Вирусный гепатит А (ВГА) – это классический антропоноз, когда единственным резервуаром возбудителя инфекции является сам человек [11]. Несмотря на тот факт, что в большинстве случаев ВГА представляет собой острую, но доброкачественную инфекцию, протекающую без тяжелых осложнений, появились сведения о фульминантной форме инфекции и учащении случаев ВГА с затяжным течением и возвратными формами [6]. Следует отметить, что патогенетические механизмы многоволновых и возвратных форм до настоящего времени недостаточно изучены. В последние годы, благодаря активному развитию инновационных технологий расширились наши представления о патогенезе данного заболевания, апробированы и внедрены алгоритмы его лечения с применением современных лекарственных средств, однако проблема вирусных гепатитов является одной из сложнейшей как с экономической, так и с общемедицинской точек зрения [3]. При анализе многолетней динамики заболеваемости как по Российской Федерации (РФ), так и по Иркутской области установлено ее снижение. Средний показатель заболеваемости ВГА в Иркутской области по сравнению с таковым показателем по РФ на протяжении 2002–2011 гг. статистически значимо был выше [2].
Эпидемиологический анализ данного процесса показал значительные изменения возрастной структуры пациентов с ВГА, заключающийся в заметном «старении» этой инфекции: если удельный вес взрослых увеличился до 65–85 %, то детей дошкольного возраста уменьшился до 6–7 % [7, 8], что, возможно, свидетельствует о новых путях передачи гепатита А и факторов, способствующих этому.
При ВГА печень является единственным органом, где происходит репликация вируса. Учитывая, что в печени происходит метаболизм многих гормонов, включая гормоны гипофизарно-тиреоидной системы, то, следовательно, при ее воспалении может измениться функциональное состояние данного звена системы нейроэндокринной регуляции. При несвоевременной и/или неэффективной его коррекции произойдет нарушение гормонального гомеостаза, выполняющего важную роль в поддержании репродуктивной функции организма [5].
Учитывая вышеизложенное, целью настоящего исследования явилась оценка функционального состояния гипофизарно-тиреоидного звена системы нейроэндокринной регуляции у женщин репродуктивного возраста, больных острым гепатитом А, для разработки принципов персонифицированной ее коррекции и профилактики репродуктивных нарушений.
Материалы и методы исследования
Всего было обследовано 47 женщин репродуктивного возраста. Основную группу составили 19 пациенток (средний возраст 23,6 ± 1,6 лет), больных острым вирусным гепатитом А, находящиеся в периоде разгара заболевания, протекавшего в желтушной форме средне тяжелой и тяжелой степени тяжести. Желтуха при ВГА нарастает быстро, обычно достигая максимума через 3–5 дней, в последующие 5–10 дней держится на одном уровне, затем ее интенсивность уменьшается. В среднем продолжительность желтушного периода составляет около 2 недель. В контрольной группе обследовано 28 практически здоровых женщин без эндокринной патологии (средний возраст 30,8 ± 0,5 лет).
Концентрации таких гормонов гипофизарно-тиреоидной системы (ГТС), как трийодтиронин (Т3), тироксин (Т4), свободный трийодтиронин (св. Т3), свободный тироксин (св. Т4) и тиреотропный гормон (ТТГ) были определены с помощью иммуноферментного метода с использованием тест-систем «Алкор-Био» (Россия) на иммуноферментном анализаторе «Cobos ELL» (США). Для системной диагностической оценки функционального состояния гипофизарно-тиреоидной системы рассчитывали вспомогательные универсальные индексы с использованием системы автоматизированной обработки данных [4]. Формулы для вычисления были следующие:
– Индекс периферической конверсии (ИПК): ИПК = Т4/Т3.
– Индекс прогрессирующей периферической конверсии (ИППК): ИППК = св.Т4/св.Т3.
– Интегральный тиреоидный индекс (ИТИ): ИТИ = (св. Т3 + св. Т4)/ТТГ.
– Соотношение Т3/св.Т3.
– Соотношение Т4/св.Т4.
Исследования проводились в лабораториях физиологии и патологии эндокринной системы и гинекологической эндокринологии ФГБУ «Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека» Сибирского отделения РАМН и в гепатологическом отделении городской инфекционной клинической больницы г. Иркутска.
В оценке результатов исследований использована интегрированная система для комплексного статистического анализа и обработки данных в среде Statistica 6.1 Stat-Soft ® Inc., США (правообладатель лицензии – ФГБУ «Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека» Сибирского отделения РАМН). Статистическая значимость сравниваемых показателей с нормальным распределением, которое определялось по критерию согласия Колмогорова – Смирнова, устанавливалась с использованием t-критерия Стьюдента.
