Scientific journal
Fundamental research
ISSN 1812-7339
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,674

IMPROVEMENT OF TRAINING OFFICER IN MILITARY HIGH SCHOOL

Bokov M.M. 1
1 Military scientific center of the air force «Air force Academy n.a. Professor N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin»
The article provides an analytical overview of the integrated process training officer. Identify factors and conditions that increase the efficiency of this process. Special attention is paid to the influence of the professional activity of the officer on the development of his personality. At present great attention is paid to the improvement of the organization of teaching students of our University in the disciplines appropriate to the Uniform state standard and provide the required professional military focus of the educational process. With 2013 at the Academy prepares cadets majoring 080225 «Logistics». The final chair the chair is the support of the army aviation technical property and aircraft armament. Many years experience of teaching students the faculty of the Department has led to the conclusion that with the transition to a new specialty has increased the amount of scientific information in the limited time frame of academic disciplines. In this regard, there is the necessity of using the most modern teaching methods.
professionalism
proforientologiya
professional activity
personal norms
1. Bogojavlenskaja, D.B. Psixologija tvorcheskix sposobnostej: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij, Moscow: Akademija Publ, 2002.
2. Bokov M.M., Kolosova L.A., Werbakov S.V. Innovacionnye komponent didakticheskoj sistem professionalqnoj podgotovki oficerov // Akmeologija. 2014. no. 1–2. pp. 42–44.
3. Gurevich P.S. Psixologijai pedagogika: uchebnik dlja studentov vuzov, Moscow: JUNITI-Dana Publ, 2005.
4. Derkach A.A. Akmeologija lichnosti i professionalqnoe razvitie cheloveka. Kn. 1 / Akmeologicheskie osnovy upravlencheskoj dejatelqnosti. Kn. 2, Moscow: RAGS, 2000.
5. Derkach A.A. Metodologo-prikladnye osnovy akmeologicheskix issledovanij, Moscow, 1999.
6. Kolosova L.A. Socialqnaja znachimostq proforientologii. Voronezh: VGU, 2002.

В настоящее время востребовано глубокое исследование и теоретическое обоснование процесса становления профессиональной подготовки, выявление закономерностей, принципов, условий и факторов. Особое внимание данной проблеме уделяется в военной сфере.

В нашей работе мы использовали результаты исследований ученых В.С. Агапова, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкина, С.И. Журковского, И.В. Калинина, Ю.В. Синягина, А.С. Федоренко, А.В. Щербининой, Л.А. Колосовой и др., а также личный и коллективный опыт научно-педагогической деятельности в военном вузе.

Наиболее глубокое исследование системы профессиональной подготовки офицера осуществляется на основе таких научных направлений, как философия, акмеология, профориентология, психология и педагогика.

Охарактеризуем некоторые из них:

акмеология как научное направление исследует достижение человеком наиболее высокого уровня профессионализма. При этом важно учитывать условия и факторы, обеспечивающие возможность достижения высшей точки развития человека, его «акме»;

профориентология – наука о профессиональном ориентировании человека как субъекта жизненного самоопределения.

Профориентология формируется на основе интеграции естественных, технических, гуманитарных научных направлений в процессе изучения закономерностей профессионального становления человека

Учет научной направленности исследований акмеологии и профориентологии позволяет на глубоком теоретико-методическом уровне рассмотреть процесс профессионализма.

При научном исследовании процесса становления профессионализма в военной сфере принципиально важным является выявление закономерностей, условий и факторов, обеспечивающих эффективную профессионализацию и возможность достижения высшей точки развития человека.

Следует подчеркнуть, что развитие личности военного специалиста, раскрытие ее творческого потенциала наиболее активно происходит в процессе профессионализации и профессиональной деятельности.

Поэтому важно выделить структурную сущность профессионализма. Алгоритм профессионализма слагается из интереса, мотивированной целеустремленности, профессионального самоопределения, корректировки профессиональных намерений, профессионализации, формировании карьеры.

Здесь оказывают существенное влияние как социальные условия, так и окружающие люди, семья, родственники и друзья. Важным фактором является учет наследственных задатков человека, условий для их развития.

Формирование профессионализма в научном понимании связано не только с достижением профессионального мастерства, но и с развитием важнейших личностно-профессиональных качеств, черт характера, интеллектуальных качеств, раскрытием творческого потенциала личности и ее нравственным совершенствованием.

Поэтому становление офицера-профессионала и его профессионализм всегда связаны с личностно-профессиональным развитием.

