Современный мир, учитывая его напряженность, динамизм, противоречивые тенденции и альтернативные позиции, резко отличается от предыдущих, характеризовавшихся предсказуемостью и планомерностью, исторических периодов, даже не по качеству или уровню жизни, а именно по смыслу.
На данном этапе развития человечества появляются новые когнитивные технологии (SocioBioInfoNanoCognito), которые бросают вызов естественным и гуманитарным наукам, высоким технологиям и системам управления, являющиеся основой формирования шестого технологического уклада совершенно иного уровня, иной природы, чем все предыдущие [8]. Новый технологический уклад связан не с производством или обработкой материалов, а с изменением самого человека. Появляются способы трансформации личности, придания ей заданных свойств и качеств. Они становятся все более эффективными: открываются перспективы включения в производство человеческого сознания. Как отмечает И.А. Прохоров, человеческое сознание станет такой же производительной силой, какой в свое время стала наука [9].
Формирующийся шестой технологический уклад предполагает принципиально новую профессиональную организацию. То есть он может быть результативным только в условиях новой профессионализирующей социокультурной парадигмы.
Ю.В. Громыко считает, что новый технологический уклад – это фузионизм гуманитарной культуры и естественно-научного мышления, на основе которого выход к новым физическим принципам – это одновременно обнаружение важнейших законов работы сознания, определение новых социальных алгоритмов действия и форм организации деятельности. Транспорт и диффундирование технологий обязательно предполагает оборот знаний, формирование новых профессий, складывание новых институтов и форм организации труда. Наибольшую значимость приобретает не наличная квалификация специалиста, а именно уровень его потенциала к овладению профессией, непрерывному повышению квалификации, карьерным амбициям [2].
В своей работе Э.Ф. Зеер и Э.Э. Сыманюк отмечают, что в современных условиях профессиональное образование открывает перед личностью множество вариантов и траекторий своего развития, тем не менее, несмотря на нелинейность и неравномерность открытого профессионального пространства, возможен прогноз профессионального развития человека. Поскольку проектирование индивидуальных образовательных траекторий осуществляется в ситуациях, характеризующихся неопределенностью, то этот процесс требует освоения методики разработки социально-профессионального прогноза [4].
В этой связи основной задачей психологии становится прогнозирование индивидуальных личностных особенностей конкретного человека и его поступков, а не только диагностика разных типов индивидуальности. В числе важнейших психологических задач ближайшего будущего можно выделить исследование потенциальных возможностей человека, точную и своевременную диагностику нравственных основ индивидуального поведения, прогнозирование успешной деятельности, способностей решения широкого спектра нестандартных задач с целью создания желаемого образа профессионального будущего.
По мнению Ю.В. Громыко, прогнозирование ближе всего сегодня к сложившимся формам естественнонаучного мышления и становится фактически единственной доктриной работы с будущим. Внешнее формирование объекта, который движется по своим собственным законам без изменения мышления и сознания субъекта, существует и живет внутри прогнозируемого целого, – такова наиболее распространенная сциентистская методология работы с будущим [2].
И.В. Бестужев-Лада определяет прогнозирование как «специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явления» [6].
А.В. Брушлинский, рассматривая роль прогнозирования в процессе мышления, показал, что именно предвидение искомого определяет экономичность, обоснованность и правильность решения, а успешность деятельности чаще всего зависит именно от способности человека предвидеть свое будущее или будущее поведение других людей, развитие тех или иных явлений, ситуаций в будущем [1].
По мнению Л.А. Регуш, действия человека, совершенные им без оценки последствий, без учета тех связей, которые могут возникнуть в результате его вмешательства в биологические или социальные процессы, оказываются в лучшем случае бесполезными, а часто вредными [7].
Различные общественные институты заинтересованы в точной диагностике особенностей и возможностей индивида и получении достоверных прогнозов результативности его будущей деятельности и поведения. Для решения поставленных задач необходимо использовать прогностические технологии для выявления и формирования эффективного кадрового ресурса. Инструментом получения прогноза и средством его выражения являются предикторы.
