Проблема двигательной активности детей дошкольного возраста – одна из наиболее сложных и противоречивых в методике физического воспитания детей дошкольного возраста. К сожалению, авторы некоторых методических пособий [6], а иногда и нормативных документов [7], подменяют содержание понятий «двигательная активность» и «двигательная деятельность». Это рождает научные ошибки, вносит путаницу в содержание воспитательно-образовательного процесса дошкольной образовательной организации. Данное обстоятельство побудило нас подробно изучить научную литературу и дать сущностную характеристику понятия «двигательная активность».
Анализ психолого-педагогической и медицинской литературы показал, что наиболее полное научное обоснование проблема двигательной активности получила в трудах специалистов лаборатории Научного центра биологических исследований АН СССР под руководством Ильи Аркадьевича Аршавского.
В результате исследований, которые проводились более сорока лет, ученые пришли к выводу, что живой организм в разные возрастные периоды по-разному взаимодействует с окружающей средой. Особый интерес представляет механизм этого взаимодействия. Наследственно обусловленная деятельность скелетной мускулатуры влияет на физиологические отправления всех систем организма. Продолжительность жизни у разных видов млекопитающих, их физическое и интеллектуальное развитие находятся в прямой зависимости от особенностей развития и функционирования скелетной мускулатуры.
Двигательная активность рассматривается как основа жизнеобеспечения и индивидуального развития организма. Именно работа скелетных мышц стимулирует
восстановительные процессы в организме, в результате которых осуществляется его рост и дальнейшее развитие.
Таким образом, двигательная активность определяет:
1. энергетические особенности организма;
2. функцию дыхательной системы;
3. функцию сердечно-сосудистой системы.
В результате работы скелетных мышц организм начинает активно изменять свое отношение к окружающей среде. Таким образом, двигательная активность направлена на самосозидание организма. Условно можно выделить несколько этапов различных проявлений двигательной активности: внутриутробный период, период новорожденности (5–6 месяцев), второе полугодие первого года жизни, период после овладения ребенком позы стояния. Рассмотрим каждый из этих этапов подробнее.
Первые проявления двигательной активности ученые отмечают с момента возникновения организма в виде зиготы. Двигательная активность в данном случае обеспечивает развитие организма за счет взаимодействия с организмом матери. Уже во внутриутробном периоде сам зародыш создает для себя стрессовую ситуацию, оптимальную для данного периода, которая выражается в ограничении величины плацентарной поверхности. Это вызывает обеднение фетальной крови – крови плода – кислородом и питательными веществами, и стимулирует обобщенную двигательную реакцию, компенсирующую дефицит энергетических запасов.
Материнский организм при этом также отвечает совокупностью приспособительных реакций, обеспечивающих стабилизацию беременности и тех свойств окружающей среды, которые необходимы для нормального развития физиологически зрелого эмбриона и плода. Поэтому токсикозы во время беременности имеют огромное физиологическое значение. Например: при рвоте беременных выделяется соляно-кислое содержимое желудка, повышается уровень щелочных резервов, стабилизируется кислотно-щелочной баланс (pH). Отеки способствуют удержанию натриевых оснований в организме женщины. Адаптивное значение имеет повышенное артериальное давление, которое позволяет увеличить объем крови, проходящий через материнскую часть плаценты.
В фетальном периоде (32 недели) плод реагирует на обеднение крови кислородом и питательными веществами совокупностью адаптивных реакций, в том числе, учащением ритма сердечных сокращений, изменением внутриутробных дыхательных движений и обобщенной двигательной реакцией [1]. Значительное увеличение объема крови, проходящей через капилляры плаценты в единицу времени, вызывает избыточную компенсацию кислородного дефицита и обеднения питательными веществами, что способствует увеличению массы протоплазмы – строительных клеток для организма, его роста и развития. В результате этого увеличиваются размеры плода.
После рождения значительно меняется форма взаимодействия родившегося организма с условиями окружающей среды. Происходит переход с плацентарного на легочный газообмен, изменяется способ питания новорожденного – переход на грудное вскармливание, значительно понижается температура окружающей среды (на 15–18). Физиологически зрелый организм приспосабливается к новым условиям существования с помощью повышения мышечного тонуса. Именно мышечный тонус обеспечивает специфическую для новорожденного позу и повышает уровень теплопродукции. В этот период, который продолжается примерно до 5–6 месяцев, стабилизируется адаптивное преобразование родившегося организма к новым условиям среды.
