Социально-экономическая модель постглобального мира в противовес детерминированной, синергетической глобальной модели управления, с характерными чертами неолиберализма и четким концептом формирования однополярного мира как системы императивной интенсификации и всемирном распространении свободного рынка как экстенсивно – в международном масштабе, так и интенсивно – во внутригосударственном масштабе, представляет собой функционирование открытых глобальных систем и процессов в международном сообществе, способствуя формированию мультиполярного мира, базирующегося на принципах социального государства.
В сложившихся условиях усиливающегося кризиса идентичности процессы конвергенции становятся толчком для обратной тенденции дивергенции, требующей перехода на новые правила внешнеторговых отношений, в том числе на внутреннем рынке. Баланс «плюсов» и «минусов» в значительной степени будет зависеть от того, насколько эффективно станет проводиться межстрановая торгово-экономическая политика, использоваться новый арсенал инструментов в торговых отношениях и переговорах, направленных на отстаивание собственных экономических интересов.
Товарные рынки играют объединяющую роль в социально-экономической системе, как на национальном, так и на мировом уровнях. Классификация товаров и рынков была предложена основателем региональной экономики У. Изардом. Изучая межрегиональные товарные и финансовые потоки, У. Изард приходит к выводу о том, что любой стране присущ не единый обширный рынок, а иерархия рынков: рынки национальные, рынки региональные, рынки субрегиональные и рынки местные [3].
Они возникают и развиваются по мере углубления производственных, научно-технических, коммерческих, валютно-финансовых и денежно-кредитных связей, основанных на международном разделении труда. Основными инструментами функционирования товарных рынков в условиях глобализации мировой экономики являются международная торговля товарами и услугами, международное промышленное и научно-техническое сотрудничество, международная миграция капитала, международные валютные и финансово-кредитные отношения.
Товарный рынок является, с одной стороны, сферой товарообмена, а с другой стороны, организационно-хозяйственной деятельностью экономических субъектов, которая ориентирована на продвижение товара от производителя к потребителю.
Составными элементами товарного рынка являются в основном товарное предложение, потребительский спрос и цена товара.
Товарное предложение – объем товаров, которые предназначены для реализации. Показателями, характеризующими товарное производство, являются совокупный объем производства товаров по стране, импортные закупки и товарные запасы.
Спрос характеризуется уровнем платежеспособности населения страны и определяется потребительскими предпочтениями и суммой средств, которую они способны оплатить.
Цена товара представляет собой денежное выражение стоимости товара. В настоящий момент для российской экономики наиболее оптимальным является гибкое сочетание государством прямых и косвенных методов регулирования цен. К нарушениям государственной дисциплины цен, в частности, относятся [2]:
– завышение государственных регулируемых цен и тарифов на товары и услуги, в том числе фиксированных цен и тарифов, предельных уровней рентабельности, предельных коэффициентов повышения цен и тарифов;
– завышение установленных надбавок к ценам и тарифам, начисление непредусмотренных надбавок, а также непредоставление установленных скидок;
– применение свободных оптовых цен, тарифов, наценок и надбавок, не согласованных с потребителями в установленном порядке; завышение цен на продукцию, по которой из-за конструктивных или технологических недостатков не достигнуты потребительские свойства, принятые при согласовании их уровня.
Потребительские свойства определяют соотношение цен между отдельными товарами, их видами и разновидностями. Помимо этого условия реализации товара зависят от изменения спроса и предложения, что влияет на конъюнктурные колебания цен.
Основными показателями функционирования товарного рынка являются:
1) объем товарного рынка (максимальный товарный объем реализации в конкретный момент времени при данном уровне платежеспособности спроса, розничных цен и товарного предложения);
2) динамика развития товарного рынка страны (рассматривается по отдельным отраслям, которые в совокупности образуют общий товарный рынок страны);
3) степень диверсифицированности товарного рынка (уровень охвата данным видом товара географической, этнической и платежеспособной составляющей населения страны);
4) качество товара (набор свойств товара, набор требований, предъявляемых потребителями к товару (например, послепродажное обслуживание));
5) конкурентоспособность товаров на рынке (набор свойств товара, отвечающих требованиям, которые сформировались на рынке в данный момент времени).
