В педагогической науке и практике отмечается все возрастающий интерес к проблемам социализации личности. В процессе социализации, когда происходит становление этнической идентичности личности под влиянием объективных обстоятельств жизни этноса, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными реалиями, человек нередко преувеличивает позитивное отличие своей группы от других. В многонациональных регионах эта проблема особо актуальна в последние десятилетия в связи с социальной нестабильностью. Поэтому одна из кардинальных задач современной общеобразовательной школы состоит в том, чтобы обеспечить диалектическое единство и преемственность между этнической и гражданской идентичностью личности. Это в равной степени относится и к начальной школе, где закладывается фундамент всестороннего развития личности, идёт интенсивный процесс становления этнической идентичности младшего школьника.
Необходимость разработки вопроса этнической идентификации младшего школьника диктуется также состоянием и тенденциями развития начального образования. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования отмечено, что «личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности…» [4].
В процессе своего становления этническая идентичность проходит ряд этапов, соотносимых с этапами психического развитая ребенка. Становление этнической идентичности Ж. Пиаже рассматривает, прежде всего, как создание когнитивных моделей, ответом на которые являются этнические чувства. Швейцарский ученый выделяет три этапа в развитии этнических характеристик:
1) в 6–7 лет ребенок приобретает первые – фрагментарные и несистематичные – знания о своей этнической принадлежности;
2) в 8–9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации – национальность родителей, место проживания, язык;
3) в младшем подростковом возрасте (10–11 лет) этническая идентичность формируется в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры [3].
Этническую идентификацию младшего школьника мы рассматриваем как определенный этап в становлении этнической идентичности личности. «Этническая идентификация – причисление себя к группе людей определенной национальности» [1, c. 112]. Следовательно, этническую идентификацию личности младшего школьника можно определить как процесс отождествления ребенком себя с определенной этнической общностью. Результатом этого процесса является достижение младшим школьником определенного уровня этнической идентичности.
Основная цель данной работы – показать становление этнической идентичности младшего школьника в процессе обучения на региональном материале. Исследование проходило в школах Карачаево-Черкесии. По данным отдела Всероссийской переписи населения 2010 года на территории Карачаево-Черкесии проживают представители более 27 национальностей.
В нашем представлении структура становления этнической идентичности младшего школьника включает в себя три основных компонента: когнитивный компонент – знания, представления ребенка об особенностях этнической группы и осознание себя ее членом на основе этнодифференцирующих признаков; эмоциональный компонент – чувство принадлежности к этнической группе, оценка ее качеств, отношение к членству в ней; поведенческий компонент – реальный механизм проявления себя членом этнической группы, «построение системы отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях» [2, c. 56].
Основные задачи исследования: определить степень этнической осведомлённости младших школьников; определить умение давать себе правильное этническое самоназвание; выяснить отношение к своей этнической группе (желает или не желает быть членом этнической группы); выявить степень включённости младшего школьника в этническую группу. Для решения этих задач нами были использованы четыре методики, при разработке которых мы исходили из критериев становления этнической идентичности. Нами определены следующие критерии становления этнической идентичности младшего школьника:
– когнитивный компонент включает в себя этническую осведомленность (знание родного языка, знание народных традиций и обычаев, знание блюд национальной кухни, знание национальных праздников, знание элементов национальной одежды, знание произведений устного народного творчества, знание национальных игр) и этническое самоопределение (умение давать себе правильное этническое самоназвание);
– эмоциональный компонент включает в себя отношение к членству в этнической общности (желание принадлежать к этнической общности);
– поведенческий компонент включает в себя проявление себя членом определенной этнической общности (использование в общении родного языка, использование национальной одежды, соблюдение в поведении и деятельности национальных традиций и обычаев) и включенность в этническую группу (участие в народных праздниках, следование культурным традициям своего этноса, чтение книг и журналов на национальном языке).
Первая методика направлена на проверку уровня этнической осведомлённости младшего школьника. Среди учащихся 3 классов проводился анкетный опрос, направленный на проверку знаний элементов этнической культуры. Для количественной характеристики этнической осведомлённости мы ввели три уровня:
1) высокий;
2) средний;
3) низкий.
Максимальный балл – 7, показатель положительного ответа на все вопросы анкеты. Результат анкетирования – 5,16 баллов, что составляет 64 % от максимального количества баллов. На вопросы анкеты: Владеешь ли ты родным языком? Знаешь ли ты пословицы, поговорки, сказки и легенды своего народа? Знаешь ли ты национальные праздники? Были даны наиболее полные ответы. Почти 83 % опрошенных учащихся ответили на вышеуказанные вопросы словом «да» и привели 2–4 примера. Учащиеся начальных классов экспериментальных школ русской и карачаевской национальности в своих ответах указали, что «свободно владеют, могут читать и писать на родном языке», а черкесы, осетины и другие написали, что могут только говорить на родном языке, то есть они владеют только разговорной речью. Писать и читать на родном языке они не умеют, потому что эти языки в школах, где мы проводили своё исследование, не изучаются вообще. Русский язык изучается как язык преподавания, а карачаевский язык как родной по 3 часа в неделю. Дети хорошо знают пословицы, сказки, поговорки. Так, 70 % опрошенных учащихся назвали по 2 и более пословиц, поговорок и народных сказок. Лучше знают произведения устного народного творчества учащиеся сельской местности, где общение в семье в основном на родном языке.
Следующий критерий когнитивного компонента становления этнической идентичности младшего школьника – этническое самоопределение. Показатель этнического самоопределения младшего школьника – умение давать себе правильное этническое самоназвание. Необходимо ответить на вопрос: «К какому народу относишь ты себя? Почему?» По данным опроса было выявлено, что все учащиеся правильно отнесли себя к своему народу, что является показателем умения давать себе правильное этническое самоназвание. Анализ результатов ответов учащихся начальных классов на вопрос «Почему?» позволил выявить основания этнической идентификации личности младшего школьника. Основаниями этнической идентификации младших школьников (в большинстве 46 %) выступили национальность родителей, 30 % – родной язык, 19 % – место жительства. Небольшая часть учащихся (5 %) назвали внешние признаки: цвет глаз, волос.
Критерием эмоционального компонента становления этнической идентичности младшего школьника является отношение к членству в этнической общности. Показатель отношения детей младшего школьного возраста к членству в этнической общности – желание принадлежать к этнической общности. Третья методика была направлена на выявление отношения к членству в этнической общности. Учащимся необходимо было ответить на вопрос анкеты «Если бы тебе пришлось выбирать национальность, то какую бы ты выбрал?» При анализе данных опроса выбор «чужой» национальности свидетельствует об отсутствии самоопределения младшим школьником себя как субъекта определённой этнической общности.
Обработка результатов. 70 % учащихся выбрали свою национальность. 30 % учащихся предпочли «чужую» национальность. Учащиеся, которые выбрали свою национальность, объясняли это тем, что они любят свой народ, свою малую родину; что у них мама с папой «карачаевцы». Среди «чужих» национальностей, названных младшими школьниками, чаще всего встречалась русская. Дети русскую национальность выбирали, чтобы хорошо знать русский язык.
Основным критерием поведенческого компонента становления этнической идентичности младшего школьника является включенность в этническую группу. При этом показателями включенности детей младшего школьного возраста в этническую группу являются: использование в общении родного языка; применение элементов национальной одежды; чтение книг и журналов на родном языке; участие в народных праздниках; соблюдение в поведении и деятельности традиций и обычаев своего этноса; участие в национальных играх. Эта методика позволила определить меру включённости младшего школьника в этническую группу. Обработка результатов. Анализ данных: высокую меру включённости в этническую группу показали 25,6 % учащихся; среднюю меру включённости в этническую группу показали 58,9 % учащихся; низкую меру включённости в этническую группу показали 15 % учащихся.
