В настоящее время заболевания почек достаточно многочисленны и разнообразны в связи со структурно-функциональными особенностями этого органа. Существует множество экзогенных и эндогенных факторов, повреждающих различные структуры почек, что определяет большой полиморфизм клинических морфологических проявлений заболеваний почек.
Проявлений и модификаций почечных заболеваний очень много, поэтому их фармакотерапия должна быть разнообразной, как в отношении выбора собственно лекарственных средств, так и в плане ассортимента используемых лекарственных форм [7, 8].
При этом следует учитывать возрастной диапазон почечных больных, а он очень широк: это и дети, и люди среднего возраста, и наиболее часто встречающиеся больные пожилого возраста. Поэтому вопрос комфортного, безболезненного и максимально безопасного лечения для больных этой группы стоит очень остро и определяет актуальность данного направления в целом [1].
На начальном этапе (1–2 стадия хронической болезни почек, когда еще не отмечается существенного нарушения функции) решающее значение имеет своевременная диагностика, выяснение причин и механизмов повреждения почек и их устранение. Когда диагноз поставлен, выяснены особенности заболевания, пути поражения почек, нефролог может рассчитать прогноз при естественном течении болезни и оценить, как на него могут повлиять те или иные методы лечения. Если показана активная терапия (например, лечение преднизолоном, цитостатическими препаратами), то идут на вынужденный риск осложнений (неприятных, но временных и обратимых), поскольку последовательная и энергичная «наступательная тактика» во многих случаях позволяет остановить болезнь и предотвратить ее переход в следующую, более неблагоприятную стадию. Лечение препаратами, подавляющими иммунную систему, особенно кортикостероидными гормонами (преднизолон, метипред) требует большой дисциплины, ее нельзя резко бросать. Требуется предпринимать дополнительные усилия для профилактики нарушений обмена и инфекционных осложнений [3].
Нефропротективная терапия – комплекс нелекарственных и лекарственных методов лечения, направленный на сохранения функции почек [6].
На сегодняшний день существуют лекарственные средства с доказанной способностью устранять функциональную перегрузку остаточной почечной ткани и тормозить прогрессирование нефросклероза, существенно улучшать прогноз больных (ингибиторы ангиотензинпревращающего фермента, блокаторы ангиотензиновых рецепторов и другие). Немаловажное значение в нефропротективной терапии имеет применение лекарственных растений и фитопрепаратов [5].
Одним из интереснейших лекарственных объектов является астрагал серпоплодный.
Астрагал – Astragalus, относящегося к семейству бобовых – Fabacea (Leguminosae).Астрагал серпоплодный – многолетнее травянистое растение с прямостоячими стеблями до 55–85 см высотой. Лекарственным сырьем для получения препарата служат листья и цветки астрагала серпоплодного. В наземных частях его обнаружены флавоноиды, кумарины, тритерпеноиды, фенолкарбоновые кислоты, азотсодержащие соединения, свободные аминокислоты (аспарагин, аланин, пролин, валин), алкалоиды и витамин С.
Основным действующим веществом является флавоноловый гликозид робинин. Небольшое его количество содержится в листьях (до 2,3 %) в период массового цветения, меньше – в цветках (1,4 %), а в стеблях и зеленых плодах его мало (от 0,3 % до 0,4 %). В зрелых плодах робинин не содержится. В листьях помимо робинина найдены кумарины [9].
Фармакологические и клинические исследования показали, что робинии обладает противоазотемическим действием, т.е. понижает содержание остаточного азота в крови, усиливает азотовыделительную функцию почек, увеличивает диурез и улучшает почечное кровообращение [10].
Однако использование этого ценнейшего растения нельзя назвать исчерпывающим: лекарственных препаратов астрагала серпоплодного пока нет. Используется он в БАДах. Так, экофабрика «Старослов» выпускает напиток чайный, целиком состоящий из астрагала серпоплодного. В то же время в настоящее время на фармацевтическом рынке, как отечественном, так и зарубежном, резко расширяется ассортимент лекарственных форм.
Интересным для медицинской практики является использование чрезкожного всасывания для создания депо-фитокомпозиций и лекарственных веществ и их высокой концентрации в зоне аппликации, органах и тканях с патологией, расположенной под этой зоной. При этом, как показали исследования авторов, уровень концентрации веществ в органах с патологией бывает значительно выше, чем при пероральном и даже инъекционном способе введения. Важно также, что такой метод лечения открывает пути для подведения лекарственных препаратов к патологическому очагу, в районе которого возникают нарушения кровообращения и, следовательно, затруднен доступ медикаментов из крови.
Известно, что разработка новых и совершенствование традиционных лекарственных веществ требует значительно меньших затрат времени и средств, чем создание новых лекарственных веществ [12].
Анализ данных литературы показывает, что среди перспективных лекарственных форм можно выделить трансдермальные системы (мази, пластыри, аппликации) [2].
Исследование трансдермальных лекарственных средств оказывается весьма перспективным методом лечения многих различных заболеваний. Однако ассортимент таких препаратов в нашей стране ограничен. Хотя достоинства этой лекарственной формы непререкаемы:
- ускоренное воздействие активного вещества;
- постоянное поступление действующего вещества, поддерживаемый постоянный уровень в крови;
- отсутствие неприятных ощущений, которые могут возникать у больного при пероральном приеме или парентеральном введении ЛС;
- отсутствие побочных эффектов со стороны желудочно-кишечного тракта, снижение аллергических реакций;
- снижение потерь действующего вещества, возникающих в связи с метаболизмом (усвоением);
- возможность быстрой отмены при возникновении неблагоприятных реакций;
- возможность точечной доставки действующих веществ в конкретные зоны в высокой концентрации (например, при болях в суставах);
- точечное дозирование, снижение частоты назначений.
В сравнении с традиционными средствами ввода через кожу (мазями, кремами) трансдермальные пластыри обладают несомненными преимуществами. Использование позволяет активным молекулам проникать через все слои кожи, достигая больных органов или кровеносной системы [4].
Современная медицина обладает достаточно широким спектром фармакологических препаратов для лечения пиелонефрита. Однако натуральные растительные средства с их выраженным противовоспалительным действием могут успешно дополнить традиционное лечение [11].
Поэтому в качестве объекта исследования мы остановили свой выбор на астрагале серпоплодном, а в качестве перспективных лекарственных форм предлагаем трансдермальные формы.
Рецензенты:
Степанова Э.Ф., д.фарм.н., профессор, профессор кафедры технологии лекарств Пятигорского медико-фармацевтического института – филиала ГБОУ ВПО ВолгГМУ Минздрава России, г. Пятигорск;
Шевченко А.М., д.фарм.н., доцент, профессор кафедры технологии лекарств Пятигорского медико-фармацевтического института – филиала ГБОУ ВПО ВолгГМУ Минздрава России, г. Пятигорск.
Работа поступила в редакцию 29.12.2014.