В ходе проведенного анализа было выявлено, что в настоящий момент времени наблюдается неблагоприятная (низкая) конъюнктура, которая является следствием диспропорций рынка, для которых характерно отсутствие или снижения спроса, резкая волатильность цен, кризис сбыта, дефицит товаров. Надвигающийся кризис сбыта прямым образом оказывает влияние на экспортно-импортные объемы товара.
Спад во внешней торговле начал наблюдаться с осени 2014 года, после того как были введены торгово-экономические санкции, связанные с ограничением инвестирования и запретом на поставки отдельных товаров, что привело к обесцениванию курса национальной валюты.
В анализе структуры внешней торговли со странами дальнего зарубежья постепенно происходят следующие изменения: растет доля стран азиатско-тихоокеанского региона и сокращаются объемы торговли с Европой. Но показатели внешней торговли со странами дальнего зарубежья также остаются низкими [5].
По итогам I квартала 2015 года положительное сальдо внешней торговли РФ снизилось на 12,2 % и составило $48,3 млрд. По данным таможенной статистики в январе 2015 года внешнеторговый оборот России составил 39 млрд долларов и по сравнению с январем 2014 года снизился на 33,9 %. Импорт России в январе 2015 года составил 11,4 млрд долларов (–41 %). Экспорт составил 27,6 млрд (–30,3 %). Основу российского экспорта в январе 2015 года в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта составил 75,7 % (в январе 2014 года – 77,8 %). Стоимостной объем топливно-энергетических товаров в сравнении с аналогичным периодом ранее снизился на 30,7 %, а физический возрос на 17,1 %. Среди крупнейших торговых партнеров РФ в странах дальнего зарубежья наибольший спад товарооборота отмечен с Польшей (–48,1 %) и Соединенным Королевством (–50,1 %). На долю Европейского союза пришлось 45,4 % российского товарооборота, на страны СНГ – 11,4 %, страны ЕАЭС – 6,4 %, страны АТЭС – 28,1 %. Товарооборот с Китаем составил $15,3 млрд (–28,7 %), с Нидерландами – $11,3 млрд (–37,2 %), Германией – $11,2 млрд (–34 %), Италией – $8,5 млрд (–26,2 %), Турцией – $7,1 млрд (–9,6 %), Японией – $6,1 млрд (–8,9 %), США – $5,3 млрд (–17,4 %) [2].
Сокращение экспортных поставок вызвано, с одной стороны, снижением цен на российские товары, с другой стороны, связано с сокращением объемов их вывоза. Усугубляли спад экспорта и такие внутриэкономические проблемы, как снижение объемов производства обрабатывающих отраслей на 30 %, соответственно, товарное предложение падало, платежеспособность населения страны и товарный спрос оставались низкими.
На товарный спрос повлиял в том числе и уровень безработицы. Так, например, с декабря 2014 года по февраль 2015 года общая численность безработного населения увеличилась на 400 тысяч человек, составив, таким образом, 4,4 млн (5,8 % от экономически активной части населения). Наибольшее высвобождение занятых наблюдалось в обрабатывающей промышленности (особенно в машиностроении и металлургии), строительной отрасли и в агропромышленном комплексе.
В условиях стагнации экономики необходимо использовать государственные и муниципальные механизмы поддержания товарного потенциала, способствующие ослаблению негативных социально-экономических тенденций. На наш взгляд, необходимо увеличение регулирующих механизмов со стороны органов государственной и муниципальной власти в экономике.
Государственное (муниципальное) регулирование структуры товарных рынков направлено на достижение такой сбалансированной цели, как обеспечение национальной экономической политики за счет создания преференций определенным категориям субъектов и поддержании умеренной рыночной концентрации, которая обеспечивается за счет умеренной интенсивности конкуренции; открытости рынка для иностранных контрагентов; регулировании барьеров входа на рынок потенциальных конкурентов; поддержки внутренних производительных сил.
