В XXI веке одним из ключевых условий социально-экономического развития становится эффективная инновационная деятельность, предполагающая разработку крупных изобретений, создание и использование передовой техники и опережающих технологий, самых современных форм организации деятельности и систем управления. России необходимо принимать инновационный вызов и отвечать на него [1]. В настоящее время вопрос стоит следующим образом: устаревание экономического потенциала должно быть компенсировано разработками передового научно-технического уровня, иначе страна может отстать как по объемам производимой продукции, так и по ее технологическим параметрам, что приведет к увеличению разрыва с высокоразвитыми странами. Эти страны разработали и успешно применяют эффективные механизмы административного и экономического характера по проведению инновационной политики. При этом Россия лишь рассматривает вопрос создания национальной инновационной системы. Позиции России в области инноваций выглядят следующим образом:
– менее 1 % наукоемкой продукции приходится на долю России на мировом рынке, при этом на нашу страну приходится почти 10 % научных работников мира;
– финансирование расходов на науку должно составлять 2 % и более от объема (Россия – около 1 %);
– 80 % и более прироста валового внутреннего продукта в развитых странах обеспечивается за счет новых знаний (Россия – около 30 %);
– всего 9 % отечественных предприятий применяют новые технологии.
Инновационная политика предполагает согласование следующих целей развития экономики России: достижение высоких результатов деятельности хозяйствующих субъектов (получение высоких доходов, прибыли); расширение круга финансовых и инвестиционных источников; осуществление импортозамещения, в том числе за счет отечественных видов инновационной продукции; снижение издержек; эффективное использование персонала, оборудования, других ресурсов и т.д.
Инновационная политика является тем рычагом, использование которого позволяет преодолевать негативные явления в экономике и обеспечивать превращение научно-технического сектора в катализатор социально-экономического развития страны, повышение ее конкурентоспособности. Ожидаемое в будущем оживление экономики целесообразно осуществлять в форме глубоких структурных преобразований производства, его технологического обновления на базе новейших научно-технических достижений. Для решения этой задачи требуется не только разработка обоснованной инновационной политики, обеспечивающей формирование прогрессивных технологических укладов, но и использование всего арсенала инструментов организации эффективной инновационной деятельности.
Следовательно, при разработке конкретной инновационной политики должны быть сформированы (или скорректированы) другие виды политики, программ или проектов комплексного плана развития экономики и отдельных отраслей (рисунок).
Инновационная политика, может быть отражена или уточнена в виде специализированных программ или отдельных проектов.
В рамках инновационной политики значительное внимание уделяется наращиванию инновационного потенциала, который становится объектом исследования и неотъемлемым элементом анализа состояния социально-экономических систем (предприятий, регионов и государств).
Экономисты, исследуя социально-экономические системы, выделяют разные виды потенциалов: материальный, производственный, научно-технический, инновационный; информационный, природно-ресурсный, трудовой, экономический, экспортный и т.д. В целом под потенциалом принято понимать совокупность имеющихся средств и возможностей эффективно их использовать [2; 12]. Согласно этому подходу под инновационным потенциалом, как правило, понимается совокупность ресурсов и возможностей объекта для эффективного осуществления инновационной деятельности. Следует, однако, учитывать, что перечень составляющих элементов этой совокупности, их иерархия, характер взаимодействия и функции еще однозначно не определены в экономической литературе. Так, например, одни авторы традиционно рассматривают в составе инновационного потенциала материальные, финансовые, кадровые, информационные, организационные и технические ресурсы [3]. Другие авторы расширяют его содержание и включают в числе обязательных элементов научно-техническую составляющую: интеллектуальный потенциал; научно-технические наработки и заделы по инновациям; долю используемых в экономике новых методов, современного оборудования и технологий; долю новых направлений деятельности и оказываемых услуг в суммарном объеме работ [4; 10].
Категорию «инновационный потенциал» также зачастую рассматривают в виде способности системы к трансформациям фактического порядка вещей в виде перевода их в новое состояние для удовлетворения потребностей, как существующих, так и вновь возникающих [5; 11].
Разнообразие подходов к пониманию сущности инновационного потенциала приводит и к многообразию методов его количественного и качественного измерения и оценки. Так, в методологии оценки инновационного потенциала, используемой известной корпорацией РЭНД, включены показатели ВВП, количество университетов и научно-исследовательских учреждений на душу населения [6; 8].
Расчет индекса инновационного потенциала, применяемого организацией ЮНКТАД (UNCTAD Innovation Capacity Index – UNICI), проводится исключительно на показателях научно-технической деятельности.
В состав его показателей входят: число научных работников, количество патентов, зарегистрированных в Бюро патентов и торговых марок США, число научных и технических публикаций и человеческого капитала, уровень грамотности, доля поступающих в средние и специальные учебные заведения среди выпускников начальных учебных заведений, доля поступающих в вузы из числа выпускников средних образовательных учреждений [7; 9].