Пониженная температура через рецепторы кожи стимулирует центры иннервации скелетных мышц, которые в свою очередь обеспечивают мышечный тонус и значительные энергетические затраты. Важно подчеркнуть, что в раннем возрасте скелетная мускулатура находится в активном состоянии постоянно, даже во время сна [4].
Специфическая для новорожденного поза сгибательной гипертонии характеризуется наклоном головы по отношению к туловищу, согнутыми в локтях ручками, сжатыми в кулачок пальчиками, согнутыми в коленном и тазобедренном суставах ножками, прижатыми к подошве пальчиками стоп. Данная поза имеет внешнее сходство с позой плода, однако отличается от последней как по степени выраженности, так и по источникам рефлекторной импульсации. Постоянный мышечный тонус не позволяет разогнуть верхние и нижние конечности без определенного внешнего усилия. «Это важнейший показатель нормального состояния центральной нервной системы», – пишет И.А. Аршавский [4. с. 160].
В отличие от взрослого организма скелетная мускулатура детей раннего возраста, начиная с периода новорожденности, постоянно находится в состоянии активности. Причем не только в период бодрствования, но и в состоянии покоя, то есть во время сна. «Сон в раннем возрасте представляет активное состояние, при котором скелетные мышцы не расслабляются. В этом смысле он отличается от истинного сна, когда мышцы расслабляются» [4. с. 159].
Примером может служить спонтанно возникающая двигательная активность новорожденного во время сна у груди матери после окончания кормления. Эта активность имеет характер либо ограниченных вздрагиваний конечностей, либо обобщенной разгибательной реакции, в которую вовлекается вся скелетная мускулатура. Именно двигательная активность, являясь фактором избыточного восстановления питательных веществ и энергетических потенциалов в связи с тратами на ее осуществление, определяет процессы роста и развития младенца. Специалисты подчеркивают, что сам по себе прием пищи не обеспечивает роста организма. Так щенки, у которых медикаментозно подавлялась двигательная деятельность, но которые регулярно принимали пищу, уже через две недели заметно отставали в развитии от своих собратьев из того же помета [2].
Специалисты особо подчеркивают роль движений в развитии детей. Исследования Н.А. Архангельской доказали, что повышенное потребление кислорода, связанное с приемом пищи, может наблюдаться у младенцев, прикладываемых к груди матери, только при условии активного сосания. При пассивном поступлении молока в детский желудок, то есть при кормлении из бутылочки, повышение энергетических затрат у младенцев не отмечается.
В период второго полугодия первого года жизни ребенка (6–12 месяцев) особую роль начинает играть наследственно обусловленное преобразование деятельности скелетной мускулатуры, в результате которых взаимосвязанно усовершенствуется деятельность других систем организма и последний начинает активно изменять свое отношение к окружающей среде.
Исследование уровня энергетических затрат, произведенное на четырех видах млекопитающих: крысах, кроликах, зайцах-беляках и собаках – показало, что максимальное потребление кислорода наблюдается не в период новорожденности, а в период возникновения позы стояния [3].
Таким образом, если в раннем возрасте физиологическое значение восстановительных процессов связано с обеспечением процессов роста (увеличения протоплазменной массы), то с момента возникновения позы стояния и организации покоя анаболитические процессы приобретают второе важное физиологическое значение. На данном этапе двигательная активность позволяет резервировать энергетические ресурсы для выполнения последующей работы. И.А. Аршавский называет этот резерв «моторными калориями» и отмечает: «…обогащаясь новыми дополнительными энергетическими резервами, организм, повышая при этом свою структурно-организационную упорядоченность, приобретает способность осуществлять активность, ранее для него недоступную. И это относится не только к собственно мышечной, но и в особенности к интеллектуальной работе мозга» [5, с. 4].
