Сегодня перед отечественной военно-педагогической наукой стоит задача анализа истории становления и развития военно-педагогического образования. Изучение исторического опыта показывает, что многие проблемы подготовки военно-педагогических кадров, встречающиеся в сегодняшнее время, аналогичны тем проблемам, с которыми сталкивались наши предшественники. Исследование истории становления и развития военно-педагогического образования России позволяет выделить четыре периода развития этого процесса [4, с. 73].
Первый период представлен работами ученых и деятелей просвещения, XVIII – первая половина XIX столетий. В это время закладывались основы системы военного образования, появлялись первые военно-учебные заведения, разрабатывались теории обучения и воспитания военнослужащих с ее практической реализацией в военной школе, обеспечивалась согласованность военного и гражданского образования, оформлялись требования, предъявляемые к военно-педагогической деятельности. Исследование педагогических идей и результатов практической деятельности по формированию военно-педагогического образования свидетельствует о заинтересованном отношении к этой проблеме государственных и военных деятелей – Петра I, А.В. Суворова, И.И. Бецкого, М.И. Кутузова, ученых и педагогов – М.И. Ломоносова, А.Н. Радищева, Н.И. Новикова.
В основу русской традиции педагогического образования закладывались две идеи, связанные с основами учительской подготовки. Первая идея (предложенная М.В. Ломоносовым) основывалась на дисциплинах специально-предметного цикла. Вторая идея, ставившая во главу угла педагогического образования науку обучать, принадлежит И.Г. Шварцу. Эти две идеи развивались и в последующем послужили основой для формирования двух конкурирующих между собой подходов к организации педагогического образования – «фундаментального» и «компетентностного».
На рубеже XVIII и XIX веков значительно возросла потребность в учителях. В 1783 году после открытия Петербургского народного училища ему доверили подготовку педагогических кадров, что в дальнейшем повлекло его реорганизацию в Главный педагогический институт, на базе которого в 1819 году был создан Петербургский университет как самостоятельное высшее педагогическое учебное заведение. В первой половине XIX в. он становится основным учебным заведением, выпускавшим учителей для гимназий, преподавателей университетов и других высших учебных заведений, в том числе и военных. Значительный вклад в подготовку учителей в обоснование, расширение и углубление учебных программ подготовки педагогических кадров внесли известные ученые – преподаватели Московского педагогического института (Ф.И. Буслаев, Д.И. Иловайский, Н.С. Тихонравов и др.).
На протяжении первой половины XIX века в педагогическом сознании было широко распространено мнение, о том, что если человек хорошо знает академические науки, он, несомненно, может их преподавать. Поэтому вопрос о необходимости профессиональной подготовки педагога часто оспаривался государственными чиновниками, земскими деятелями и самими педагогами. Этому способствовал ряд объективных и субъективных причин:
– низкий статус педагогических факультетов и университетов;
– консервативный подход к содержанию программ и методике подготовки педагогов;
– неопределенность статуса педагогики в структуре научного знания;
– отсутствие требований для лиц, поступающих в педагогические учебные заведения;
– разнообразие в сроках и интенсивности подготовки педагогических кадров.
Институт воспитателей в военной школе складывался под влиянием противоречивых социальных и педагогических факторов. До 1825 года в обязанности воспитателей входило изучение личностных качеств учащихся и воспитание их благонравного и добродетельного поведения. Цели образования стали меняться после известных событий 1825 года, после которых главной задачей становится воспитание искреннего слуги Отечества авторитарными средствами: подчинение, дисциплина, чёткое выполнение указаний. Воспитателями и педагогами чаще становились немцы, приехавшие в Россию в поисках удачи и не имевшие глубоких педагогических знаний. Немецкая школа во многом ставилась в пример, поэтому любой немец считался умелым воспитателем. В военной школе вводилась муштра, жесткая регламентация поведения, физические наказания.
Происходящие изменения в отечественном образовании, системе подготовки педагогических кадров, с одной стороны, способствовали появлению в офицерской среде прогрессивных военно-педагогических взглядов и соответствующей им практики воинского обучения и воспитания (об этом свидетельствуют публикации на военно-педагогическую тематику в периодической печати), а с другой – в офицерской среде насаждался дух покорности и раболепия. В военной школе преобладали авторитарные педагогические традиции, ориентированные не на развитие личности офицера, а на подготовку узкого военного специалиста, обеспечение соответствия его определенному заданному стандарту. Вследствие непоследовательной политики в области военно-педагогического образования в 1816 году были отвергнуты проекты создания Военно-учительского института, а сама наука о воспитании долгое время не признавалась.