Термин «предиктор» (predict – прогнозировать, предсказывать) может подразумевать два различных значения, иметь «широкий» и «узкий» контекст. В «широком» смысле понятие «предиктор» – это исходная характеристика индивида и его окружения, по которой осуществляется попытка предсказать другую (искомую) характеристику того же индивида. В «узком» смысле появляются дополнительные ограничения, которые могут быть связаны с количественным выражением и оценкой статистической достоверности прогноза. При использовании регрессионного анализа как метода построения прогноза предикторами являются такие независимые переменные, изменения которых приводят к изменениям других зависимых переменных – откликов. По характеру прогнозируемых эффектов выделяют четыре основных вида предикторов: межуровневые (в структуре индивидуальности), онтогенетические, профессиональные, клинические [5].
Признаки или независимые переменные, используемые для построения предикторов, могут быть получены из двух основных источников. В первую очередь это непосредственно собственные характеристики человека. Они могут включать широкий спектр его психологических и физиологических характеристик, начиная от соматотипа и заканчивая стилем общения. Вторые касаются факторов среды существования человека: физической (пространственно-предметной) и социальной (семья и более широкие круги социального взаимодействия). Информативность предикторов повышается, если они объединяют действие как минимум двух и более факторов (независимых переменных), т.е. имеют комплексную природу.
Процедура построения комплексных предикторов заключается в поиске отдельных прогностически информативных признаков и их последующей интеграции, используя многомерный статистический анализ, в комплексные предикторы психологических свойств. В процессе статистической обработки в комплексный предиктор могут быть включены непосредственно характеристики индивида, а также потенциально «значимые» для формирования целевого признака компоненты среды [5].
К числу важных психологических предикторов, оказывающих влияние на формирование индивидуальной траектории профессионального развития, могут быть отнесены: Я-концепция, смысложизненные ориентации, жизнестойкость, толерантность к неопределенности, уровень притязаний, субъектная активность, коммуникативность, оптимизм, эмоциональная увлеченность, целеполагание, мотивация, устойчивость интересов, твердость характера, самоконтроль, креативность, стремление к данной деятельности и ряд других переменных. Эти и другие психологические факторы являются фундаментом развития потенциальных возможностей человека и его карьерного роста.
Рассматривая профессиональное становление человека, С.А. Дружилов исходит из единства процесса его психического развития и взаимосвязи этапов профессионального пути. В рамках любого предшествующего пути формируются ресурсы и резервы последующего профессионального развития. Данный процесс является кумулятивным, в ходе которого результат развития каждого предшествующего этапа, трансформируясь, определенным образом включается в следующий. По мнению автора, эффективность трудовой деятельности человека в рабочем процессе играет системообразующую роль и отражает особенности тех системных связей, которые возникают между отдельными компонентами индивидуального ресурса профессионального развития, которые, в свою очередь, по мере его реализации в деятельности, характеризуют профессионализм как интегральное качество человека-профессионала [3].
Факторы, раскрывающие психологический потенциал человека, его возможности и ограничения, являются исходной информацией для инженерно-психологического и эргономического обеспечения создания современных средств профессиональной деятельности, ресурсов и методов подготовки профессионалов.
В связи с тем, что диагностика и прогнозирование индивидуальной траектории профессионального развития человека должны основываться на учете и анализе обширной информации об особенностях его поведения, способностях, знаниях, навыках и т.д., для отбора и подбора кадров, особенно на ответственные и ключевые посты в учреждениях, необходимо использовать максимально возможное количество информации о личности кандидата.
Вычисление психологических предикторов позволит повысить точность прогноза в психологии профессиональной деятельности, выявить круг факторов, участвующих в формировании того или иного психологического феномена, а также оценить сравнительный вклад этих факторов в прогнозируемые эффекты.
Рецензенты:
Зеер Э.Ф., д.псх.н., профессор, зав. кафедрой психологии образования и профессионального развития, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Екатеринбург;
Сыманюк Э.Э., д.псх.н., профессор, зав. кафедрой социальной психологии и психологии управления, ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург.