Scientific journal
Fundamental research
ISSN 1812-7339
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,674

Матвеев Ю.В., Матвеев К.Ю.

В современной экономической теории присутствует большой разброс мнений при определении самого понятия «инвестиционный процесс».

Так Ф. Шарп дает следующее определение: «инвестиционный процесс представляет собой принятие инвестором решения относительно ценных бумаг, в которые осуществляются инвестиции, объемов и сроков инвестирования»[1].

В данном случае автор сужает объект инвестирования, под которым он понимает только ценные бумаги, а сущность инвестиционного процесса сводит к «принятию инвестором решения». Другими словами, это не что иное как некий мыслительный процесс инвестора с целью принятия инвестиционного решения, который не является исчерпывающей смысловой характеристикой рассматриваемой категории.

Некоторые авторы считают, что инвестиционный процесс заключается в приращении вложенного капитала[2], другие отождествляют его с инвестиционной деятельностью[3], третьи утверждают, что инвестиционный процесс - это механизм передачи средств от имеющего свободные деньги желающему получить эти деньги лишь в финансовых институтах и на финансовых рынках. Эти толкования рассматриваемой категории не раскрывают суть инвестиционного процесса, смещая акценты и сужая смысловую нагрузку понятия.

На наш взгляд, можно исходить из определения, согласно которому инвестиционный процесс есть система эколого-социально-экономических отношений по поводу расширенного воспроизводства всех элементов национального богатства.

Инвестиционная фаза воспроизводства порождена на рыночном этапе развития экономики для обеспечения расширенного роста товарного производства. В силу сложности стоящих задач инвестиционный процесс сложен и многогранен, он обладает как своей спецификой, так и рядом ограничений.

Одно из важнейших ограничений связано с определением субстанции инвестиционных отношений, которая придает им особенность и делает их отличными от других. В соответствии с системно-функциональным подходом, такой субстанцией, по мнению большинства экономистов, выступает некий материальный продукт: он представлен капитальной стоимостью, осуществляющей движение в разных формах, приносящей доход собственнику и пользователю. Причем движение совершается особое, от инвестора (собственника и распорядителя) до субъекта - пользователя. У пользователя инвестиционные ресурсы концентрируются, а затем преобразуются в капитальные вложения (затраты). В процессе их осуществления происходит прирост капитальной стоимости, которая через производство и реализацию товаров трансформируется затем в добавочную прибыль. В виде дивидендов инвестированные ранее средства возвращаются инвестору, а оставшаяся прибыль увеличивает собственные средства пользователя (предпринимателя)[4].

Не отвергая традиционного подхода, в котором понятие инвестиционного товара связывается со средствами производства, а категория инвестиции рассматривается как понятие, тождественное капитальным вложениям, считаем, что инвестиционный процесс включает в себя, наряду с капиталовложениями, всю совокупность различных видов и форм вложений финансовых средств с целью получения дохода в будущем при одновременном отказе использовать эти средства на текущее потребление.

Другое ограничение, определяющее отличительное содержание инвестиционного процесса, связано с особыми формами движения инвестиционных ресурсов между субъектами, которое осуществляется в двух формах: финансовой и реальной (натуральной). Если первая форма не вызывает особых разночтений, то вторая требует уточнения[5]. При реальном инвестировании, на наш взгляд, совершается вложение капитала не только в создание капитальных благ (воспроизводимого капитала), но и в увеличение численности и качества человеческого (знания, здоровье, повышение квалификации работников), а также природного капитала.

Таким образом, инвестиционный процесс пронизан многообразными экономическими отношениями между его участниками по поводу движения инвестиционных ресурсов с целью повышения качества и количества экономического роста, а инвестиции представляют наследственную категорию воспроизводства и накопления капитала, категорию ядра постиндустриальной парадигмы (общества, основанного на знаниях), как условие осуществления воспроизводственного процесса в качественно усложняющихся условиях.

Следует отметить, что в развитии современного инвестиционного процесса сформировались новые тенденции, которые стали оказывать существенное влияние на формирование внешней по отношению к национальным экономикам среды, активно воздействовать на развитие национальных инвестиционных процессов.

Наиболее важными являются следующие тенденции: концентрация инвестиционных потоков на основных направлениях мирового технологического развития; рост инновационного характера капитала, обусловливающего структуру потребления инвестиций; возрастающие вложения в человеческий капитал; усиление ликвидационной функции инвестиций[6].

В связи с этим, с особой остротой и актуальностью встает вопрос о структуре инвестиций. Все явственнее становится понимание того, что экономика существует для человека, а не человек для экономики. Все больший прирост национального богатства обеспечивается за счет использования человеческого капитала (табл. 1).

Приоритетное значение человеческого капитала в качестве главной производительной силы по отношению к вещественному капиталу объясняется его постоянным приумножением и не расходуемостью в процессе применения (знания, теории, идеи, проекты и т.д.) в отличие от лишенного таких качеств вещественного капитала (физического).

Человеческий капитал представляет собой сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразны используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и эффективности производства.

Человеческий капитал аналогично основному капиталу требует своего совершенствования и подвержен физическому и моральному износу. На физический износ человеческого капитала оказывают влияние потребляемая человеком продукция, состояние окружающей среды и т.п. Минимизировать степень износа человеческого капитала и обеспечивать его развитие возможно за счет инвестирования в человека, социальную сферу и социализацией всего экономического процесса. При этом инвестиционный процесс притерпевает изменения, как в структуре инвестиционных вложений, так и в организации. Происходит смена типа воспроизводства форм накопления и представлений о критериях эффективности развития экономики. Реальное накопление происходит там, где обеспечивается увеличение удельного веса человеческого капитала в структуре общественного богатства. Вместе с тем, проведенный анализ инвестиционного процесса в экономике России показал, что в структуре инвестиционных вложений наибольшая доля приходится на инвестиции в финансовые активы, при этом следует отметить, что статистический анализ не предусматривает выделения доли инвестиций в человеческий капитал.

Таблица 1. Национальное богатство и структура капитала мира на начало ХХI в.*

Страны

Национальное богатство

В том числе по видам капитала,

 трлн. долл.

В том числе

по видам капитала, %

Всего трлн. долл.

На душу населения, тыс.долл.

Челове-

ческий

Природ-ный

Воспроизво-димый

Челове-

ческий

 

Природ-

ный

Воспроиз-водимый

Мировой итог

550

90

365

90

95

66

16

17

Страны «семерки» и ЕС

275

360

215

10

50

78

4

18

Страны ОПЕК

95

195

45

35

15

47

37

16

Страны СНГ

80

275

40

30

10

50

38

13

В том числе Россия

60

400

30

24

6

50

40

10

Прочие страны

100

30

65

15

20

65

15

20

* Источник: Нестеров Л., Аширова Г. Национальное богатство и человеческий капитал // Вопросы экономики. 2003. № 2. С. 103.

Направленность инвестиций определяется прежде всего, интересом инвестора получить прибыль, существенно превышающая возможность ее получения в иных сферах. Однако до тех пор, пока вложения, например в передел собственности, дают рентабельность выше, чем инновационное предпринимательство, заинтересованность в перераспределении прав собственности будет намного больше, чем в ее сохранении, поэтому борьба с «рейдерством» и призывы к «инновационному поведению» окажутся безуспешными.

Необходимость ориентации на интересы возникает в связи с взятым ныне курсом Правительства РФ на модернизацию экономики путем концентрации ресурсов в государственных или находящихся под контролем государства корпорациях. Не отрицая значимость подобной концентрации ресурсов на ключевых направлениях модернизации и при активной роли государства, представители экономической науки задаются вопросом: заинтересован ли менеджмент этих корпораций в инновационном предпринимательстве? Если такой непосредственной заинтересованности нет, то государство вынуждено будет взять на себя управленческие функции по отношению к создаваемым корпорациям, что в конечном итоге неизбежно приведет к утрате реального контроля над ними и их адаптации к сложившейся системе экономических отношений, которая отнюдь не порождает интерес к ново-введениям.[7]

Поэтому, на наш взгляд, вполне правомерно положение о том, что отсутствие ощутимых позитивных сдвигов к инновационному типу воспроизводства за десятилетний период нынешнего экономического роста в России связано не столько с экономической политикой, сколько со сложившейся системой экономических отношений, ее институциональным воплощением. Поэтому адекватно должны изменяться (развиваться) системы социальных (гражданских) и государственных институтов.


[1] Шарп Ф., Александер Г., Бейли Д. Инвестиции. - Пер. с англ. М.: Инфра-М, 1997. С. 10.

[2] Игонин Н.В. Инвестиции: организация управления и финансирование: Учеб. для вузов по экон. специальностям. М.: Финансы; Юнити, 1999. С. 48.

[3] Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономика: принципы, проблемы и политика. Т. 2. М.: Изд-во «Республика», 1992. С. 171.

[4] См.: Калашников И. Инвестиционная система: воспроизводственный аспект // Экономист, 2002. № 9. С. 29. Следует отметить, что в экономической теории инвестиции связывают с накопленным капиталом (сбережениями), что составляет их экономическую сущность. Только путем инвестирования капитал, как накопленная ценность, вовлекается в экономический процесс. Именно в этой взаимосвязи капитал проявляет свою сущность экономического ресурса, предназначенного к инвестированию» / См.: Маренков Н.Л. Инвестиции. Серия «Учебники МГУ». Ростов н/Д.: «Феникс», 2002. С. 5-16.

[5] Так, например, О.В. Петько пишет: «На микроуровне инвестиционный процесс начинается с момента вложения финансовых, материальных и трудовых ресурсов в подготовку и осуществление инвестиционных проектов и завершается с достижением поставленных целей. На макроуровне инвестиционный процесс можно рассматривать как важнейшую форму осуществления накопления на уровне общества, обеспечивающую расширенное воспроизводство основного и оборотного капитала» /Петько О.В. Проблемы оживления инвестиционного процесса в России / Гос. комитет России по рыболовству; Мурманский гос. техн. ун-т. Мурманск, 2001. С. 112.

[6] См.: Ищенко Е. О тенденциях инвестиционного процесса // Экономист, 2007. № 4. С. 62.

[7] Сорокин Д. Воспроизводственный сектор российской экономики: 1999-2007 годы // Вопросы экономики. 2008. № 4. С. 105, 106.