Миграция как всякое социальное явление характеризуется высокой сложностью и многообразием, обусловленными вариативностью состояний. Сложность и неоднозначность исследования данного явления заключена в следующих проблемных узлах:
– во-первых, в противоречивости форм и способов существования в реальной действительности всего того, что так или иначе мы относим к миграционному процессу;
– во-вторых, сложность заключена в противоречии между потребностями науки и социальной практики и тем, насколько полны и адекватны реальности наши наличные знания об этом явлении.
Из-за теоретической размытости усилилась противоречивость подходов к пониманию сущности явления миграции населения и способов его существования в реальной действительности. В свою очередь, социальная практика не имеет достаточно выверенных и четких ориентиров для организации социальных действий по регулированию и управлению миграциями.
С общеметодологической точки зрения любое явление социальной действительности раскрывается через присущие ему качества и характеристики свойств у составляющих его элементов. Связи и отношения между ними, взаимодействия вызывают эффекты интеграции, структурирования, появления системных свойств, образуют совокупность предпосылок и возможностей для возникновения функциональности. При этом существует многообразие форм, временных и социально-пространственных состояний, посредством которых явление находит свое конкретное выражение в социальной реальности.
Социальное явление предполагает наличие следующих структурных элементов: определенности, упорядоченности, организации и организованности, системной целостности. Эта сторона явлений наиболее полно раскрывается через представления об институциональности, институциональной организации тех или иных областей социальной реальности.
В гносеологическом плане явление раскрывается через содержание понятия, более или менее полно отражающего полноту свойств и состояний явления. В разборе содержания понятия принято идти от критериев, позволяющих определить основные свойства изучаемого явления. Обязательным условием успешности действий в этом направлении являются полнота и достаточность критериев и признаков, позволяющих всесторонне, но не впадая в излишнюю детализацию, раскрыть сущность исследуемого явления. Одна из теоретико-методологических проблем исследования миграций населения, регулирования и управления миграционными процессами заключается в полноте используемых для ее определения критериев.
Рассмотрим основные подходы к определению сущностных характеристик и критериев миграции населения как социального явления, которые составляют содержание этого понятия.
Как всякое научное понятие, отображающее многогранность социального явления, понятие «миграция населения» имеет несколько содержательных плоскостей в своей интерпретации – от самого широкого, всеохватывающего по своему объему, до совсем узкого. Так, М.В. Курман к миграции относит «все виды движения населения, имеющие общественную значимость, – движение кадров, переход из одной образовательной или профессиональной группы в другую» [1, c. 15]. Широкую трактовку миграции населения предлагает Я. Щепаньский: «Миграция – перемещения между общностями и группами даже без изменения места в географическом пространстве» [2, с. 228].
В ряде случаев исследователи сосредотачивают внимание на межтерриториальном характере перемещений. Л.Л. Рыбаковский предлагает относить к миграциям любое «территориальное перемещение, совершающееся между разными населенными пунктами одной или нескольких административно-территориальных единиц, независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности» [3, c. 28]. Е.Л. Шувалов, В.В. Переведенцев, В.И. Староверов полагают, что к миграции населения следует отнести перемещения людей, связанные с механическим движением населения, безотносительно к расстоянию перемещения и протяженности его во времени.
Расширительными также являются представления о миграции населения, если в них мы не находим определения цели. Например, Б.Д. Бреев считает, что миграция есть перемещение человека внутри определенного района, либо за его пределы [4].
В связи с расширительным толкованием понятия «миграция населения» есть научные подходы, в которых это понятие рассматривается как более узкое по отношению к другим. Так, В.М. Моисеенко предлагает использовать понятие «пространственная (территориальная) мобильность», по отношению к которому миграция населения является лишь частным случаем [5] .
Известный российский демограф и социолог В.А. Ионцев считает, что миграция населения в узком смысле слова выступает как составная часть более широкого понятия – миграционного движения населения. Между ними нецелесообразно ставить знак равенства. В понятии миграционного движения предлагается различать межпоселенные и внутрипоселенные передвижения. Именно первые относятся к термину «миграция» в ее классическом понимании, поскольку только межпоселенные передвижения меняют картину размещения населения в регионе, стране и мире [6, c. 102–103].
В ряде случаев отнесенность к миграции определяется на основании одного из критериев, например смены места жительства. В.В. Покшишевский и В.И. Переведенцев утверждают, что миграция населения – это совокупность таких перемещений людей, которые исключительно и неразрывно связаны со сменой ими места жительства [7, c. 10]. В связи с такой трактовкой достаточно часто термин «миграция» считают равнозначным термину «переселение» [8, c. 20]. «Мигрант и переселенец – синонимы», – полагает В.И. Переведенцев [9, c. 25] Э.Б. Алаев называет переселением «организованное передвижение населения за пределы какой-то административно-территориальной единицы страны», Е.Л. Шувалов под заселением понимает «вселение людей на территорию». Особой разновидностью миграции в этом же смысле является колонизация – «заселение пустующих земель в пределах либо за пределами страны» [10, c. 33].
В других определениях в качестве существенного признака, определяющего принадлежность перемещения населения к миграции, вводят критерий пересечения границы.
По мнению Б.Б. Родомана, миграция – это «передвижение людей из одного места в другое, если человек пересекает какой-либо статистически учитываемый рубеж: границу государства, области, поселения, т.е. поездка москвича на дачу не есть миграция по отношению к стране, но это миграция по отношению к Москве» [11, c. 17].
