Кабардино-Балкарской Республики характерным является ухудшение сбалансированного развития региональной экономики, особенно в последний год, со значимой возможностью большей разбалансированности экономики в ближайшие годы.

Кроме того, судя по динамизму, сочетанию лет с падением (пять лет) и ростом (два года) экономического развития, худшая ситуация, с позиций устойчивого сбалансированного развития, характерна для Ставропольского края и Республики Ингушетия. Заключительным этапом реализации методики комплексного исследования социально-экономического состояния и развития регионов являются прогнозные расчёты (в постоянных ценах) ВРП в рамках инерционного, пессимистического и оптимистического вариантов, с учётом интервальных оценок предвидения при определённой вероятности. Расчёты показывают, что по республике Дагестан и особенно Карачаево-Черкесской, Ингушской и Чеченской в ближайшие годы возможно ухудшение экономической ситуации, тогда как по другим регионам объём валового регионального продукта в сопоставимых ценах должен возрастать. Предложенная методика в режиме информационной технологии с помощью Excel и корреляционно-регрессионного анализа, используется для комплексного исследования социально-экономического состояния и развития региональной экономики в последующие годы.

Рецензенты:

Мустафаева З.А., д.э.н., профессор, профессор кафедры менеджмента и маркетинга, ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик;

Нагоев А.Б., д.э.н., профессор, профессор кафедры менеджмента и маркетинга, ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик.