Реабилитация больных и инвалидов является в настоящее время одним из приоритетных направлений психологии, педагогики, социологии, медицины, как в нашей стране, так и за рубежом. В частности, в данном направлении в связи с изменением концепции инвалидности наиболее актуальной является проблема реабилитационного потенциала инвалидов (В.П. Белов, Ж.В. Порохина), одним из ведущих компонентов которого является мотивация к реабилитации. Однако до настоящего времени развернутых исследований данного явления недостаточно. В свою очередь, без учета личностных особенностей инвалида и оценки его мотивационного потенциала невозможно выстроить эффективную систему реабилитационных мероприятий, способных возвратить человека к полноценной жизни.
Таким образом, эффективность процесса реабилитации и адаптации лиц с различными ограничениями в двигательной сфере в большой степени детерминирована наличием достаточной мотивации. Там, где она сформирована, главные проблемы реабилитации и адаптации заключаются в большинстве своем в техническом обеспечении этого процесса. В научных трудах, посвященных данной проблематике, имеются достаточно аргументированные утверждения о том, что реабилитация и адаптация в их классическом развитии включают в себя и начинаются с психологической реабилитации, главным из компонентов которой и является мотивационный компонент [6].
При двигательной депривации, которую мы, опираясь на определение Й. Лангмайера и З. Матейчика, понимаем как психофизическое состояние личности, возникшее в результате отсутствия или ограничения возможности удовлетворения двигательных потребностей в полной мере и в течение длительного времени [5, с. 119], страдает не только функциональное состояние организма, но и эмоционально-волевая сфера с ценностно-смысловыми основаниями и мотивационно-побудительным ресурсом [3].
Это в первую очередь проявляется в том, что наличие двигательных ограничений актуализирует потребность в развитии компенсаторных навыков, формировании умения владеть своим телом, расширении диапазона двигательных возможностей, необходимых как в быту, так и при осуществлении трудовой деятельности. И реализация данной потребности, ввиду ее компенсаторной направленности, позволяет достигать рекордных результатов. Так современный уровень мировых рекордов паралимпийцев в легкой атлетике, плавании, пауэрлифтинге, тяжелой атлетике, лыжных гонках, велоспорте и других видах спорта является наглядным примером возможностей человека, компенсацией утраченных функций. Однако ввиду отсутствия достаточной мотивации и избегания волевой активности, так как она сопровождается переживанием деструктивных психоэмоциональных состояний, данная потребность остается в зоне неудовлетворенности.
В связи с этим в процессе реабилитации и адаптации лиц с ограничениями в двигательной сфере необходимым является восстановление и актуализация мотивационных компонентов преодоления двигательной депривации.
Здесь определяется противоречие, которое заключается в том, что при определяющей роли мотивационных компонентов в преодолении данного типа депривации большая часть лиц, испытывающих это состояние и нуждающихся в реабилитации, не располагают необходимыми собственными побудительными силами. В связи с этим возникает необходимость изучения мотивационных компонентов преодоления двигательной депривации, что позволит оптимизировать условия реабилитации и адаптации лиц с ограниченными двигательными возможностями.
Спортивная деятельность с ее неотъемлемыми специфическими особенностями в этом отношении представляет особый научно-практический интерес. Априори она несет в себе те мотивационные силы, которые отсутствуют в других видах человеческой практики. Выявить эти силы – значит открыть новые возможности для успешного преодоления двигательной депривации и, в свою очередь, для повышения эффективности процесса реабилитации лиц с двигательными ограничениями.
С целью выявления мотивационных компонентов преодоления двигательной депривации средствами спорта нами было организованно экспериментальное исследование, которое проводилось на базе центра паралимпийского спорта в Мишкинском районе РБ. Испытуемыми выступили 18 спортсменов.
