Гнойный илеопсоит – одна из наиболее редких и трудно диагностируемых патологий в практике хирурга. Это связано с анатомическими особенностями расположения m. iliopsoas, а также ее малой доступностью для клинического обследования. Непосредственная близость мышцы к органам брюшной полости, забрюшинного пространства, поясничного нервного сплетения, сосудов и позвоночника может быть причиной диагностических ошибок в распознавании данного заболевания [5]. Гнойный илеопсоит – гнойное воспаление, локализованное в подвздошной ямке, а именно, в фасциальном футляре подвздошно-поясничной мышцы. Впервые это заболевание было описано Mynter в 1881 году, который назвал его псоитом. Следует напомнить, что m. iliopsoas расположена в забрюшинном пространстве и состоит из двух мышц, m. psoas major и m. iliacus, и окружающей их фасции. M. iliopsoas имеет богатое лимфо- и кровоснабжение, что может способствовать распространению инфекции [2, 8].
В вопросе патогенеза развития гнойного илеопсоита существуют несколько точек зрения. По данным некоторых авторов, лимфогенное распространение инфекции из первичных очагов вызывает воспаление лимфатических узлов, расположенных в толще m. ileopsoas, по типу гнойного лимфаденита. Возбудители инфекции в этом случае из гнойных ран, ссадин, фурункулов и др., расположенных на нижних конечностях, промежности, ягодицах, в паховых областях и нижней половине брюшной стенки. Инфекция может проникать также и гематогенным путем из соседних или отдаленных органов и гнойных очагов. Причиной первичного илеопсоита может быть травма (ушиб, ранение) с образованием в толще мышцы гематомы, дающей реактивное воспаление. Способствовать развитию первичного илеопсоита могут разные заболевания, приводящие к состоянию иммунодефицита: сахарный диабет, почечная недостаточность, ВИЧ-инфекция, наркомания, алкоголизм, длительный прием глюкокортикоидов [3]. Возможны контактное инфицирование мышцы и гнойные затеки в m. ileopsoas из смежных анатомических областей, например, при остеомиелите XI–XII ребер, крыла подвздошной кости, поперечных отростков и боковых поверхностей тел поясничных позвонков, при забрюшинно расположенном и воспаленном аппендиксе. Инфицирование забрюшинного пространства возникает при расплавлении фасциальных перегородок и затеков гноя из других клетчаточных пространств. Затек возможен при паранефрите, параколите, при гнойном боковом параметрите. В данном случае следует говорить о вторичном илеопсоите [2, 5]. Илеопсоит бывает серозным и гнойным. Серозное пропитывание интерстиция, как правило, завершается образованием мелких гнойников в толще мышцы. Кроме того, воспалительный процесс может протекать как локальное поражение сегментов мышцы с образованием ограниченных абсцессов и в редких случаях как септическая флегмона (самая тяжелая форма с молниеносным течением). Следует отметить, что гнойные скопления могут давать затеки: в полость таза, под паховую связку, прорываясь на бедро и ягодицу через запирательное и седалищное отверстие; в просвет толстой кишки или в свободную брюшную полость; в поддиафрагмальное пространство, субплеврально или в плевральную полость; на поясничную область [2, 3, 5].
Диагностика гнойных илиопсоитов затруднительна. На амбулаторном этапе преобладают диагнозы нейрогенного характера: радикулит, сакроилеит.
После комплексного обследования, включая даже компьютерную томографию (КТ) и магнитно-резонансную томографию, (МРТ) в стационаре почти у 30 % больных дооперационный диагноз «гнойный паранефрит» или «флегмона забрюшинного пространства» [6, 7].
Цель исследования: выявление вероятных факторов, способствующих возникновению гнойного илеопсоита, оценка клинической значимости различных методов обследования и эффективности лечения гнойного илеопсоита.
Материалы и методы исследования
За период 2013–2014 гг. в хирургическом отделении ГЖДБ г. Нижнего Новгорода нами наблюдалось 4 пациента с гнойным илеопсоитом в возрасте от 24 до 66 лет, из которых 1 мужчина и 3 женщины. В 3 случаях процесс локализовался справа, левосторонняя локализация отмечена у 1 больного. У всех наблюдаемых больных при поступлении и в динамике болезни проводилось рутинное лабораторное обследование – клинический анализ крови и мочи, по показаниям – биохимическое исследование крови; проводился расчет лейкоцитарных индексов интоксикации по Я.Я. Кальф-Калифу, индекса Соловьева-Боброва, ядерного индекса по Г.Д. Даштаянцу, индекса сдвига лейкоцитов крови, индекса соотношения лейкоцитов и СОЭ, лейкоцитарного индекса, гематологического показателя интоксикации; рентгенологические исследования органов грудной клетки и брюшной полости, костей позвоночника, таза; ультразвуковое исследование и компьютерная томография брюшной полости, забрюшинного пространства; бактериологическое исследование крови и раневого отделяемого.
