Scientific journal
Fundamental research
ISSN 1812-7339
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,674

Дубнищева Т.Я., Бетеров И.И.

Разделение отечественной науки на академическую и вузовскую породило многие искусственно созданные проблемы. Недостаточность материальной базы вузов снижает уровень научной работы, порождая разрыв науки и образования. Наиболее эффективно эта проблема решалась в «физтеховской системе». В Новосибирском Академгородке, основанном в 1957 г., уровень интеграции науки и образования изначально был очень высоким. Большинство преподавателей Новосибирского государственного университета (НГУ) были действующими учеными, сотрудниками Сибирского отделения (СО АН СССР, ныне СО РАН). Студенты НГУ проходили практику в институтах СО АН и после окончания университета продолжали в них научную работу. Сегодня эта традиция продолжается.

Благодаря отлаженной системе подготовки научных кадров, ученые Академгородка в течение десятилетий успешно вели научные исследования на мировом уровне. Обратимся в качестве примера к лазерной спектроскопии, в которой мы работаем. В 1957 г. директором Института радиоэлектроники (ИРЭ), первого в Новосибирске института физического профиля, стал известный физик-теоретик Ю.Б. Румер. Это было время зарождения научных направлений, поиска новых идей и их воплощения в приборах квантовой электроники - лазерах, время становления и бурного развития когерентной и нелинейной оптики. В 1961г. в лаборатории нелинейной оптики Ю.В. Троицкого был запущен первый в Сибири газовый лазер (примерно в то же время - в ФИАНе, а лишь на следующий год - в ГОИ). По приглашению АН СССР в лабораторию приехал Ч. Таунс (будущий лауреат Нобелевской премии). В кратчайшие сроки первоклассные исследования нелинейных явлений в многоуровневых квантовых системах проводились под руководством талантливого экспериментатора, выпускника Новосибирского электротехнического института (НЭТИ, теперь НГТУ) - В.П. Чеботаева Он стал лауреатом Ленинской премии в 1976 г., премии имени Ч. Таунса Американского физического общества - в 1984г., затем - академиком АН и директором организованного им Института лазерной физики СО РАН. Проводились у нас известные на весь мир Вавиловские конференции по нелинейной оптике, по физике оптических квантовых генераторов, по спектроскопии сверхвысокого разрешения. Сегодня фундаментальные теоретические исследования и тонкие экспериментальные работы в области лазерной физики ведутся в ряде научных институтов.

В начале 90-х годов отечественная наука столкнулась с новыми трудностями, которые поставили под угрозу само ее существование. Возникла необходимость в адаптации к новым условиям, в поиске источников внебюджетного финансирования. Наука Академгородка, во многом благодаря самоотверженной работе Председателя Президиума СО РАН (в 1980-97г.г.) В.А. Коптюга, смогла выжить и сохранить свой уровень и потенциал. Но возник острый недостаток научных кадров, связанный не только с недостаточностью финансирования науки, но и с возникшей изоляцией научной работы от проблем и потребностей общества, с резким снижением востребованности высоких технологий и, соответственно, специалистов высокой квалификации из-за развала в стране промышленности и прикладной науки.

Кроме того, за последние 30 лет резко упало качество физического образования в школах. «Средняя школа не только перестала давать знания, необходимые для обучения в вузе, но и воспитывать необходимую для этого культуру мышления» (чл.-корр. РАН Лев Кудрявцев //»Поиск», №41, 08.10.04). И это в большей степени относится к физике. Дело в том, что изучение физики отличается от изучения других дисциплин тем, что в нем особую роль играет логическое мышление, поскольку содержание каждого раздела состоит из цепочки понятий, связанных между собой логическими соотношениями. Использование физических понятий требует не только владения ими, но и достаточно богатого воображения и развитой на основе знаний интуиции. Занятия физикой заставляют человека думать, приучают при решении задач выделять главное, отбрасывать несущественные детали, принимать правильное решение. Все это дисциплинирует мышление, приучает к правильному вербальному выражению мыслей, четкости и краткости речи, воспитывает настойчивость, умение достигать цели, развивает работоспособность, содействует адекватной самооценке владения изучаемым предметом. Физико-математическое образование - неотъемлемая часть культуры человека, оно обогащает и совершенствует личность учащегося, способствует выработке мировоззрения. Это особенно важно, так как СМИ не занимаются воспитанием молодежи, не прививают желание и умение объективно оценивать достижения науки и искусства и духовные качества, необходимые для их восприятия. Определяющее информационную среду в стране телевидение даже на государственных каналах пропагандирует средневековое мракобесие. Тиражи научно-популярных журналов уменьшились в тысячи раз, они стали практически не доступны. Где же найти резервы в обществе, чтобы исправить ситуацию?

Физика реформаторскими усилиями в РФ выведена из числа базовых фундаментальных дисциплин, определяющих качество образования. С введением профильного обучения в огромном числе школ реализуют гуманитарное направление. Физику практически не сдают по ЕГЭ, преподавание ее часто осуществляют не физики, ею «догружают» других предметников, во многих школах не проводят лабораторные работы. Результат - однобокое развитие подрастающего поколения. Основной особенностью отечественного инженерного образования всегда являлась глубокая фундаментальная подготовка, дающая нашим выпускникам преимущества по сравнению с инженерами других стран. Сейчас, когда многие проблемы решаются на стыке дисциплин, это особенно важно. Ныне в технических вузах вынуждены отменять вступительные экзамены по физике, а число аудиторных часов по физическим курсам сокращается. Реальный лабораторный практикум вытесняется компьютерно - виртуальным. Практические инженерные дипломные проекты массово замещаются компьютерным моделированием, порождая новый тип дипломированных специалистов, метко прозванных на предприятиях «пианистами». А что впереди ожидает нашу науку, промышленность и страну?

Во многих вузах для решения этой проблемы сейчас используют подготовительные курсы для поступающих в вуз, вводят коррекционные курсы по физике, так как невозможно при отсутствии соответствующих знаний и мышления осваивать программы высшего образования. Преподаватели многих вузов, пытаясь как-то изменить возникшую ситуацию, объединяются в Ассоциации физиков, выступают с протестами, «кричат» о катастрофе. Во введенной для всех направлений обучения гуманитарного и социально-экономического профиля дисциплине «Концепции современного естествознания» физика составляет основу курса /1/, что в какой - то мере компенсирует провалы в физическом образовании выпускников средних школ.

В Новосибирском университете экономики и управления действует кафедра современного естествознания и наукоемких технологий, многие преподаватели которой являются учеными институтов СО РАН, имеющими профессиональное естественнонаучное образование. Студенты направления «инноватика», открытого кафедрой, получают базовое физическое и экономическое образование, проходят практику в институтах СО РАН. Они ориентированы на инновационную деятельность в области высоких технологий. Многие аспекты реформ образования, как известно, призваны привести образовательную систему РФ к требованиям Болонской декларации, в которой, в частности, говорится о необходимости сохранения национальных особенностей образования каждой страны /2/. Отечественные образовательные традиции - фундаментальность, непосредственное общение преподавателя и студента, создание добротных учебников, натурных лабораторных работ и развитие творческих способностей. Пренебрежение этими традициями в области физического образования не способствует выполнению амбиционных задач, поставленных перед высшей школой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: учеб. пособие для студ. вузов / 8-ое изд., стер. - М.: Изд. Центр «Академия», 2008 - 608 с.
  2. Дубнищева Т.Я. Фундаментальная наука и образование - уроки из истории реформирования. // Наука и наукознание. - НАН Украины, 2005, №2. - С. 76-87