В качестве метода исследования нами было использовано анкетирование. В ряду вопросов, на которые мы хотели получить ответы, были такие: «Как Вы приобщились к занятиям спортом?», «Чем Вас привлекают занятия спортом, что они Вам дают и за что Вы их цените больше всего?», «Что Вам мешает систематически заниматься спортом?», «Что нужно сделать, чтобы занятия стали более плодотворными?», «Что нужно предпринять, чтобы к занятиям спортом привлечь тех инвалидов, которые больше всего нуждаются в этом?». Также нами был проведен дополнительный анализ направленности мотивации с помощью методики диагностики личности на мотивацию к успеху и на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса; степени склонности к риску с помощью методики Шуберта; уровня психической депривации посредством методики диагностики степени удовлетворенности основных потребностей; социальной адаптации испытуемых с помощью методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. Для выявления взаимосвязей исследуемых компонентов и определения детерминант преодоления депривации испытуемых нами использовался корреляционный анализ.
Анализ полученных материалов показал, что в ряду факторов, способствующих приобщению к занятиям спортом лиц с ограничениями в двигательной сфере, одним из главных стала потребность в исцелении, в компенсации утраченных функций, в «обретении себя».
Благотворное влияние занятий спортом проецируется, прежде всего, в плоскость физического здоровья («Занятия приносят ощущение здоровья», «Совершенствуются двигательные качества», «Приходит ощущение силы, прилив энергии» и т.д.).
Отмечаются положительные сдвиги в психоэмоциональной и волевой сферах личности: «Занятия приносят хорошее самочувствие, снимают накопившиеся эмоциональные переживания, помогают избавиться от навязчивых мыслей, снижается тревожность и т.д.».
Спортсмены отмечают, что занятия приносят радость общения, обретения новых друзей, сближают с интересными людьми, имеющими такие же проблемы. Помогают преодолевать трудности одиночества, ограниченных возможностей, появляется утраченная уверенность в собственных силах, в себе.
Отдельно испытуемые отмечают, что спортивные соревнования позволяют пережить успех, достижение удачи, признания достигнутых результатов и усилий над собой, физического и духовного совершенствования.
Существенным внешним фактором, который укрепляет мотивацию к занятиям спортом, является внимание общества и других людей, в том числе и правительства. Социальная обусловленность личных мотивов в нашем исследовании просматривается в стремлении занимающихся получить необходимую позитивную оценку общественной значимости их деятельности.
Анализ характера направленности мотивации показал, что у 89 % испытуемых преобладает мотивация на достижение успеха, у 64 % отмечается средний уровень готовности к риску, у 25 – низкий, у 21 – умеренно высокий.
Анализ удовлетворенности основных психических потребностей (материальные, в безопасности, социальные, в признании, в самовыражении) показал, что все они находятся в зоне удовлетворенности, граничащей с зоной неудовлетворенности, кроме материальной потребности, которая попадает в зону неудовлетворенности. В частности, контекст материальной потребности в данном случае составляют: недостаточная материально-техническая оснащенность большинства сфер деятельности. Испытуемые не демонстрируют низкую степень удовлетворенности этой потребности как мотивационный фактор к занятиям спортом. Это свидетельствует о том, что у испытуемых не диагностируется психическая депривация как деструктивное состояние. Распределение рангов депривированности различных групп потребностей у испытуемых оказалось следующим (таблица).
Распределение рангов депривированности потребностей у испытуемых
№ п/п |
Группы потребностей |
Ранг |
1 |
Материальные потребности |
I |
2 |
Потребности в безопасности |
II |
3 |
Потребности в общении |
III |
4 |
Потребности в признании |
IV |
5 |
Потребности в самореализации |
V |
Как видно из таблицы, наиболее актуальной является материальная потребность. Далее по степени значимости следует потребность в безопасности, которая транслируется как тревога относительно потери достигнутого социального статуса. Затем потребности в общении и признании, которые выражены практически аналогично. Потребность в самореализации оказалась наименее актуализирована. Данный характер иерархии при отсутствии явления депривации является оптимальным.