После первого года жизни ребенка, с завершением реализации позы стояния, дальнейшее развитие новых форм двигательной активности происходит в процессе ходьбы, прыжков, лазания, подвижных игр и других движений.
На основе вышесказанного можно выделить функции двигательной активности в разные периоды развития организма:
● во внутриутробном периоде – адаптация к условиям окружающей среды, увеличение протоплазменной массы;
● в период от рождения до 6 месяцев – обеспечение теплорегуляции, наращивание протоплазменной массы, обеспечивающей рост организма;
● в период с 6 месяцев до года – продолжение наращивания протоплазменной массы и резервирование энергетических запасов – моторных калорий – для разнообразной деятельности в состоянии бодрствования [8].
Обобщая вышесказанное можно заключить: развитие и функционирование скелетной мускулатуры определяет особенности энергетических процессов в различные возрастные периоды, а также способствует изменению и преобразованию деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма.
Это подтверждают исследования С.И. Еникеева, который отмечает, что у детей с детским церебральным параличом наблюдается повышенная частота сердечных сокращений и повышенный ритм дыхания. То есть сниженный мышечный тонус не позволяет их организму накопить энергетические запасы для деятельности и дальнейшего развития.
Двигательная активность имеет еще одно принципиальное значение для организма человека, так как обеспечивает рост и развитие головного мозга. И.А. Аршавский пишет: «Мышечная активность, запускаемая деятельностью нервных центров, обеспечивая организму осуществление самых разнообразных контактов со средой, является едва ли не основным фактором, определяющим развитие мозга, увеличение его массы и информационной емкости» [1, с. 15]. Двигательная активность способствует не только физическому, но и интеллектуальному обогащению организма, если является результатом взаимодействия последнего с информационными источниками окружающей среды [5].
На основании полученных экспериментальных данных было сформулировано
«Энергетическое правило скелетных мышц». Сущность которого заключается в том, что с одной стороны, интенсивность энергетических процессов и физиологических отправлений находится в прямой зависимости от особенностей функционирования скелетных мышц в разные возрастные периоды. С другой стороны, в том, что двигательная активность, стимулируемая воздействием оптимальных стрессовых раздражителей, является фактором функциональной индукции избыточности восстановительных процессов. Особенность этих процессов заключается не просто в восстановлении исходного состояния, а в обязательном избыточном восстановлении как живой протоплазменной массы, обеспечивающей рост и развитие, так и энергетических потенциалов, необходимых для осуществления большего объема выполняемой работы.
Таким образом, данные, полученные в ходе многолетних исследований, проведенных на детях и развивающихся животных, позволили ученым заключить: чем выше степень активности скелетных мышц – до оптимальных пределов – тем в большей мере организован покой, обеспечивающий эффективные восстановительные процессы, необходимые для роста и развития организма, а также резервирования энергетических ресурсов.
Из всего вышесказанного следует, что двигательная активность – это не биологическая потребность организма, а основа его жизнеобеспечения и индивидуального развития.
Специалисты подчеркивают, что взаимодействуя с окружающей средой с помощью двигательной активности, организм осуществляет важнейший творческий процесс, выражающийся в самосозидании, то есть, самоорганизации себя как открытой физиологически полноценной системы. И.А. Аршавский пишет: «Что касается человека, то именно у него с определенного этапа постнатального онтогенеза возникает способность к другой форме творчества, выражающейся в создании материальной и духовной культуры. Каждый ребенок, рождающийся на свет, я подчеркиваю, каждый без исключения, если его развитие протекало в условиях нормального течения беременности, потенциально таит в себе творческие способности» [5, с. 6]. При этом автор отмечает, что творческие способности ребенка подавляются при принудительной активизации двигательных поведенческих реакций с помощью внешних воздействий. В этой связи видится неуместным употребление в методической литературе по физическому воспитанию дошкольников фразы «организация двигательной активности» или «повышение двигательной активности».
Рецензенты:Антонова А.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры психолого-педагогического образования МГГУ имени М.А. Шолохова, г. Москва;
Зацепина М.Б., д.п.н., профессор, профессор кафедры начального образования и педагогических технологий МГГУ
имени М.А. Шолохова, г. Москва.
Работа поступила в редакцию 16.12.2014.