Актуальность изучения феномена здорового образа жизни в цивилизованном обществе по-прежнему неоспорима. Являясь панацеей от хронических и сезонных заболеваний, а также доминирующим фактором сохранения важнейшей социальной ценности – здоровья, здоровый образ жизни по сути представляет собой культурное достояние человечества.
Каждый автор, анализируя в своей работе термин «здоровье» и понятие «здоровый образ жизни» трактует их смысл исходя из своего образования, научных интересов, социокультурной ситуации и прочих факторов, среди которых как объективные обстоятельства, так и субъективная точка зрения. Мы рассматриваем в данной работе здоровую жизнедеятельность человека с позиций педагогической науки. Определяя здоровье человека как его способность к дальнейшему развитию в физическом, психическом и духовном направлениях, под здоровым образом жизни мы будем понимать деятельность, мотивом которой служит сохранение и приумножение здоровья за счет соответствующего поведения. Отметим, что поведение и привычки будут обусловлены множеством факторов, способных как обобщить людей, ведущих здоровый образ жизни в одну социальную группу, так и разделить их на разные социальные категории.
Сам процесс приобщения к здоровому образу жизни в современном обществе разделен сегодня учеными на стадию формирования основ, становление и последующее развитие данного феномена человеческой деятельности. Чтобы сузить научные изыскания и ввести конкретику в данной работе мы рассмотрим феномен становления здорового образа жизни у такой социальной категории как обучающиеся. Отметим также, что процесс обучения в большей степени присущ молодому поколению. Молодежь по определению это социальная группа, ограниченная возрастом 14–35 лет.
Становление здорового образа жизни у обучающихся, заявленное в названии данной работы, – эволюционный процесс личностного роста, основанный на идеях организации здоровой жизнедеятельности молодежи. Сущность данного явления предполагает сформированность ценностно-смыслового, информационно-содержательного и индивидуально-деятельностного компонентов, содержание которых раскрыто нами в предыдущих работах [4]. Для определения же динамики процесса становления здорового образа жизни у обучающихся при организации его в различных учреждениях необходимо опираться на педагогический инструментарий. В данном случае возникает проблема, заключающаяся в отсутствии четкой научно обоснованной градации, включающей в себя критерии, показатели и уровни становления здорового образа жизни у обучающихся, что и определило предмет текущего исследования, обозначив следующую задачу: выявить и описать критериальный аппарат данного явления.
При определении уровней, критериев и показателей становления здорового образа жизни мы основывались на работах Е.Н. Большаковой, С.А. Закопайло, М.А. Лоскутова, О.А. Малыгиной, Е.А. Пипко, Д.Ю. Сорокина, В.М. Сорокиной, Е.Б. Черниковой и др.
Отметим, что в работах Е.А. Пипко обоснованы следующие критерии сформированности здорового образа жизни студентов: когнитивный (основывается на полноте и прочности усвоения знаний; полноте и прочности овладения умениями; принятии знаний на личностном уровне); эмоционально-волевой (представлен следующими показателями: качеством отношений к таким видам деятельности, которые обеспечивают здоровый образ жизни; эмоциональная устойчивость, преодоление трудностей на эмоционально-положительном фоне в достижении различных целей; волевая регуляция поведения; стремление к саморазвитию, самосовершенствованию и самовоспитанию); поведенческий, который включает выполнение различных рекомендаций по здоровому образу жизни; выполнение необходимого двигательного режима; оптимизацию уровня работоспособности; улучшение сна, аппетита и активности [5].
Показатели сформированности здорового образа жизни, выделенные Е.Н. Большаковой, включают в себя систему гуманистических ценностей и жизненных целей; морально-нравственные и правовые ориентации в сфере здоровья и безопасности; ценностные установки на здоровье и здоровый образ жизни; активную жизненную позицию; мотивацию достижения успеха в сфере здоровьесберегающей деятельности [1].
В работах О.А. Малыгиной, посвященных здоровой жизнедеятельности обучающихся, автор описывает следующие критерии и показатели сформированности здорового образа жизни: мотивационный (предполагающий желание вести здоровый образ жизни, уровень мотивации к ведению здорового образа жизни); когнитивный (знания, связанные со здоровым образом жизни); предметно-практический (показателями являются умения и навыки по основным направлениям здорового образа жизни); эмоциональный (уровень тревожности подростка, поскольку именно он определяет устойчивость нервно-психических процессов и определяет, насколько эффективными будут воздействия, направленные на подростка во время воспитательной работы) [2].
На основании изученных литературных источников нами были определены следующие критерии и показатели становления здорового образа жизни обучающихся: принятие здоровья и здорового образа жизни как ценности; наличие необходимых знаний о здоровье и здоровом образе жизни; индивидуализация здорового образа жизни.
Такой критерий как принятие здоровья и здорового образа жизни как ценности, определяется следующими показателями: осознание здоровья как ценности, отношение к здоровому образу жизни как к потребности.
Следующий критерий, обозначенный нами как наличие необходимых знаний о здоровье и здоровом образе жизни предполагает следующие показатели: бытийные и научные знания о внутренней и внешней среде, о потребностях человека и их влиянии на образ жизни, понимание зависимости здоровья от образа жизни, знание своих особенностей и способностей.
Критерий, определенный нами как индивидуализация здорового образа жизни, включает в себя такие показатели, как организация жизнедеятельности с учетом здорового образа жизни и индивидуальной траектории становления здорового образа жизни. Степень реализации индивидуальной траектории становления здорового образа жизни – физическая подготовленность.
Продолжая исследование, проанализируем ряд научных работ, содержащих описание уровней сформированности здорового образа жизни у обучающихся.
Рассматривая сформированность здорового образа жизни у старшеклассников и студентов, С.А. Закопайло, Д.Ю. Сорокин и В.М. Сорокина определяют три уровня данного феномена: высокий, средний и низкий. В своих трудах М.А. Лоскутов и Е.Б. Черникова обоюдно используют уровневый подход, однако рассматривают различное их количество: три и четыре соответственно. Е.А. Пипко описывает четыре уровня сформированности мотивационно-ценностного компонента здорового образа жизни студентов: критический, вербально-репродуктивный, репродуктивно-продуктивный, продуктивный.
При рассмотрении вопросов формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Е.Н. Большакова выделяет три уровня. Высокий уровень данной культуры характеризуется автором как гармоничное развитие всех компонентов, обеспечивающих здоровьесберегающее и безопасное поведение обучающегося. На этом уровне четко выражены ответственное отношение к сохранению здоровья и жизни, интерес и мотивация к изучению различных вопросов здорового образа жизни. Наблюдается присутствие динамичной системы знаний по вопросам безопасности и здоровья, логически взаимосвязанной с системой социальных и психологических знаний. Сформирован комплекс умений высокопродуктивной деятельности и навыков самоконтроля в сфере здорового образа жизни. Обучающиеся, обладающие высоким уровнем культуры здоровья, инициативны и активны в здоровьесберегающем процессе, у них наблюдается способность к научно-исследовательской и продуктивной творческой деятельности по данному направлению.
Средний уровень сформированности культуры обеспечивается выполнением большинства стандартных требований в сфере здоровьесберегающей деятельности. На этом уровне у обучающихся сформированы ценности здорового образа жизни наравне с ценностями другого порядка. Отношение к сохранению здоровья ответственное, но проявляется не всегда. Мотивация к здоровьесберегающей деятельности носит прагматический характер. Преобладает периодический интерес к проблемам здоровья и здорового образа жизни. Среднее владение знаниями, умениями и навыками сохранения здоровья и безопасности.
На низком уровне сформированности культуры здорового образа жизни преобладает начальная степень развития ее компонентов. Наблюдается ситуативный интерес к проблемам здорового образа жизни. Отмечается фрагментарность и нелогичность в знаниях проблем здоровья. Не развиты самоорганизация, самоконтроль и самооценка. Обучающиеся на этом уровне сформированности культуры здоровья хотя и признают важность формирования здорового и безопасного образа жизни, но зачастую не проявляют необходимой активности в данном процессе [1].
В работах, опубликованных ранее, мы отмечали, что процесс становления здорового образа жизни у обучающихся отличен от подобных (например от формирования здоровой жизнедеятельности у школьников) степенью ответственности субъекта за индивидуальную деятельность по сбережению здоровья. Выражаясь в индивидуальной траектории становления здорового образа жизни, деятельность по ее разработке и дальнейшей реализации может говорить о том или ином уровне собственно становления здорового образа жизни у обучающегося [3].
Подводя итоги текущего исследования, выделим три уровня становления здорового образа жизни обучающихся: объектно-пассивный (низкий), объектно-активный (средний), субъектный (высокий).