Второй период становления и развития военно-педагогического образования (вторая половина XIX – начало XX вв.) связан с формированием культуры «серебряного века», отечественных образовательных систем и просветительства. Во второй половине XIX века стало очевидным, что именно педагогическое образование – это тот краеугольный камень, на котором базируется вся система образования в России, и от качества подготовки педагога зависит качество всей системы образования, в том числе и военной. Этот период характеризуется активной разработкой образовательных теорий и развитием разноуровневой структуры педагогического образования, формированием «новой русской педагогики», объясняющей проблемы образования с позиций гуманизма, антропологизма и ценностного подхода к личности. В работах ученых и деятелей отечественной школы В.П. Вахтерова, С.И. Гессена, П.Ф. Каптерева, В.О. Ключевского, Л.Н. Модзалевского, Л.И. Петражицкого, К.Д. Ушинского, Г.А. Фальборка – это период концентрации основных идей вокруг проблем становления теории и методики педагогического образования как самостоятельной отрасли педагогического знания, осмысления его содержания, общих и специальных методологических принципов.
Особо следует отметить вклад в отечественную педагогическую науку К.Д. Ушинского, который способствовал возникновению новой парадигмы образования, где центральная фигура – педагог – должна в совершенстве владеть психологическим знанием и применять его в образовательной практике. Разрабатывая вопрос о подготовке учителей, он опубликовал статью «Проект учительской семинарии», который был положен в основу создания первых военно-педагогических образовательных заведений России. В основе этого проекта лежали психологические ориентиры, которым должен отвечать народный учитель. Педагогические идеи К.Д. Ушинского о развитии нравственно-волевых качеств учителя, способного реализовывать дифференцированный подход, развеивать миф о стандартности и одинаковости учащихся, получили развитие в практике подготовки военно-педагогических кадров.
Позитивные сдвиги в отечественном образовании обусловили реформирование военной школы. Теоретической основой этих преобразований явились военно-педагогические взгляды П.О. Бобровского, М.И. Драгомирова, Г.А. Леера, Д.А. Милютина, которые считали образование могучим средством обновления армии действенным источником развития духовных сил офицерского корпуса России. В связи с этим модернизировалась сеть военно-учебных заведений, появлялись первые военно-педагогические образовательные учреждения, обновлялись учебные планы и программы, в структуре которых возрастал удельный вес естественно-научных и общеобразовательных дисциплин, вводились новые учебные предметы (психология, методика обучения нижних чинов, гигиена). В проведении занятий в военно-учебных заведениях участвовали известные педагоги: П.Н. Белох, Н.Х. Вессель, А.Я. Герд, В.А. Евтушевский, А.Н. Острогорский, В.Г. Певцов, Д.Д. Семенов, К.К. Сент-Илер.
Эстафету Главного педагогического института первой половины XIX века как научно-педагогического центра Петербурга подхватил основанный в 1863 году Педагогический музей ГУВУЗ, развивавшийся в структуре военного ведомства. Музей активно пропагандировал педагогические знания, осуществлял подготовку педагогов для военно-учебных заведений, активно занимался издательской деятельностью, выпускал «Военно-педагогический сборник», научную литературу по различным отраслям знаний. Организаторами его культурно-образовательной деятельности являлись военные педагоги В.П. Коховский, А.Н. Макаров, З.А. Макшеев и другие известные педагоги [5, с. 72–73].
Многие педагогические замыслы и идеи получили реализацию в этот противоречивый период, однако с течением времени их масштабы и результаты становились все более значимыми. Заложенные в эти годы целевые, содержательные, организационно-методические основы подготовки военно-педагогических кадров прошли апробацию временем, способствовали развитию военно-педагогической теории и практики в последующие периоды.
Третий период изучения историографии военно-педагогического образования связан с его эволюцией в советское время (1917–1991 гг.). С первых дней существования Советского государства одной из первоочередных задач стала перестройка системы народного образования. Историками педагогики (К.И. Васильев, Н.А. Желваков, Ф.Г. Паначин) детально исследовано становление и развитие системы педагогического образования в СССР. В работах Г.Е. Жураковского, И.Ф. Свадковского, А.Г. Вигдорова, К.И. Львова уделялось внимание преемственности в концепциях подготовки учителя, но без анализа роли частного и общественного образования. В работах историков образования советского периода (Е.Н. Медынский, А.П. Пинкевич, И.Г. Огородников и др.) акцент смещен на изучение биографий и творческого наследия педагогов.