В ходе исследования также было выявлено, что уровень социально-психологической адаптации всех испытуемых находится в пределах нормы, показатели по шкале «принятие себя» также соответствуют нормативным показателям. Руководствуясь научно обоснованными положениями ряда авторов (Васильева Н.В. [1], Колосов Ю.В., [4] Дементьева Н.Ф. [2] и др.), что социальная изоляция, дезадаптация, неприятие себя являются неизбежным следствием инвалидизации, а также опираясь на полученные данные, мы можем рассматривать спорт как средство интеграции лиц с ограниченными двигательными возможности в социум.
Корреляционный анализ показал, что депривация имеет отрицательную взаимосвязь (р < 0,01) с показателем мотивации на успех и социальной адаптированностью (р < 0,01), то есть чем больше личность ориентирована на достижение успеха, тем меньше она депривирована. В свою очередь, чем ниже уровень депривации, тем выше показатель социальной адаптированности. Также зафиксирована отрицательная связь (р < 0,05) показателей мотивации к успеху и готовности к риску. То есть чем выше мотивация к успеху, тем ниже готовность к риску. Таким образом, механизмом преодоления психической и двигательной депривации является формирование направленности мотивации на достижение успеха, а преодоление депривации, в свою очередь является механизмом социальной адаптации. В ходе нашего исследования испытуемые демонстрируют направленность на успех, низкий уровень депривации, отсутствие дезадаптации, умеренную склонность к риску, то есть у лиц со значительными ограничениями двигательной сферы и фактически являющихся инвалидами в условиях спортивной деятельности нивелируются психосоциальные деструкции.
Подводя итоги результатов эмпирического исследования, можно отметить, что у лиц с ограниченными возможностями, занимающихся спортом, появляется удовлетворенность качеством жизни, появляются жизненные перспективы, укрепляется чувство собственного достоинства, формируется и совершенствуется способность к волевым усилиям, к преодолению жизненных препятствий, повышается уровень социальной адаптированности. Энергетическое наполнение мотивации к занятиям спортом является также детерминантой социальной реабилитации. Появляются новые возможности для включения в общественно-трудовую деятельность, улучшается социальное самочувствие.
Таким образом, мотивационными компонентами преодоления двигательной депривации средствами спорта являются следующие: восстановление физического здоровья и компенсация утраченных функций; преодоление деструктивных психоэмоциональных состояний; потребность в социальных контактах и принадлежности к обществу; потребность в самовыражении и признании.
У лиц с ограниченными двигательными возможностями, занимающихся спортом, преобладает мотивация к успеху и умеренная склонность к риску, также отмечается низкий уровень общей психической депривации и социальной дезадаптации. Таким образом, руководствуясь результатами корреляционного анализа, мы можем заключить, что занятия спортом являются эффективным средством социальной адаптации и преодоления как общей психической, так и абсолютной двигательной депривации у данной категории лиц.
В заключение необходимо отметить, что доступность адаптивного спорта на сегодняшний день является весьма ограниченной. Возникает необходимость информирования населения о возможностях использования спорта в контексте реабилитации инвалидов и расширения области его доступности. Так как наиболее значимыми источниками информирования, по мнению лиц с нарушениями здоровья, являются профессиональные спортсмены [6], необходимо привлекать средства массовой информации с целью пропаганды адаптивного спорта среди лиц с нарушениями в двигательной сфере.
Результаты проведенного исследования могут быть применены в практике тренеров паралимпийских сборных; позволят сбалансировать использование социальных и личных мотивов спортсменов с ограниченными двигательными возможностями для самосовершенствования их двигательных и психофизических способностей. Также полученные в ходе исследования данные могут быть использованы для повышения эффективности процесса реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
Рецензенты:Дубовицкая Т.Д., д.псх.н., професор кафедры общей и социальной психологии, ФГОУ ВПО «Башкирский государственный университет им. М. Акмуллы», г. Уфа;
Степанов В.С., д.п.н., профессор, директор СИФК (филиал) УралГУФК, Стерлитамакский институт физической культуры, (филиал) ФГОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры», г. Стерлитамак.
Работа поступила в редакцию 18.11.2014.