Экономический рост в значительной мере обусловлен воздействием на него многих факторов, в том числе и таких, как количество и качество природных ресурсов, их доступность для использования, объем и качественные параметры основного капитала, уровень технологии, восприимчивость к новым технологическим системам, наличие трудовых ресурсов, их образовательные и квалификационные характеристики, спрос на производимые товары и способность к полному использованию расширяющегося объема ресурсов, способность распределения в национальном хозяйстве имеющихся ресурсов для получения максимального количества высококачественной продукции и др. Для эффективного воздействия каждого из этих факторов необходимо освоение достижений научно-технического прогресса при внедрении инноваций, которые обеспечивают создание новшеств и их практическую реализацию в виде нового товара, вложения средств, обеспечивающих смену поколений техники и технологии, эффективное использование этих новшеств, экономический рост.
Технический прогресс осуществляется через реализацию нововведений в технике, технологиях, способах их создания и использования, т.е. через инновационную деятельность. Усиление роли научно-технического прогресса в воспроизводственном процессе придает новое качество экономическому росту, предполагает тщательный выбор долговременной стратегии научно-инновационной и структурной политики, которые должны осуществляться с учетом своеобразия нынешнего этапа научно-технического развития России. Каждая инновация для обеспечения экономического роста проходит такие этапы инновационного цикла, как принятие инновационного решения, внедрение в деятельность новшеств, диффузия инноваций, вызываемые этой диффузией изменения в социально-экономической системе, смена нововведения. При комплексном прогнозировании научно-технического прогресса производственной инфраструктуры главной задачей является формирование множества нововведений.
Государственное регулирование и поддержка инновационных процессов являются ведущими факторами развития инноваций [4]. Их необходимость обусловлена тем, что создание и развитие инновационного производства – процесс весьма сложный, капиталоемкий и трудоемкий, требующий постоянного роста знаний, высокого уровня образования и навыков работников по сравнению с традиционным производством. Поэтому требуется стимулирующее, поддерживающее, регулирующее, координирующее начало, в качестве которого и выступает государство.
Производство зерна занимает ведущее положение в экономике растениеводства и всего сельского хозяйства. Общая посевная площадь зерновых культур в мировом сельском хозяйстве превышает 64 %. Благодаря разнообразию видов и сортов, высокой приспособленности к различным почвенным и климатическим условиям зерновые культуры получили широкое распространение и по всей территории России. Более того, зерновое производство исторически является ведущей отраслью сельского хозяйства РФ, а рынок зерна – важнейшим сегментом агропродовольственного рынка, составляя основу эффективного развития отечественного агробизнеса [3].
Остановимся более подробно на применении перспективных технологий производства зерновой продукции.
Ежегодная нехватка осадков и высокие цены на ГСМ заставили от традиционных и интенсивных технологий выращивания культур перейти к инновационным технологиям. Один из способов – использование элементов «No-Till» при выращивании озимой пшеницы в ОАО «Заветы Ильича» Ленинградского района Краснодарского края.
Основные этапы развития инноваций в растениеводстве связаны с введением энерго- и влагосберегающих технологий. Это стало возможным благодаря внедрению и оснащению производства новыми тракторами и сельскохозяйственными машинами. Так, в ОАО «Заветы Ильича» отдают предпочтение в течение последних пяти лет лучшим мировым производителям: американским тракторам и комбайнам «Джон Дир», французским сеялкам и разбрасывателям удобрений «Кун», немецким опрыскивателям «РАУ» и свеклоуборочным комбайнам «Макстрон».
При использовании технологии «No-Till» изменился севооборот в сторону увеличения так называемых коммерческих культур: таких как сахарная свекла, подсолнечник, озимые зерновые. Инновацией является укрупненный севооборот, когда одна культура располагается на площади 500–800 га территориально в одном месте.
«No-Till» – это экономическая модель растениеводства. При ее создании специалисты взяли за основу технологию нулевой обработки почвы, уделили больше внимания оптимизации производственных процессов и в итоге сделали растениеводство управляемым, прогнозируемым и экономически эффективным.
Главный фактор при выращивании озимой пшеницы по системе «No-Till» – интегрированная (разноглубинная) обработка под предшествующую культуру. Глубокая обработка( более 24 см) с оборотом пласта применяется под сахарную свеклу, обычная (от 16 до 24 см) без оборота пласта-под кукурузу силос и зерно, подсолнечник и сою.
На основе накопленного опыта доказано, что при внедрении нулевой системы в земледелие, основная доля затрат смещается от обработки почвы в сторону средств защиты растений и удобрений. Нулевая обработка почвы перспективна. Так как затраты труда сокращаются в 2,5–3 раза, расход топлива – в 5–6 раз в расчете на 1 га.
Особенно благоприятные условия для эффективного применения новых технологий с минимальными приемами обработки почвы складываются при возделывании озимых по чистым парам. Кроме того, использование технологий с минимальной и нулевой обработкой почвы позволит хозяйствам преодолеть важную проблему – низкую фондо- и энергооснащенность производственных процессов [2].
В США под технологии с нулевой обработкой почвы занято более 25 млн га, в Южной Америке – более 50 %, в России 5–10 % [5]. Условиями для распространения сберегающего земледелия в отечественных хозяйствах являются повышение уровня знаний, информированности и проведение обучения, обеспечивание их оборудованием и расходными материалами, наличие технической помощи, соответствующая государственная поддержка [1].
Рецензенты:
Толмачев А.В., д.э.н., заведующий кафедрой управления и маркетинга, ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет», г. Краснодар;
Сидоренко В.В., д.э.н., профессор кафедры экономики и внешнеэкономической деятельности, ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет», г. Краснодар.
Работа поступила в редакцию 15.04.2015.