В советский период с развитием военной педагогики как науки появилась возможность исследовать собственно педагогические проблемы, однако всестороннему анализу мешали идеологические установки, нивелирующие подходы к историческим событиям и их оценкам. Идеология «обволакивала» психологию и педагогику и другие гуманитарные науки, довлела над ними и по существу ограничивала их возможности. Вместе с этим несмотря на многие трудности следует отметить, что в советский период потенциал военно-педагогического образования последовательно развивался в научных трудах Я.Л. Авиновицкого, П.И. Изместьева, А.А. Свечина, А.М. Седова, А.А. Таланкина, А.Ф. Швечкова и др.
Совершенствование системы военного образования, необходимость улучшения воспитательной работы в войсках требовали реализации развивающих и воспитательных функций педагогической науки. С этой целью в конце 50-х годов в Военно-политической академии им. В.И. Ленина создается кафедра педагогики и психологии. У истоков становления кафедры стояли известные теоретики и практики военной психологии и педагогики советского периода А.В. Барабанщиков, А.Д. Глоточкин, В.П. Давыдов, М.И. Дьяченко, Н.Ф. Феденко и другие. К концу 70-х годов в военной школе сложилась концепция методологии военной психологии и педагогики, система научных исследований в области психологии и педагогики высшей школы. В начале 80-х годов обоснован принцип личностно-социально-деятельностного подхода к анализу военно-педагогических явлений, разработана концепция проблемно-деятельностного обучения [3, с. 73–75].
Коллектив кафедры психологии и педагогики в течение многих лет разрабатывал проблемы педагогической деятельности преподавателя высшей военной школы, его педагогической культуры и мастерства. Одним из первых в педагогической науке А.В. Барабанщиков на теоретическом уровне обосновал и выработал практические рекомендации по формированию педагогической культуры преподавателя высшей школы. Под его руководством в 1976 году коллектив кафедры выпустил учебное пособие «Педагогическое мастерство офицера», а в 1985 году в соавторстве с С.С. Муцыновым был издан научный труд «Педагогическая культура преподавателя высшей военной школы». В 1989 году под редакцией А.В. Барабанщикова издается учебник «Психология и педагогика высшей военной школы» [2, с. 185].
В 60–80-е годы проведены научные исследования, посвященные личности и деятельности преподавателя: научная организация труда преподавателя вуза (А.М. Седов); педагогическое мастерство преподавателя военного вуза (А.М. Данченко); становление молодого преподавателя военного вуза (В.А. Солоницын); формирование авторитета преподавателя (А.Д. Лазукин); культура общения преподавателя вуза (А.А. Капустин); формирование кафедральных коллективов (П.С. Пересько) и др. На базе этих исследований создавались и развивались научные школы, а результаты научных исследований получали практическую реализацию при проведении научно-практических конференций, организации учебных занятий с курсантами и слушателями.
В историко-педагогических исследованиях указанного времени происходит уточнение предмета истории педагогики, закрепляется «расширительное» толкование понятия «образование», «педагогическое образование», «профессиональное образование», «военно-профессиональное образование» «военно-педагогическое образование». Значительный военно-педагогический материал исторического характера содержится в научных работах Н.П. Балыкова, В.И. Вдовюка, В.А. Губина, В.П. Давыдова, В.Г. Демина, А.М. Каменева, И.А. Камкова, Б.П. Корочкина, В.А. Михайловского и др. Однако многие вопросы истории военно-педагогического образования в советский период остались недостаточно разработанными. Несмотря на активизацию научно-педагогических исследований, прямо или косвенно затрагивающих данную проблематику, история становления и развития военно-педагогического образования не стала предметом самостоятельного изучения. В отечественной историографии советского периода военно-педагогическое образование рассматривалось лишь попутно, эпизодически, в рамках общих трудов по истории военного и педагогического образования, истории военно-педагогической науки.
Четвертый период развития военно-педагогического образования начинается с 90-х годов XX века и связан с появлением новых направлений в его развитии, особенность которых проявляется в полипарадигмальных (аксиологических, антропологических, цивилизационных) подходах к содержанию и организации подготовки педагогических кадров. Поскольку процесс образования в постиндустриальном обществе все более определяется личностным фактором, то именно ценность личности становится исходной посылкой организации военного профессионального образования, доминирующим компонентом организации и смысла военно-педагогической деятельности.
