Проблема самоэффективности личности в психолого-педагогических теориях требует своего разрешения, активного исследования основных аспектов, что объясняется потребностью общества в высокоэффективных специалистах, способных адекватно оценить как личностные ресурсы, объективные социально-экономические условия, так и результаты своей профессиональной деятельности.
Субъективное отношение к выполняемой деятельности реализуется в обращенности человека к внутренним резервам, потенциалам развития, возможностям выбора средств действий и построения определенной стратегии деятельности, поведения, жизни. А это отношение в свою очередь обусловлено самоэффективностью личности. Современные условия труда предъявляют к профессионализму сотрудников ряд необходимых требований, среди которых главными являются способность субъектов профессиональной деятельности к саморазвитию, самоактуализации, к личностной самоэффективности. В связи с этим весьма актуальна проблема изучения самоэффективности именно студентов как необходимого условия их эффективной подготовки и компетентности в дальнейшей деятельности. Современная психологическая наука считает насущной и актуальной не столько проблему слабости и невысокой жизнестойкости индивида, не столько его неспособность сопротивляться трудным жизненным ситуациям, сколько проблему формирования у него позитивного поведения и стабильной позиции субъекта профессиональной деятельности. Отсюда становится очевидной своевременность и необходимость исследования не только профессиональной, но и личностной самоэффективности, поскольку современная ситуация в профессиональной сфере предполагает наличие у сотрудника, помимо высокого уровня профессионализма и компетентности в избранной деятельности, еще и воспринимаемой самоэффективности, т.е «убеждения о наших собственных возможностях организовывать и выполнять какие-либо действия
для достижения поставленной цели» [1]. Безусловно, более эффективен в профессии тот, кто более компетентен. Самоэффективность содержит два основных компонента: компетентность, необходимую для достижения успеха, и самооценку компетентности. В данном аспекте рассмотрения проблемы особенно важным становится изучение становления и изменения самоэффективности в профессиональной деятельности, т.к., согласно имеющимся исследованиям (А. Бандура, Дж. Капрара, Д. Сервон), именно уверенность в своей компетентности, а не сами по себе умения, способности и личностные качества являются необходимым стимулом, детерминируют поведение человека и определяют степень настойчивости и упорства при обучении и более высокие результаты в профессиональной деятельности.
Теория самоэффективности была разработана и экспериментально подтверждена американским социологом Альбертом Бандурой в рамках социально-когнитивной теории личности в 1977 году. С тех пор концепция получила широкое распространение как за рубежом, так и в нашей стране. А. Бандура определяет самоэффективность как «убеждения человека относительно его способности управлять событиями, воздействующими на его жизнь» [1].
Р.Л. Кричевский в своих трудах понятие самоэффективности формулирует следующим образом: «...убежденность людей в своих возможностях мобилизовать мотивацию, интеллектуальные ресурсы, поведенческие усилия на осуществление контроля за событиями, оказывающими влияние на их жизнь» [4]. По определению Т.О. Гордеевой, самоэффективность – это вера субъекта в свою способность справиться с определенной деятельностью [3]. Гайдар М.И., занимающийся изучением личностной самоэффективности будущих психологов, уточнил и расширил определение самоэффективности: самоэффективность – это сочетание представлений человека о своих возможностях и способностях быть продуктивным при осуществлении предстоящих деятельности, общении и его уверенность в том, что он сумеет реализовать себя в них и достичь ожидаемого объективного и субъективного эффекта [2].
Низкий уровень самоэффективности проявляется в недостаточной уверенности в собственной компетентности. Высокая самоэффективность способствует тому, что возникающие проблемы воспринимаются человеком не как непреодолимые препятствия, а как вызов, позволяющий проверить и подтвердить свои способности. Такое отношение к ситуации меняет поведенческую стратегию человека и выступает важнейшим условием продуктивной деятельности.
Воспринимаемая самоэффективность влияет на функционирование и мотивацию личности, перестраивает мышление, способствуя увеличению позитивных оценок собственных возможностей. Она также повышает силу и стойкость мотивации в тех ситуациях, которые требуют особой целеустремленности и уверенности в собственных возможностях. В эмоциональной сфере самоэффективность повышает способность человека противостоять негативным эмоциям, сопровождающим профессиональные и жизненные неудачи, в частности способствует уменьшению тревожности.
Убеждения относительно самоэффективности зарождаются и укрепляются в процессе решения задач, которые ставит перед человеком сложившаяся ситуация. А. Бандура рассматривает самоэффективность как важный когнитивный фактор, воздействующий на поведение человека и его результаты посредством когнитивных, мотивационных, аффективных, селективных и физиологических процессов.