Попытка предложить комплексный критерий предпринята В.М. Моисеенко, которая считает, что «критериями идентификации миграции – в отдельности или в сочетании – являются: перемена обычного (постоянного) места жительства, сопровождающаяся пересечением административно-территориальной границы, продолжительность проживания, причины миграции, а также законодательные акты» [12, c. 29]. Существенно важным в этом подходе является стремление показать значение принадлежности индивида к определенному территориальному сообществу, обусловленного этой принадлежностью статуса и соответствующих прав и обязанностей постоянного жителя данной территории. Однако в критерии времени (продолжительности проживания) не указывается на фиксированные временные сроки, а в части упоминания о законодательных актах только обозначается их наличие, но не раскрывается их значение и механизмы действия.
Более полный комплекс критериев отнесения к миграции населения предложен В.А. Ионцевым при разработке интегральной классификации, учитывающей все многообразие форм, факторов и причин миграций населения [13, c. 19]. Данная классификация базируется на пяти категориях, обусловленных временным фактором: тип, вид, форма, причина, стадия. В частности, автор предлагает выделять два типа миграции в зависимости от характера пересекаемых границ: внешнюю и внутреннюю. Внешней называется миграция, при которой пересекаются государственные границы, она, в свою очередь, подразделяется на две основные разновидности – межконтинентальную и внутриконтинентальную (межгосударственную). По отношению к данной стране внешнюю миграцию можно подразделить на эмиграцию, иммиграцию и реэмиграцию (репатриацию). Людей, принимающих участие в данных видах миграции, соответственно называют эмигрантами, иммигрантами и репатриантами.
Внутренняя миграция включает перемещения в пределах одной страны между административными районами и населенными пунктами. Подобная миграция может быть внутрирегиональной и межрегиональной, а также осуществляться по направлениям: город – город, село – село, село – город, город – село.
Что касается международной или межгосударственной миграции, то она определяется В.А. Ионцевым как «территориальные (пространственные) передвижения людей через государственные границы, связанные с изменением постоянного места жительства и гражданства, обусловленные различными факторами (экономическими, семейными, национальными, политическими и др.), или с пребыванием в стране въезда, имеющим долгосрочный (более 1 года), сезонный (менее 1 года) и маятниковый (ежедневный) характер, а также с циркулярными (или эпизодическими) поездками на работу, отдых, лечение и т.п.».
Главными отличительными признаками международной миграции населения по сравнению с внутренней миграцией являются государственная граница, ее пересечение и соответствующий государственный контроль как за фактом самого передвижения через границу (и в стране выезда и особенно в стране въезда), так и за последующим пребыванием в стране въезда, особенно в связи с трудоустройством, стажировкой или поступлением на учебу» [14, c. 40].
Относительно внешней миграции выделяется еще один своеобразный вид миграции – нелегальная, незаконная или подпольная. При этом нелегальные мигранты въезжают в другую страну как нелегально, так и на законных основаниях (по частным приглашениям, в качестве туристов) с последующим переходом на незаконное положение или нелегальное трудоустройство.
В зависимости от времени пребывания в месте въезда переселения подразделяют на два вида: возвратные (временные) и безвозвратные (постоянные) миграции. Постоянные (долгосрочные) миграции связаны с изменением места жительства на срок более года и зачастую со сменой гражданства.
По формам миграции можно подразделить на организованные (планируемые) и неорганизованные (стихийные). Организованная миграция осуществляется с помощью государства или различных общественных структур.
Одной из массовых управляемых форм миграционного движения в советское время стали репрессивные высылки крестьян во время коллективизации, а также принудительные депортации по этническому признаку целых народов, высылки этнического характера из Западной Украины, Западной Белоруссии, Эстонии, Латвии и Литвы, Чечено-Ингушетии и т.д., проведенные в 1939–1949 гг. [15].
Особый вид миграций населения – это вынужденные миграции, т.е. те, что совершаются под влиянием вынужденных обстоятельств или стрессовых условий в виде войн, межнациональных конфликтов, политических или этнических притеснений, депортации или насильственного выдворения, угрозы физического уничтожения, стихийных бедствий, экологических катастроф и пр. Следствием распространения вынужденных причин стало увеличение количества вынужденных мигрантов во всем мире. По данным международных организаций, их число выросло с 2 млн в начале 1950-х гг. до 70 млн чел. к концу 1990-х гг., а также актуализировалась проблема разработки более эффективных мер для решения проблем вынужденных мигрантов, базирующихся на научных разработках в данной области.
В приведенных подходах при отнесении к миграции населения предлагается использовать комплекс критериев, в целом позволяющих более или менее точно характеризовать этот социальный феномен. Вместе с тем становится все более очевидным, что возрастающие научно-практические потребности исследования миграции населения как социального явления в быстро изменяющейся реальности актуализируют необходимость более широкого инструментального использования огромного потенциала социологической науки, со всем комплексом теоретических подходов к этому сложному и противоречивому социальному явлению.
Рецензенты:Ярычев Н.У., д.п.н., к.ф.н., профессор, заведующий кафедрой теории и истории социальной работы, ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет», г. Грозный;
Курбанова Л.У., д.соц.н., профессор кафедры теории и истории социальной работы, ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет», г. Грозный.
Работа поступила в редакцию 18.11.2014.