Кафедры основ медицинских знаний и безопасности жизнедеятельности существуют практически во всех авторитетных российских государственных университетах и государственных педагогических университетах (например, РГУ, СПбГУ, Университет Дружбы народов, Брянский, Ростовский, Кемеровский, Тверской, Горно-Алтайский госуниверситеты, РГПУ, Тульский, Ярославский государственные педагогические университеты и др.), и правомерность их существования не ставится под сомнение.
Тем не менее, в последние годы в отдельных не самых передовых вузах нашей страны в очередной раз (это не впервые) сложилась тревожная тенденция ликвидации кафедр основ медицинских знаний и безопасности жизнедеятельности с прекращением преподавания этих дисциплин.
Нельзя переоценить значимость для будущих специалистов российского общества представлений о профилактике заболеваний, умений оказания первой медицинской помощи, способности обеспечить безопасность жизнедеятельности для себя и окружающих, в особенности в условиях растущей угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера. Особую важность это имеет для студентов, обучающихся по специальностям педагогического профиля, которым предстоит работа с детьми, в том числе направленная на поддержание и укрепление их здоровья, профилактику столь опасных социальных явлений, как наркомания, токсикомания и т.п. В результате закрытия кафедры основ медицинских знаний выпускники государственного университета лишаются возможности получения необходимых знаний.
Учебная нагрузка по дисциплинам «Основы медицинских знаний», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена детей и подростков», «Безопасность жизнедеятельности» включены в образовательные стандарты (ГОС ВПО) по ряду специальностей в качестве федерального компонента, по отдельным специальностям они проводятся в рамках объема учебных дисциплин, устанавливаемых вузом. Это делает необоснованной мотивацию отдельных безответственных работников сферы образования в интересах экономии денежных средств за счет закрытия соответствующих кафедр и непонятной в целом политику прекращения их существования. Ликвидация кафедр мотивируется отсутствием в ГОС ВПО некоторых специальностей дисциплин «Основы медицинских знаний» и «Безопасность жизнедеятельности», однако при этом совершенно игнорируется не отмененное до настоящего времени требование Минобразования РФ (Письмо Минобразования от 4.09.2000 № 38 55-40/38 02 «Об изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в вузах») о включении для этих специальностей «образовательных учреждений всех типов и видов» дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (в связи с отсутствием последней в ГОС ВПО 2000 г.) в объеме часов «не менее 100 часов общей трудоемкости» «в основную образовательную программу вузов в цикл общеобразовательных дисциплин (ОПД) в раздел национально-региональный (вузовский) компонент или в цикл дисциплин, отводимых на специализацию, в качестве обязательной (вузы, где не реализуется военная подготовка, могут использовать на эти цели часы, предусмотренные в ГОС на факультативы. В последнем случае эти часы добавляются к национально-региональному (вузовскому) компоненту и становятся обязательными)».
Также неясно, на каких основаниях нагрузка кафедры может перераспределяться на другие кафедры университета при сокращении кадрового состава кафедр основ медицинских знаний и безопасности жизнедеятельности? Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности», не говоря уже об основах медицинских знаний, должна преподаваться специалистами, имеющими квалификацию врача (высшее специальное базовое медицинское образование) в связи с присутствием в ее рамках разделов «Медицина катастроф» и «Первая медицинская помощь». Тем более это требование относится к преподаванию дисциплин «Основы медицинских знаний», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена детей и подростков», «Физиология человека», «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности», «Медицина катастроф», некоторых дисциплин специализации, таких, например, как «Фармакология».
Необходимо иметь в виду, что разрушить существующие кафедры, утратить кадровый потенциал, потерять материальную базу не составляет труда. Спустя время ответственность за это нести будет некому. На восстановление утраченного уйдут годы и потребуются немалые материальные средства.
Таким образом, сложившаяся ситуация представляет собой не что иное, как нарушение нормативных законодательных актов Российской Федерации, в частности, Федеральных законов РФ от 19.12.91 №2060-1 «Об охране окружающей природной среды», от 17.07.99 № 181-Ф3 «Об основах охраны труда в Российской Федерации», от 12.02.98 № 28-Ф3 «О гражданской обороне», от 21.12.94 № 68-Ф3 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также писем Минобразования России от 4.09.2000 №38 55-40/38 02 «Об изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в вузах» и от 2.08.1991. № 25-36-75 «О медподготовке в университетах». В результате прямо и косвенно создаются предпосылки угрозы национальной безопасности страны.
Исходя из вышеизложенного, для восстановления наметившегося пробела назрела настоятельная необходимость при разработке нового поколения государственных образовательных стандартов в связи с переходом на двухуровневую систему высшего профессионального образования России предусмотреть в них нормативные требования обучения основам медицинских знаний и безопасности жизнедеятельности.
Работа представлена на научную международную конференцию «Опыт и перспективы использования международных стандартов в Российском образовании», 10-17 мая 2007 г., Сейшелы. Поступила в редакцию 30.04.2007