Таким образом, обобщая теоретический материал, можно сказать, что самоэффективность – восприятие человеком своей способности успешно действовать в той или иной ситуации. Самоэффективность подразумевает способность человека справляться со специфическими и сложными ситуациями и оказывать влияние на эффективность деятельности и функционирования личности в целом. Человек, осознавший свою самоэффективность, т.е. обладающий воспринимаемой самоэффективностью, прилагает больше усилий к решению сложных задач, чем испытывающий сомнения в своих возможностях.
Согласно теории А. Бандуры, можно выделить четыре главных источника формирования самоэффективности:
1. Собственный опыт. Самый эффективный способ развития самоэффективности – это собственный опыт, – объясняет Бандура. При успешном разрешении проблемной ситуации у человека повышается уровень личной самоэффективности. Соответственно, неудачные действия и провал могут способствовать снижению этого уровня.
2. Социальный опыт. Пример удачного разрешения проблем другими людьми также является важным стимулом повышения самоэффективности. Согласно Бандуре,
«у человека, который видит, как другой субъект добивается успеха, появляется вера в то, что и он сможет справиться с возникающими трудностями».
3. Социальное убеждение. Бандура так же утверждает, что человек способен убедить себя в том, что у него имеются необходимые ресурсы и возможности для достижения поставленной цели. Сказанные когда-то значимыми для субъекта людьми вербальные поощрения и наказания могут помочь человеку просто поверить в себя. Получая от общества позитивную информацию о себе, человек фокусируется именно на своем успехе, а не на неудачах. Но эффект от таких поощрений не является долговременным, он должен быть подкреплен собственными достижения-
ми индивида.
4. Эмоциональный подъём. Настроение, эмоциональное состояние и уровень стресса также могут влиять на то, как человек чувствует свои возможности в сложившейся ситуации. Испытываемые человеком страх, спокойствие или нервное возбуждение могут существенно изменить воспринимаемую самоэффективность. Причем необходимо отметить, что уровень самоэффективности зависит не столько от объективных характеристик физиологических процессов, сколько от субъективной оценки их человеком.
В большинстве своем и зарубежные, и отечественные авторы выделяют и описывают так называемую общую самоэффективность, внутри которой американские психологи Д. Маддукс и М. Шеер выделили самоэффективность в деятельности и самоэффективность в общении [5]. Самоэффективность в деятельности – это убежденность человека в том, что свои компетенции и опыт, приобретенные ранее в конкретном виде деятельности, он в любом случае сможет применить в аналогичной деятельности в будущем и сможет добиться в ней успеха. Самоэффективность в общении – это самооценка и представление человека о его коммуникативной компетентности в сочетании с уверенностью, что свои компетенции он успешно сумеет применить в ситуации взаимодействия с людьми.
В контексте реализации компетентностно-деятельностного подхода к модернизации образования особенно остро стоит вопрос формирования личностных профессиональных качеств студентов, что, несомненно, нашло свое отражение в исследованиях педагогов и психологов (Н.И. Вьюнова, С.М. Годник, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Е.А. Корсунский, Л.M. Митина, Н.С. Пряжников, В.А. Сластенин, С.Д. Смирнов, И.С. Якиманская и др.). Теоретический обзор работ отечественных и зарубежных психологов (А. Бандура, A.B. Бояринцева, М. Ерусалем, Ю.Н. Гончаров, P.Л. Кричевский, Е.А. Могилевкин, Р. Шварцер и др.) показал, что, несмотря на большую роль самоэффективности в жизни человека, проблема теоретического и эмпирического исследования этого явления не может быть пока признана разработанной в полной мере. Но в условиях современного общества совершенно очевидна необходимость расширения этой концепции и разработки понятия личностной самоэффективности, отражающего восприятие, оценку и веру человека в эффективность своих личностных качеств. Учитывая, что в профессии педагога его личность имеет особое значение, можно полагать, что личностная самоэффективность является профессионально значимой как для уже сложившегося специалиста, так и для студента как будущего профессионала.
Под личностной самоэффективностью в современной психологии понимают представления человека о своих возможностях, потенциях и способностях быть продуктивным при осуществлении предстоящих деятельности, общения, поведения в сочетании с уверенностью в том, что он сумеет реализовать себя в них и достичь ожидаемого объективного и субъективного эффекта. Личностная самоэффективность педагога представляет собой уверенность в своей профессиональной компетентности, посредством которой он предполагает успешно выполнять стоящие перед ним как перед специалистом задачи и строить определенные стратегии поведения в работе с людьми, т.е., по сути, она является профессиональным инструментом. Наличие личностной самоэффективности является для будущего учителя необходимым условием психологической готовности к профессиональной деятельности, поскольку учеными доказано, что воспринимаемая самоэффективность и психологическое благополучие положительно влияют на поведение и установки студентов и ведут к повышению успехов в учебной деятельности.
Целью проведенного нами исследования стало изучение динамических характеристик самоэффективности студентов – будущих учителей в процессе вузовского обучения.
В исследование динамики личностной самоэффективности будущих педагогов приняло участие 66 студентов I–IV курсов Карачаево-Черкесского государственного университета. В проведенном исследовании были выделены следующие характеристики личностной самоэффективности студентов: предметная самоэффективность, или самоэффективность в деятельности, и самоэффективность в общении; а также мотивы выбора специальности и особенности самоотношения.
Для диагностики вышеперечисленных параметров были использованы методики: тест определения самоэффективности, разработанный американскими психологами во главе с М. Шеером и Дж. Маддуксом; методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной; тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев).
Полученные результаты показали, что у большей части студентов преобладает средний уровень самоэффективности как в деятельности (55 %), так и в общении (44 %). Эта часть студентов в целом считает себя владеющей профессиональными компетенциями, но в то же время у них нет уверенности, что полученные знания, умения и навыки они смогут правильно использовать в будущей профессиональной деятельности. То, что среди респондентов преобладает средний уровень развития самоэффективности, представляется вполне закономерным, т.к. на данном этапе отсутствует главное условие формирования воспринимаемой самоэффективности – успешно осуществляемая педагогическая деятельность. Высокий уровень предметной самоэффективности имеют 31 % студентов и в сфере общения – 22 % студентов. Такие студенты демонстрируют осознание своих профессиональных качеств и уверенность в том, что при необходимости сумеют воспользоваться ими для выполнения профессиональных задач. Ниже среднего и низкий уровень самоэффективности в деятельностной сфере показали 13 % студентов, в сфере общения – 33 % испытуемых. Полученные данные говорят о том, что эта категория студентов слабо осознает наличие у себя профессионально значимых компетенций, они и не уверены в том, что смогут воспользоваться ими как профессиональным инструментом в своей будущей деятельности.
Что касается проявления профессионально важных качеств, то среди опрошенных студентов преобладает средний уровень их развития (около 59,4 % случаев). Эти студенты достаточно уверены в себе, отличаются позитивным самоотношением и экстернальным локусом контроля. Высокий уровень личностных ПВК выявлен у 18,3 % студентов; остальные студенты (22 %) обладают низким и ниже среднего уровнем ПВК. Помимо того, в результате проведенного исследования выявлен нелинейный характер формирования личностной самоэффективности будущих учителей на этапе вузовского обучения, причем это касается как объективного, так и субъективного параметров. У студентов первого курса нами была выявлена низкая оценка своих способностей, свойств характера, самоуважения. Очевидно, первокурсники не уверены в том, что они обладают какими-то качествами, достоинствами или свойствами характера, необходимыми им для дальнейшей профессиональной деятельности. К третьему курсу показатели самоуважения у студентов резко возрастают, но на этом этапе происходят изменения в мотивационной сфере, появляются сомнения в правильном выборе профессии, что напрямую коррелирует с изменением уровня деятельностной самоэффективности. В процессе профессионализации студентов наблюдается волнообразный рост уверенности в собственной успешности. Скорее всего, студенты четвертого курса осознают возможность самостоятельно зарабатывать на жизнь, следовательно, не зависеть от родителей в материальном плане. Кроме того, наличие достаточных знаний, умений и навыков по избранной специальности позволяет студентам понять правильность выбора профессии.
В результате проведенного эмпирического исследования были раскрыты некоторые особенности, структурные компоненты и динамические тенденции профессиональной самоэффективности будущего педагога в процессе обучения в вузе.
1. Личностная самоэффективность студента является целостным, динамическим, многокомпонентным образованием, содержащим представления будущего педагога о наличии у него профессионально важных качеств и уверенность в том, что он сумеет квалифицированно использовать комплекс этих качеств для достижения успехов в своей профессиональной деятельности.
2. Нами было установлено, что динамика самоэффективности в процессе учебно-образовательной деятельности носит нелинейный характер: на 1 и 3 курсах наблюдается кризис в развитии всех компонентов самоэффективности, как предметно-деятельностного, так и коммуникативного.
3. Студенты 4–5 курсов, обладающие опытом самостоятельной работы, в том числе полученным в процессе педагогической практики, имеют более высокий уровень личностной самоэффективности по сравнению со студентами, не имеющими такого опыта. Таким образом, динамика уровня самоэффективности студента как субъекта когнитивной деятельности напрямую связана с восприятием собственной компетентности, с изменением личностных особенностей и с этапами профессиональной подготовки.
Рецензенты:Эбзеев М.М., д.п.н., профессор кафедры спортивных дисциплин, Карачаево-Черкесский государственный университет, г. Карачаевск;
Семенова Ф.О., д.псх.н., профессор, зав. кафедрой психологии, Карачаево-Черкесский государственный университет, г. Карачаевск.
Работа поступила в редакцию 28.11.2014.