Комплексный характер инновационной политики государства
Директорат по предпринимательству ЕС учитывает в инновационном потенциале 16 индикаторов, сведенных в группы, учитывающие:
1) ресурсы человека;
2) генерацию новых знаний;
3) трансферы и знания;
4) финансирование инновационной деятельности и ее результаты.
Данная методика позволяет сопоставить показатели различных стран.
В составе системы индикаторов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) отражены следующие показатели: удельный вес высокотехнологичного сектора в продукции обрабатывающей промышленности; инновационной активности; объема инвестиций в сектор знаний, образование, НИОКР, программное обеспечение; разработки и выпуска оборудования; численности занятых в сфере науки и т.п.
Всемирный экономический форум (World Economic Forum) характеризует инновационный потенциал страны на основе индексов международной конкурентоспособности, определяемых на основе таких показателей, как: оценка состояния инновационных институтов, уровень новизны технологий, степень защиты и характер использования объектов интеллектуальной собственности, уровень активности предприятий во внедрении новых технологий.
Программа ООН, в рамках которой оказывается поддержка 166 странам в экономическом развитии (UNDP), использует показатели степени развитости инфраструктуры, что позволяет значительно расширить состав элементов инновационного потенциала.
Комплексную оценку инновационного потенциала страны дает методология Всемирного банка в области оценки знания (Knowledge Assessment Methodology – КАМ), в которой используется 80 количественных и качественных показателей развития страны по четырем основным параметрам:
1) экономическая система и институциональные особенности,
2) образование и человеческий капитал,
3) уровень развития инфраструктуры,
4) текущий уровень инновационной активности.
Данная методика позволяет проводить подсчет индекса знаний (Knowledge Index – KI) и индекса экономики знаний (Knowledge Economy Index – KEI). В целом методология КАМ позволяет проводить сравнительный анализ разных стран по качественным характеристикам.
В России используется широкая система показателей инновационного потенциала. В ее составе представлен ряд показателей, учитывающих ресурсы и результаты инновационной деятельности: число инноваций; численность, состав и структура работников, осуществляющих инновационную деятельность; объемы и структуру производственных фондов; влияние инноваций на результаты деятельности предприятий; индикаторы, отражающие социальный статус науки; индикаторы, характеризующие научную грамотность населения и т.д.
Представленные системы показателей обеспечивают в целом комплексную оценку инновационного потенциала, однако она сложна для применения. Недостаток такого метода заключается в том, что с увеличением числа показателей (целей, критериев, весов) в соответствии с законами комбинаторики значительно возрастает число вариантов оценок. Этот недостаток становится заметным в случае использования многоступенчатых методов ранжирования для сравнения между собой ряда элементов. К существенному недостатку этого метода относят способ ранжирования критериев, ограниченного пределами заданного перечня показателей, что затрудняет адаптацию расчета к другой ситуации.
В целом, известные на сегодня методы оценки инновационного потенциала во многом определяются объектом и целями исследования. Так, в методах исследования инновационного потенциала относительно небольших объектов (предприятий) используется 20–40 показателей. При оценке крупных социально-экономических систем (например, стран) показатели инновационного потенциала включают в себя до 100 переменных, с использованием большого числа индексов, субиндексов и весов. Для их исчисления используются данные национальной статистики, экспертные оценки и результаты опросов общественного мнения. Однако и для исследования инновационного потенциала одного объекта могут существовать различия, отражаемые в наборе показателей, а также в алгоритме оценочного расчета. Наиболее характерно это проявляется, если оценки определяются по результатам конкретного целевого исследования или для выработки управленческого решения.
Таким образом, проведенный анализ позволяет обобщить ряд проблем в методологии инновационного потенциала.
1. Рассмотренные определения понятия инновационного потенциала раскрывают лишь некоторые его составные элементы, что придает результатам исследования его содержания неточность и односторонность.
2. Состав показателей в разных методиках оценки инновационного потенциала зачастую сильно различается, создавая трудности в проведении сравнительного анализа объектов. Стремление к всеохватности показателей приводит к сложности методов оценки инновационного потенциала.
3. Системы показателей направлены в большей степени на оценку инновационного потенциала экономически развитых государств и не учитывают особенности развивающихся стран (например, законодательные основы, приоритеты властей по вопросам экономического развития, уровень развитости инфраструктуры, социальные аспекты общества и т.д.). Кроме известных показателей необходимо определять другие индикаторы, оценивающие результативность инноваций.
4. Применяемые методы определения инновационного потенциала не всегда позволяют создавать системы регулярного мониторинга и диагностики, не «привязанные» к периодичности статистических данных.
Рецензенты:
Дзагоева М.Р., д.э.н., профессор кафедры «Налоги и налогообложение», СОГУ им. К.Л. Хетагурова., г. Владикавказ;
Токаев Н.Х., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Финансы и кредит», СОГУ им. К.Л. Хетагурова., г. Владикавказ.
Работа поступила в редакцию 01.04.2015.