В России становление и развитие учреждений, производящих судебно-медицинские экспертизы в различных субъектах, проходило по-разному, со своими особенностями, что обуславливалось различным социально-экономическим, территориальным положением, а также зависело от кадрового потенциала. Cудебно-медицинская служба в Мордовии прошла значительную эволюцию, но до настоящего времени не было проведено её комплексного анализа, что определяет актуальность исследования.
Цель работы состоит в том, чтобы исследовать историю и правовое оформление судебно-медицинских учреждений на территории Мордовии с момента их зарождения в 1951 по 2013 гг.
Методологическую основу составляют исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой и другие методы исследования.
После Великой Отечественной войны судебно-медицинская служба получила свое новое правовое и организационное оформление. Начало было положено Приказом Министерства Здравоохранения СССР № 82 от 1948 года, в котором указывалось на восстановление судебно-медицинских моргов, об открытии во всех областях, краях, АССР судебно-медицинских лабораторий, о созыве совещаний судебных медиков совместно с патологоанатомами не реже одного раза в год [9, с. 157].
Приказ Министерства здравоохранения СССР «О номенклатуре учреждений здравоохранения и утверждения инструкции по её применению» указывал на то, что Совет Министров СССР отметил наличие серьезных недостатков в деле организации сети учреждений здравоохранения. «Структура многих учреждений и существующее деление их на категории не отвечают интересам здравоохранения; раздробленность учреждений ведет к неправильной расстановке врачей-специалистов, разбуханию штатов административно-хозяйственного персонала, мешает правильно организовать снабжение учреждений здравоохранения и руководить их работой». Позднее, в 1951 году, Приказом Министерства здравоохранения СССР № 643 «О реорганизации судебно-медицинской экспертизы и утверждении штатных нормативов медицинского персонала бюро судебно-медицинской экспертизы» судебно-медицинская экспертиза была выделена в самостоятельное учреждение – бюро судебномедицинской экспертизы в области и республиках. Следствием издания данного Приказа стала полная материальная и административная независимость Бюро от медико-административных учреждений [9, с. 157].
Во исполнение вышеуказанного приказа в том же году в Мордовской АССР на базе патологоанатомического отделения Республиканской больницы было организовано Бюро судебно-медицинской экспертизы, «где работали 12 экспертов, а в районах республики – 4 эксперта, обеспечивающие деятельность службы в целом» [3, с. 7]. Начальником данного учреждения был назначен Владимир Федорович Косилов, возглавлявший судебно-медицинскую службу Мордовии до 1962 года. Также были утверждены штаты межрайонных судебно-медицинских экспертов и определены районы обслуживания судебно-медицинских отделов. Было создано 12 судебно-медицинских отделов [2, с. 25].
Но кардинальных перемен так и не случилось, особенно в районных экспертных учреждениях. Косилов отмечает, что и спустя год так и не были созданы нормальные условия для вскрытия трупов: из 32 районных больниц в 10 морги отсутствовали совсем, в таких как Зубово-Полянская, Теньгушеская и т.д. Секционные исследования проводились в самых непозволительных местах: на квартирах умерших, в сараях, банях, под открытым небом, в ванных комнатах больниц и т.д. Это обуславливало то, что судебно-следственные органы отказывались от вызова судебно-медицинского эксперта для вскрытия трупов и часто ограничивались лишь наружным осмотром, приглашая врача общелечебной части.
В таких районных больницах как Рузаевская, Торбеевская, Вечерлейская и др. морги имелись, но представляли собой худые, ветхие сараи площадью 8–10 кв.м. с очень плохим освещением. В большинстве из них никакого оборудования, кроме стола не имелось. В некоторых печи находились в неисправном состоянии, что говорило о невозможности проведения необходимых исследований в зимнее время. В удовлетворительном состоянии находились морги при Ардатовской, Ичалковской, Ромодановской больницах, хотя оборудования также недоставало. Во исполнение приказов Министра здравоохранения РСФСР Минздравом Мордовской АССР был издан приказ № 562 от 29.09.51, где указывалось, что главные врачи районных больниц должны произвести капитальный ремонт моргов, а где их нет, приспособить имеющиеся помещения для работы в зимних условиях и снабдить инвентарем. К сожалению, пишет В.Ф. Косилов, «ни один из пунктов данного приказа не был выполнен» [2].