Объектно-пассивный (низкий) уровень включает в себя: критерий принятия здоровья и здорового образа жизни как ценности; – здоровье в иерархии ценностей на низком уровне после материальных благ; отношение к своему здоровью носит потребительский характер, не наблюдается забота о его сохранении; – здоровый образ жизни отвергается, не осознается его необходимость; не наблюдается интерес к изучению и реализации средств сохранения здоровья. Критерий наличия необходимых знаний о здоровье и здоровом образе жизни; – слабые представления о работе человеческого организма и о факторах, влияющих на здоровье; фрагментарные знания об элементах, составляющих здоровый образ жизни и о потребностях человека; – незнание своих антропометрических данных и особенностей нервной системы; непонимание влияния индивидуальных особенностей организма на образ жизни и состояние здоровья. Критерий индивидуализации здорового образа жизни; – не ведется разработка индивидуальной траектории становления здорового образа жизни, множество вредных привычек; отсутствуют навыки планирования в вопросах здорового образа жизни, отсутствует желание изменить свой образ жизни; – нет долгосрочных и краткосрочных жизненных целей, жизнедеятельность не организована; слабая физическая подготовка (1–2 балла по 5-балльной шкале), наблюдается регресс.
Объектно-активный (средний) уровень включает в себя: критерий принятия здоровья и здорового образа жизни как ценности; – здоровье в иерархии ценностей не на высшем уровне, после материальных благ; отношение к своему здоровью носит нейтральный характер, наблюдается эпизодическая забота о его сохранении; – здоровый образ жизни воспринимается как «стихийное» явление, не осознается его необходимость и систематичность; наблюдается равнодушное отношение к изучению и реализации средств сохранения здоровья. Критерий наличия необходимых знаний о здоровье и здоровом образе жизни; – неполные представления о работе человеческого организма и о факторах, влияющих на здоровье; частичные знания элементов здорового образа жизни и потребностей человека, не осознана логика здорового образа жизни; – частичное знание своих антропометрических данных и особенностей нервной системы; неполное понимание влияния индивидуальных особенностей организма на образ жизни и состояние здоровья. Критерий индивидуализации здорового образа жизни; – не ведется разработка индивидуальной траектории становления здорового образа жизни или она фрагментарна, есть вредные привычки; не развиты навыки планирования в вопросах здоровьесберегающей деятельности, слабое желание изменить свой образ жизни; – жизненные цели не учитывают важность сохранения здоровья, жизнедеятельность организована недостаточно; средняя физическая подготовка (3–4 баллов по 5-тибалльной шкале), не наблюдается прогресс.
Субъектный (высокий) уровень включает в себя: критерий принятия здоровья и здорового образа жизни как ценности; – здоровье в иерархии ценностей на высшем уровне; отношение к своему здоровью носит ответственный характер, наблюдается забота о его сохранении; – здоровый образ жизни воспринимается как потребность, осознается его важность; наблюдается активное отношение к изучению и реализации средств сохранения здоровья. Критерий наличия необходимых знаний о здоровье и здоровом образе жизни; – полные представления о работе человеческого организма и о факторах, влияющих на здоровье; полное знание элементов здорового образа жизни и потребностей человека, осознана логика здорового образа жизни; – знание своих антропометрических данных и особенностей нервной системы; понимание влияния индивидуальных особенностей организма на образ жизни и состояние здоровья. Критерий индивидуализации здорового образа жизни; – ведется разработка индивидуальной траектории становления здорового образа жизни, вредные привычки отсутствуют или ведется борьба с ними; развиты навыки планирования в вопросах здоровьесберегающей деятельности, наблюдается желание оптимизировать свой образ жизни; – жизненные цели учитывают важность сохранения здоровья, жизнедеятельность четко организована; хорошая физическая подготовка (4–5 баллов по 5-тибалльной шкале), наблюдается прогресс.
С учетом изложенного выше, данную работу можно завершить следующими выводами: критериальный аппарат для исследования процесса становления здорового образа жизни у обучающихся раскрыт и структурирован нами согласно определенному ранее компонентному составу и авторскому пониманию феномена здорового образа жизни. Опираясь на полученные в текущем исследовании результаты, считаем логичным в дальнейшей работе разработать и научно обосновать диагностический инструментарий, позволяющий определять уровень становления здорового образа жизни у обучающихся, получая при этом достоверные результаты.
Рецензенты:Александрова Е.А., д.п.н., профессор кафедры методологии образования ФГБОУ ВПО «Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского», г. Саратов;
Рахимбаева И.Э., д.п.н., профессор, директор Института искусств ФГБОУ ВПО «Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского», г. Саратов.
Работа поступила в редакцию 05.12.2014.