Результаты исследования и их обсуждение
В результате анализа анамнестических данных выявлено наличие травмы в анамнезе у 2 пациентов, указание на длительное местное переохлаждение у 1 человека. В 1 случае явных причин выявлено не было, однако у этой больной при исследовании обнаружены признаки, указывающие на наличие иммунодепрессивного состояния – пациентка страдала облитерирующим атеросклерозом артерий нижних конечностей, ХАН 4 справа, отмечалось наличие сахарного диабета 2 типа (декомпенсированный, тяжелого течения, вторично инсулинзависимый), синдром диабетической стопы, гранулирующая рана правой стопы, гипертоническая болезнь 3 степени.
В результате бактериологического исследования раневого отделяемого у всех пациентов выявлено наличие ассоциаций Staphylococcus aureus с широким спектром условно-патогенных микроорганизмов.
При анализе рассматриваемых случаев подтверждается тезис о трудностях в диагностике илеопсоита. До госпитализации в НУЗ «Дорожная клиническая больница» правильный диагноз не был поставлен ни одному больному. Пациенты лечились амбулаторно либо в других стационарах с различными диагнозами: коксартроз, люмбоишалгия, миозит грушевидной мышцы, сакроилеит, аппендикулярный инфильтрат, атеросклероз нижних конечностей. Госпитализация в хирургическое отделение была осуществлена в сроки от 5 до 17 суток с начала заболевания. В приемном отделении правильный предварительный диагноз был выставлен лишь одному больному.
Клиническая картина острого гнойного илеопсоита складывалась из общих и местных симптомов. У 2 пациентов наблюдались признаки выраженной интоксикации: гипертермия, озноб, тахикардия, слабость, головные боли. Среди местных признаков наиболее характерным (1 больной) являлся псоас-симптом (сгибательная контрактура бедра с резкой болезненностью при попытке разогнуть его). Пациенты предъявляли жалобы на боли в ягодичной области, тазобедренном суставе, крестцово-подвздошном сочленении.
У всех наблюдаемых нами больных отмечены клинико-лабораторные признаки синдрома системной воспалительной реакции: лейкоцитоз с палочкоядерным сдвигом, токсическая зернистость нейтрофилов, увеличение СОЭ, тенденция к снижению гемоглобина, повышение содержания в крови маркеров воспаления (СРБ, РФ, АСЛ-О).
Из дополнительных методов обследования самым информативным явилась компьютерная томография забрюшинного пространства, при которой во всех случаях было выявлено утолщение подвздошной и (или) поясничной мышцы с диффузным либо отграниченным скоплением жидкости в ее структуре. У одной пациентки в возрасте 20 лет при МР-томографии органов малого таза подвздошной области справа, между крылом подвздошной кости и подвздошно-поясничной мышцей определяется объемное образование с довольно ровными четкими контурами, с неоднородным гиперинтенсивным МР сигналом по Т1 и Т2-ВИ, размерами 40 (поперечный) х24 (передне-задний) х82 (вертикальный) мм, с объемным воздействием на окружающие структуры в виде смещения подвздошно-поясничной мышцы кпереди.
Заключение: была диагностирована редкая форма илеопсоита – Флегмона Бро.
После подтвеждения диагноза гнойного илеопсоита всем больным проводилось хирургическое лечение. В тот же день прооперированы 3 пациента из 4, в 1 случае на хирургическое вмешательство осуществлялось на 3 сутки (в связи с уточнением диагноза). Из традиционного доступа Кромптона-Пирогова производилось внебрюшинное вскрытие гнойника и его дренирование с последующим промыванием гнойной полости растворами антисептиков.
У пациентки с осложнённым анамнезом наблюдалось развитие сепсиса. Во всех случаях исход благоприятный. Продолжительность госпитализации составила в среднем 27 койко-дней.
Выводы
Факторами, способствующими возникновению илепсоита могут являться травмы, переохлаждение, наличие иммунодепрессивного состояния, наличие хронических очагов инфекции.
Для верификации диагноза «илеопсоит» необходимо применять комплексное исследование, включающее клинико-анамнестические данные, общеклинические и биохимические показатели, инструментальные методы и результаты бактериологического анализа.
Своевременная диагностика, основанная на правильной оценке анамнеза, клинических, лабораторных и инструментальных данных, позволяет добиться хороших результатов в лечении довольно редкой и тяжелой патологии – гнойного илеопсоита.
Рецензенты:
Рахматуллов Ф.К., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой «Внутренние болезни» Пензенского государственного университета, г. Пенза;
Микуляк Н.И., д.м.н., заведующий кафедрой «Физиология человека» Пензенского государственного университета, г. Пенза.