С тех пор прошло более 60 лет, но открывая страницы старых уголовных дел, рассматривавшихся в Верховном суде тогда ещё Мордовской АССР и возвращаясь в конец 60-х годов прошлого века, мы видим, что правоохранительные органы стали чаще привлекать судебно-медицинского эксперта для производства экспертизы и дачи заключения. Так, например, при анализе материалов уголовного дела 1957 года по обвинению заключенного К. в причинении ранения троим сержантам охраны, один из которых впоследствии скончался, мы увидели данные трех освидетельствований, проведенных врачом общелечебной части (в более ранний период этим всё и ограничивалось), акты освидетельствований, проведенных судебно-медицинским экспертом и акт судебно-медицинского исследования трупа.
Начальник бюро судебно-медицинской экспертизы МАССР являлся республиканским экспертом Министерства здравоохранения МАССР и осуществлял руководство судебно-медицинской службой Мордовии. В его компетенцию входило оказание практической помощи городским, районным и межрайонным экспертам, осуществление контроля за их деятельностью, издание методических писем и т.д. Так, в 1960 году В.Ф. Косиловым было подготовлено и разослано два таких письма: по судебно-медицинскому исследованию трупов; по медицинскому освидетельствованию лиц, направленных для установления состояния алкогольного опьянения.
Республиканские судебно-медицинские эксперты неоднократно осуществляли выезды в районы автономной республики в целях проверки деятельности судебно-медицинских экспертов. Так, например, в 1961 году начальником судебно-медицинской службы В.Ф. Косиловым было сделано 16 выездов в районы для контроля и оказания практической помощи судебно-медицинским экспертам. Начальник бюро, как и вышестоящий эксперт, мог лишь указать своему подчиненному на недостатки в его личной работе. В случае обнаружения ошибок в выданном заключении или акте он мог лишь обратиться в правоохранительные органы с мотивированной просьбой о назначении повторной экспертизы. За проведенное исследование отвечал только тот эксперт, который произвел экспертизу. Данное правило не потеряло своего действия до настоящего времени.
В 1962 году Министром здравоохранения СССР С.В. Курашовым был издан Приказ № 166 от 10.04.1962 г. «О мерах улучшения судебно-медицинской экспертизы в СССР», заменивший 13 действовавших ранее различных приказов и циркулярных писем. Министрам здравоохранения союзных республик предложено обязать главных судебно-медицинских экспертов проводить регулярно плановые обследования работы бюро и судебно-медицинских экспертов и проверки актов судебно-медицинских экспертиз, требуя того же от всех начальников бюро. Приказ обязывает министров здравоохранения союзных республик регулярно проводить республиканские, краевые и областные совещания и конференции судебно-медицинских экспертов с привлечением к участию работников суда и следствия [5].
25 октября 1967 года было проведено республиканское совещание судебно-медицинских экспертов Мордовии с участием следственных работников, на котором Н.К. Ковалеровым, (начальник бюро судебно-медицинской экспертизы Мордовии с 1962 по 1988 гг.) был озвучен доклад «О состоянии судебно-медицинской экспертизы в Мордовии и мерах её улучшения». Итогом данного совещания стало не только обсуждение актуальных вопросов и предложение способов их решения, но и организация Мордовского научного общества патологоанатомов и судебно-медицинских экспертов [7, с. 341]. Мероприятие подобного масштаба было проведено на территории МАССР впервые.
Значительным шагом в развитии судебно-медицинской деятельности на территории Республики Мордовия стало создание в августе 1971 года на базе медицинского факультета Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева курса судебной медицины, который внес большой вклад в подготовку кадрового состава судебно-медицинской службы. Основателем курса являлся кандидат медицинских наук, доцент Борис Иванович Соколов. В настоящее время заведующим курсом судебной медицины является Сергей Владимирович Тишков (с 2011 года).
В 1978 году вступает в силу новый Приказ Министерства здравоохранения СССР № 694 «Об утверждении инструкции о производстве судебно-медицинской экспертизы, Положения о бюро судебно-медицинской экспертизы и других нормативных актов по судебно-медицинской экспертизе». Одним из немаловажных положений, закрепленных в Приказе, являлась организация при республиканских, краевых, областных бюро судебно-медицинской экспертизы методических советов, оформление в установленном порядке и обеспечение их активной деятельности по рассмотрению важнейших задач по вопросам судебной экспертизы. Впоследствии методический совет появился и при бюро судебно-медицинской экспертизы МАССР [4].