Результаты исследования и их обсуждение
У больных ВГА в функционировании гипофизарного звена гипофизарно-тиреоидной системы, определяемого по содержанию тиреотропного гормона (ТТГ), изменений не выявлено (таблица). Это свидетельствует, возможно, о стабильном функционировании регуляторного звена щитовидной железы, что может быть отражением перестройки метаболизма гормонов-эффекторов (Т4, Т3). При оценке состояния периферического звена гипофизарно-тиреоидной системы было установлено увеличение основного гормона щитовидной железы (Т4) на 54 % и наиболее активного гормона (Т3) на 26 %. Полученные данные свидетельствуют о том, что происходит активация деятельности самой щитовидной железы, поскольку увеличение тироксина, являющегося продуктом секреции самой щитовидной железы, более значительно по сравнению с увеличением Т3, являющегося продуктом периферической конверсии Т4 в других органах (в основном в печени, а также в меньшей степени в почках, жировой ткани и других органах). В связи с этим следует отметить, что индекс периферической конверсии (Т4/Т3) является большим у пациентов с ВГА (68,9 ± 30,7 нМ/л) по сравнению со здоровыми женщинами (53,3 ± 10,3 нМ/л). Таким образом, увеличение периферических гормонов Т4 и Т3 идет в большей степени за счет Т4.
Метаболически активными тиреоидными гормонами являются их свободные фракции, т.е. гормоны, освобожденные от белков-переносчиков. В норме свободная фракция Т4 (св. Т4) составляет 0,05 % от общего Т4. У больных ВГА отмечается увеличение ее по сравнению с контролем на 15 %. В норме свободная фракция Т3 (св. Т3) составляет 0,3 % от общего Т3. У больных ВГА увеличение содержания св. Т3 происходит на 58 % по сравнению с контролем. Соотношение Т4/св. Т4 у больных ВГА увеличивается на 33 %, в то время как соотношение Т3/св. Т3 уменьшается на 22 %. Оценивая данный показатель прогрессирующей конверсии периферических гормонов, можно утверждать, что наиболее выраженная конверсия периферических гормонов идет в сторону образования св. Т3, который является наиболее активным (активность св. Т3 превышает таковую св. Т4 в 10 раз). Кроме этого, необходимо подчеркнуть, что период полужизни тироксина составляет 6,5 суток, а Т3 – 1,5 суток, т.е. несмотря на более длительный период циркуляции тироксина по сравнению с трийодтиронином, свободные фракции Т3 больше на 58 %, что еще раз подчеркивает более значительное увеличении периферической конверсии наиболее активного гормона Т3 в св. Т3.
Функциональное состояние гипофизарно-тиреоидной системы и тиреоидные индексы у женщин репродуктивного возраста, больных острым гепатитом А
Гормоны гипофизарно-тиреоидной системы |
Группы обследованных пациенток |
|
Контрольная группа, n = 28 |
ВГА, n = 19 |
|
ТТГ (мЕД/мл) |
1,8 ± 0,7 |
1,9 ± 0,8 |
Т4 (нМ/л) |
109,1 ± 16,2 |
167,5 ± 36,3* |
Т3 (нМ/л) |
2,1 ± 0,4 |
2,6 ± 0,6* |
св. Т4 (пМ/л) |
12,7 ± 2,4 |
14,6 ± 2,7* |
св. Т3 (пМ/л) |
3,9 ± 1,4 |
6,1 ± 1,9* |
Т3/св. Т3 |
0,6 ± 0,2 |
0,5 ± 0,2* |
Т4/св. Т4 |
8,7 ± 1,5 |
11,6 ± 2,5* |
ИПК |
53,3 ± 10,3 |
68,9 ± 30,7* |
ИпПК |
3,6 ± 1,3 |
2,6 ± 0,8* |
ИТИ |
11,3 ± 5,9 |
13,5 ± 7,0 |
Примечание. * – p < 0,05.
Несмотря на выявленные значимые изменения периферической конверсии тиреоидных гормонов, интегральный тиреоидный индекс (св. Т3 + св. Т4)/ТТГ) не меняется. Это свидетельствует о том, что происходящие изменения в гипофизарно-тиреоидной системы у больных вирусным гепатитом А, отражают адаптационно-приспособительные механизмы организма, выражающиеся в переходе функционирования данной системы на более высокий уровень за счет как повышения выработки Т4 щитовидной железой, так и в повышении уровня св. Т3, отражающего повышенную конверсию Т3 в св. Т3.
Заключение
Литературные данные свидетельствуют, что для срочной адаптации организма к действию стрессорных факторов, каковым является и вирус гепатита А, в результате эволюции сформировался механизм оптимизации функционировании щитовидной железы с преобладанием наиболее метаболически активного св. Т3 [9, 10]. Это особенно важно в связи с тем, что Иркутская область относится к эндемически неблагоприятным районам по йоду [1]. В связи с необходимым поддержанием функционирования гипофизарно-тиреоидной системы на более высоком уровне, данный механизм обеспечивается за счет Т3, в структуре которого находится на 25 % йода меньше, чем в Т4. Полученные данные свидетельствуют об особенностях перестройки в функционировании гипофизарной-тиреоидной системы в условиях острого воздействия вируса гепатита А, что необходимо учитывать при коррекции данных нарушений системы нейроэндокринной регуляции.
Рецензенты:
Семинский И.Ж., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой патологии с курсами клинической иммунологии и аллергологии, ГБОУ ВПО «Иркутский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Иркутск;
Савилов Е.Д., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой эпидемиологии и микробиологии, ГБОУ ВПО «Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Иркутск.
Работа поступила в редакцию 15.09.2014.