Государственное регулирование развития товарного рынка представляет собой систему экономических, административных и нормативно-законодательных мер с целью обеспечения его устойчивого развития и адаптации к изменяющимся условиям. Тенденции экономических условий таковы, что требуют проведения диверсификационной направленности экономики в условиях санкций и контрсанкций.
Для комплексного решения поставленной задачи в нашей стране, связанной с модернизацией экономики на основе производственной диверсификации за счет инновационной направленности как в техническом и технологическом оснащении, так и в структуре управления, требуются структурные преобразования в экономике народного хозяйства для повышения качества и уровня жизни населения, преодоления технологического отставания, снижения сырьевой зависимости экономики государства, развития отраслей, ориентированных как на внутренний, так и на мировой рынок для обеспечения экономической безопасности в условиях турбулентной экономики. Достижение перечисленных выше задач невозможно без создания соответствующего инфраструктурного обеспечения. На наш взгляд, инфраструктура – это система обслуживающих структур или объектов, функциональная направленность которых заключается в создании и обеспечении благоприятных условий для развития отраслей экономики и удовлетворения потребностей местного сообщества. Инфраструктура товарного рынка формируется из совокупности следующих институциональных единиц: оптовая и розничная торговля, аукционы, ярмарки, товарные биржи, государственная контрактная система, инспекция по контролю над ценами, антимонопольные структуры и др.
Необходимо точечное развитие отечественного производства для отраслей, зависящих от импорта, в том числе развитие наиболее слаборазвитых отраслей, таких как обрабатывающая и сельскохозяйственная отрасли, что в конечном счете приведет и к товарной диверсификации. Иными словами, введенные санкции требуют от российских хозяйствующих субъектов освоения новых видов производств и переориентации рынков сбыта.
Следует отметить, что главная стратегическая цель муниципальной политики – повышение уровня и качества жизни местного сообщества, которые определяются конкурентной средой, основными элементами которой являются географическое положение, инфраструктурный и ресурсный потенциал, условия функционирования отраслевой экономики.
В настоящее время товарные рынки большинства муниципальных образований характеризуются изолированностью, вызванной низкой плотностью населения, слабо развитой логистикой.
Исходя из этого, приоритетными направлениями развития конкурентных преимуществ в муниципальных образованиях должны стать:
– разработка механизмов, направленных на развитие конкуренции в приоритетных отраслях экономики;
– проведение мониторинга конкурентной среды и условий хозяйственной деятельности экономических субъектов;
– активизация информационно-ориентировочных методов.
Для развития внутреннего производства и товарному самообеспечению территории как единого производственного, социально-экономического и природного комплекса местные органы власти административными ресурсами способны стимулировать производство за счет создания благоприятных условий для хозяйствующих субъектов в виде налоговых послаблений, применения различных форм частно-муниципального и социального партнерства при реализации комплексных проектов [6].
Наряду с предложенными мерами необходима переориентация товарного рынка и расширение экономических связей со странами БРИКС. На наш взгляд, необходимо в рамках данного сотрудничества осуществление расчетов во внешнеэкономической деятельности не долларом, а рублем, что должно привести в итоге к укреплению курса национальной валюты российского государства, повышению инвестиционной активности.
Использование экономического преимущества в рамках данного сотрудничества обеспечит максимальный эффект от континентализации, выстраивая тем самым многополярную модель, обладающую мощным экономическим потенциалом в противовес однополярной модели.
Рецензенты:
Кобилев А.Г., д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Государственное и муниципальное управление и экономическая теория», Южно-Российский государственный политехнический университет имени М.И. Платова, г. Новочеркасск;
Комиссарова М.А., д.э.н., профессор кафедры «Экономика производства», Южно-Российский государственный политехнический университет имени М.И. Платова, г. Новочеркасск.