Значимым событием в жизни Российского государства являлось принятие новой Конституции 13 декабря 1993 года. На смену РСФСР приходит Российская Федерация, Мордовская АССР становится Республикой Мордовия. Судебно-медицинская служба в Российской Федерации приобрела определенную ступенчатую иерархию, которая находится в зависимости от территориального деления.
Первой инстанцией являются городские, районные и межрайонные отделения судебно-медицинской экспертизы. Они создаются по решению бюро судебно-медицинской экспертизы соответствующего субъекта. В расчет принимается численность населения (на 100 тысяч жителей предусмотрен один эксперт), отдаленность от центра субъекта, а также от объема работы. Данные отделения возглавляются заведующим и находятся в подчинении начальника бюро судебно-медицинской экспертизы Мордовии, которое выступает уже в качестве второй инстанции [1, с. 28].
Начальника бюро судебно-медицинской экспертизы республики назначают из числа наиболее квалифицированных врачей, имеющих необходимый опыт судебно-медицинской и организаторской работы; утверждает и увольняет руководитель соответствующего органа управления здравоохранением по согласованию с главным судебно-медицинским экспертом Министерства здравоохранения РФ. Он является одновременно главным специалистом по судебной медицине соответствующего органа управления здравоохранением.
Судебно-медицинскую службу в Мордовии с 1992 г. возглавляет Н.А. Тарасов [3, с. 12]. Судебно-медицинские эксперты активно сотрудничают с правоохранительными органами, со студентами юридического факультета, с практическими врачами республики, сотрудниками курса судебной медицины ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», проводят анализ смертности и занимаются научной деятельностью. В частности, мордовскими экспертами была модифицирована методика определения слюны на вещественных доказательствах по амилазной активности, а также разрабатываются иные вопросы тактики и техники исследования следов биологического происхождения и т.д.
В 1998 году произошла реструктуризация в судебно-медицинской службе республики – было принято решение о слиянии двух структурных отделений: Саранского объединенного танатологического отделения и Саранской городской амбулатории в одно – Саранское судебно-медицинское отделение. Также согласно приказам Министерства здравоохранения РФ было создано отделение дежурной службы, цель работы которого – участие судебно-медицинских экспертов в осмотре трупов на месте их обнаружения. Положительным моментом является тот факт, что исчезла проблема поиска свободного от основной деятельности эксперта для выезда в составе оперативной группы на место происшествия.
ГКУЗ РМ «Республиканского Бюро судебно-медицинской экспертизы» в настоящее время находится на территории бывшей Мордовской Республиканской клинической больницы и имеет следующую структуру на 2013 год: Отдел судебно-медицинской экспертизы потерпевших обвиняемых и др. лиц, Отдел судебно-медицинской экспертизы трупов с судебно-гистологическим отделением, Отдел судебно-медицинской экспертизы вещественных доказательств с судебно-химическим, судебно-биологическим, медико-криминалистическим, судебно-биохимическим отделениями, Отдел сложных (комиссионных) судебно-медицинских экспертиз, Организационно-методический отдел, Отделение дежурной службы, районные, межрайонные и городские отделения судебно-медицинской экспертизы. В целом, штат службы насчитывает около 350 должностей.
В 2013 году Министерством здравоохранения Российской Федерации был предложен новый проект Приказа «Об утверждении порядка проведения судебно-медицинских экспертиз», который в настоящее время находится в стадии рассмотрения.
Таким образом, за период с 1951 по 2013 Министерством здравоохранения СССР и РСФСР неоднократно принимались нормативные правовые акты, направленные на регулирование судебно-медицинской деятельности. Внимание уделялось использованию дополнительных, новых методов исследования, более тесному взаимодействию науки и практики. В настоящее время порядок работы ГКУЗ РМ «Республиканского Бюро судебно-медицинской экспертизы» определен Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», процессуальными кодексами РФ и нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения.
Рецензенты:Еремин А.Р., д.ю.н., профессор заведующий кафедрой теории и истории государства и права, ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», г. Саранск;
Худойкина Т.В., д.ю.н., профессор заведующий кафедрой правовых дисциплин, ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», г. Саранск.
Работа поступила в редакцию 05.12.2014.