Методологические аспекты изучения теории и истории педагогического образования отражены в обобщающих работах 1990-х гг., посвященных разработке новых концепций исследования отечественного образования. В монографиях и научных статьях Б.М. Бим-Бада, М.В. Богуславского, А.Н. Джуринского, Э.Д. Днепрова, С.Ф. Егорова, Г.Б. Корнетова, Э.М. Микитина, Е.П. Федосовой, Г.Ф. Паначина, Ю.В. Сорокопуд, объединенных проблемностью и плюрализмом, исследуются теория и практика педагогического образования с культурно-исторических и цивилизационных позиций.
В условиях углубления кризисных процессов в отечественной военной школе и педагогике в 90-е годы ХХ века подготовка военно-педагогических кадров организовывалась с учетом следующих особенностей: методологическое перевооружение военной педагогики, отказ от идеологических стереотипов, догматизма и метафизичности; поиск новых методологических подходов и технологий к организации образовательной деятельности в военной школе; критическое отношение к педагогическому опыту, творческое его использование в решении современных военно-педагогических задач; формирование системы непрерывного военно-педагогического образования.
В 90-е годы заметно усилилось внимание к разработке историко-педагогических проблем, извлечению уроков истории в развитии военно-педагогической мысли. Одной из значительных работ в области истории педагогики было издание в 1995 г. A.В. Барабанщиковым, В.Н. Ивановым «Истории отечественной и зарубежной педагогики» в трех частях, где третья часть посвящена истории отечественной военной педагогики. Заметными научными исследованиями, в которых развивались проблемы военно-педагогического образования, были докторские диссертации И.А. Алёхина, В.А. Акиндинова, В.Н. Герасимова, Н.И. Гребенюка, В.Н. Гуляева, А.В. Деникина, С.И. Денисенко, В.С. Емец, С.П. Желтобрюха, М.А. Лямзина, Л.В. Мардахаева, А.Д. Лазукина, В.Н. Новикова, Ю.С. Руденко, В.Д. Самойлова, В.Я. Слепова, Т.С. Сливина, А.В. Свиридова и других авторов.
Внимание и интерес к теории и истории военно-педагогического образования способствовали накоплению ценных знаний и научных работ о его становлении и развитии в различные исторические периоды. Среди таких работ следует отметить исследование И.А. Алехина, в котором рассматриваются генезис военного образования на протяжении двух веков, изменения в военной школе к началу XX века. Одновременно в работе анализировались проблемы и противоречия подготовки военно-педагогических кадров, деятельность первых военно-педагогических учебных заведений России [1, с. 162–173].
В современных условиях всё большую значимость приобретает необходимость модернизации военно-педагогического образования, под которым понимается процесс, направленный на реализацию новых методологических подходов, концептуальных идей, в соответствии с актуальными и перспективными запросами военной школы. Военно-педагогическое образование является важной составной частью всей системы военного образования, одним из её ключевых звеньев, которое во многом определяет качество подготовки военных кадров. Произошедшие изменения за период образовательных реформ, обострили ряд проблем, связанных с внедрением ФГОС ВПО нового поколения, переходом на многоуровневую систему, изменением условий функционирования военных вузов, что привело к возрастанию нагрузки и требований к преподавательскому составу. Разрешение накопившихся противоречий обусловливает не только формирование четкой концепции, анализа современных проблем, но и тщательного изучение исторического опыта военно-педагогического образования.
Ретроспективный анализ военно-педагогического образования позволяет глубже понять сущность и механизмы развития данного многогранного феномена в различных социально-политических условиях, изучить варианты решения организационных, учебно-воспитательных, кадровых и многих других проблем. Анализируя основные тенденции становления и развития военно-педагогического образования в России в целом и его частных проблем, можно проследить деятельность органов военного управления, оценить эффективность работы образовательных структур в области подготовки военно-педагогических кадров. Все это в совокупности обусловливает необходимость взвешенного изучения особенностей развития военно-педагогического образования на такой методологической основе, которая исключает конъюнктурный подход к анализу событий прошлого и дает возможность сконцентрировать внимание на перспективных аспектах проблемы.
Рецензенты:
Гладких В.В., д.п.н., профессор кафедры иностранных языков, ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж;
Колосова Л.А., д.п.н., профессор, старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории (совершенствования подготовки военных специалистов), ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж.
Работа поступила в редакцию 17.04.2015.