Обобщение проведенных исследований позволяет утверждать, что в процессе личностно-профессионального развития офицера происходят следующие прогрессивные структурные изменения:

  • изменяется направленность личности военнослужащего, профессиональная целеустремленность;
  • расширяется кругозор, интерес и меняется система потребностей;
  • активизируется мотивация профессионализации;
  • возрастает потребность в самореализации и саморазвитии;
  • повышается креативность;
  • повышается профессиональная компетентность;
  • развиваются умения и навыки, накапливается опыт;
  • осваиваются новые алгоритмы решения профессиональных задач;
  • развиваются профессиональные способности.

Профессионализм личности офицера должен обязательно включать в себя систему личностно-профессиональных стандартов, определенных директивной и инструктивной документацией, ориентирующих на высокое качество выполнения профессиональной деятельности, а также систему личностных норм, регулирующих поведение и межличностные отношения.

Это свидетельствует о важнейшей для офицеров регулирующей роли стандартов или эталонов качеств профессиональной деятельности, которые сформировались в процессе овладения мастерством.

Стандарты деятельности военных офицеров имеют тенденцию трансформации в высокие личностные стандарты.

У каждого человека существует система личностной регуляции не только в профессиональной деятельности, но и в быту, на отдыхе.

Поэтому, в поведении офицеров-профессионалов высокого уровня наблюдается образец, модель личности.

Сложилось это под влиянием различных факторов:

  • наследственных задатков;
  • стремления к развитию;
  • профессионального интереса;
  • установленных норм, мотивации к формированию карьеры;
  • социализации и др.

Важно понять, что проявлением модельности, образца личности служит сам факт осознания своей профессионально-статусной принадлежности к офицерскому корпусу, званию офицера.

При этом очевидны четкие и непротиворечивые эталоны, образцы деятельности, поведения и отношений офицеров.

Психолого-педагогические исследования показывают, что профессиональная активизация офицера осуществляется, когда существуют:

  • глубокие и прочные профессиональные знания;
  • высокий уровень сформированности умений;
  • наличие крепких навыков;
  • обширный опыт;
  • стремление к формированию карьеры;
  • знания о последствиях его действий для других людей;
  • способность контролировать свои действия;
  • признание личной ответственности за свои действия и поступки.

Личностные нормы офицера связаны с чувством гордости за свой социальный статус, высокой согласованностью и самоуважением, уверенностью в правильности своей профессиональной деятельности и позиции.

Личностные нормы профессиональной деятельности офицера, безусловно, влияют на мотивацию достижений.

У профессионалов она всегда высокая, но в то же время реалистичная вследствие их адекватной самооценки и хорошего самоконтроля.

Таким образом, профессионализм накладывает на субъект профессиональной деятельности в армии определенные жесткие обязанности, не только отражающие качество деятельности, но и влияющие на его личность и систему отношений.

Следовательно, офицер-профессионал всегда и во всем ограничен рамками своего статуса этических норм поведения и отношений, высоких стандартов деятельности и профессиональных достижений.

Однако как субъект не только профессиональной деятельности, но и жизнедеятельности офицер в этих жестких рамках остается свободным в реализации своего творческого потенциала и в целом – стратегии своей жизни.

Следует подчеркнуть, что в науке установлен принцип субъекта жизни и жизнедеятельности, который позволяет выявить место и роль, смысл и значение деятельности в труде и в жизненном пути личности, понять жизнь не только как свободное от работы время, но и как задачу самореализации личности, которую она осуществляет в течение своей жизни.

Другими словами, потребность офицера в самореализации нацеливает его на индивидуальную траекторию жизненно-профессионального пути.

Важное значение для исследований управленческой деятельности офицера и личности руководителя представляет разработанный и развитый в трудах С.Л. Рубинштейна и его школы принцип потенциального и актуального, имплицитного и эксплицитного.

Этот общефилософский принцип позволил в рамках общей психологии понять личность как проективную, перспективную, не исчерпывающуюся наличными данными систему.

В контексте акмеологии и профориентологии этот принцип, при реализации в военной сфере, служит методологическим ориентиром, раскрывающим резервы, возможности личности офицера, которые могут реализоваться в процессе профессионализации.

Следовательно, профессиональная подготовка офицера в научном понимании связана не только с достижением профессионального мастерства, но и с развитием важнейших личностно-профессиональных качеств: целеустремленности, инициативности, организованности и др.), а также черт характера (упорства, настойчивости, последовательности, системности и др.), интеллектуальных качеств, раскрытием творческого потенциала личности и ее нравственным совершенствованием.

Поэтому система профессиональной подготовки офицера требует дальнейшего изучения и развития.

Рецензенты:

Умывакин В.М., д.г.н., к.т.н., профессор, Воронежский государственный университет, г. Воронеж;

Лагунов В., д.т.н., профессор кафедры безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний, Воронежский государственный педагогический университет, г. Воронеж.

Работа поступила в редакцию 12.11.2014.