При изучении поведенческого компонента становления этнической идентичности младшего школьника были использованы следующие методы: беседы с учащимися, наблюдение за поведением и деятельностью детей, а также анкетный опрос родителей и учителей начальных классов. По ответам учащихся на вопрос «На каком языке ты общаешься с родителями, сверстниками и учителями?» мы получили представление о языковом поведении младших школьников в различных сферах общения. Анализ ответов показал, что сельские школьники в семье общаются с родителями в основном на родном языке, тогда как в городских семьях 60 % учащихся указали русский язык. В общении со сверстниками младшие школьники используют родной язык в большинстве своём в сельской местности, а городские отметили, что 65 % общаются с друзьями на русском языке. Что касается национального состава классов, то представители других национальностей составляют 17 % – в городских школах и 1–2 % в сельской местности.
Для определения знаний детьми народных традиций и обычаев и получения данных об их соблюдении проводилась беседа с учащимися. Из данных беседы следует, что младшие школьники имеют частичные, разрозненные знания и представления о народных традициях. Как отмечает Т.Г. Стефаненко: «Традиция каждой культуры имеет целостный характер и представляет собой сложную систему взаимосвязанных между собой элементов – обычаев, ценностей, норм, идеалов, убеждений, являющихся регуляторами поведения человека» [3, c. 176]. Поэтому при изучении соблюдения народных традиций мы наблюдали за поведением и деятельностью учащихся начальных классов. При этом мы обращали внимание на то, как обращается ребёнок к взрослому; как реагирует на просьбу взрослых; умеет ли вовремя прийти на помощь; проявляет ли заботу, внимание, сочувствие и в каких ситуациях; насколько приветлив со сверстниками; старается ли помочь одноклассникам.
Для выявления меры следования учащимися традициям и обрядам своего этноса нами параллельно проводилось анкетирование среди учителей начальных классов и родителей учащихся. По данным проведённого анкетного опроса следует, что младшие школьники придерживаются национальных традиций и обрядов. Однако отметим, что среди учащихся сельских школ – 60 %, а учащихся городских школ – 50 %. Это объясняется недостаточным знанием городскими учащимися национальных традиций и обычаев.
Кроме того, одной из задач нашего исследования является определение влияния усвоения этнической культуры на становление этнической идентичности младшего школьника. Поэтому рассмотрели влияние этнической культуры на интеллектуальную, эмоционально-волевую и деятельностно-практическую сферы развития младшего школьника. Показатели когнитивного компонента этнической идентичности одновременно являются показателями интеллектуального критерия развития личности, а показатели поведенческого компонента – деятельностно-практического критерия развития личности. Эмоционально-ценностный критерий овладения этнической культурой определяет эмоционально-ценностное отношение младших школьников к этнической культуре. В основу методики изучения эмоционально-ценностного отношения учащихся начальных классов к родной культуре были положены следующие показатели: интерес к родному языку; отношение к народным традициям. Обработка результатов. Средний балл результатов анкетирования 4,3 балла, что составляет 86 % от максимального количества баллов. Результаты индивидуального анкетирования колеблются от 4–5 баллов: 5 баллов набрали 33,3 % учащихся; 4 балла – 66,7 % учащихся. Данные анкетного опроса учащихся, учителей, родителей показали, что младшие школьники проявляют высокий интерес к этнической культуре.
Становление этнической идентичности младшего школьника показано тремя уровнями: высоким, средним и низким. Результаты исследования выявляют высокий уровень овладения младшими школьниками этнической культурой по показателям эмоционально-ценностного критерия (66,7 %), среднее – по показателям деятельностно-практического критерия (46 %), низкий – по показателям интеллектуального критерия (36,4 %). Учащиеся начальных классов показали высокие и средние результаты по тем элементам этнической культуры, которые изучаются в начальной школе.
Итак, из вышеизложенного следует, что становление этнической идентичности младшего школьника зависит от степени владения им этнической культурой. Поэтому полагаем, что региональная система образования должна включать в содержание образования элементы культуры народов, проживающих на данной территории, использовать опыт народной педагогики в воспитании подрастающего поколения.
Рецензенты:
Батчаева Х.Х.-М., д.п.н., профессор кафедры педагогики и педагогических технологий, ФГБОУ ВПО «Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева», г. Карачаевск;
Эбзеев М.М., д.п.н., профессор кафедры легкой атлетики и спортивных игр, ФГБОУ ВПО «Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева», г. Карачаевск.
Работа поступила в редакцию 27.12.2014.