Переход России на путь инновационного развития, зафиксированного в ряде основополагающих документов (Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Государственная программа «Развитие науки и технологий» на 2012–2020 годы, Закон РФ «Об образовании в РФ» и др.), определяет необходимость исследования «инновационной деятельности» как психолого-педагогического феномена. Приоритетной становится задача подготовки в вузе специалистов, ориентированных на работу в инновационной среде, что диктует необходимость разработки психолого-педагогической модели готовности выпускника вуза к инновационной деятельности. Однако, прежде всего, уточним основные понятия исследования:
- инновации рассматриваются нами как явления культуры, которых не было на предшествующих стадиях ее развития, но которые появились на данной стадии и получили в ней признание; закрепившиеся в знаковой форме и/или в деятельности посредством изменения способов, механизмов, результатов, содержаний самой этой деятельности [7]. Такое понимание термина позволяет рассматривать инновации как некую целостность, в которой присутствует два различных процесса: «творческий» процесс, направленный на изменение, обновление, креативность и т.д., и процесс «структурирования» (нормативности, упорядоченности, стандартизации и т.д.). Это делает возможным: обоснование наличия рассматриваемого феномена в любой исторический период и возможности использования накопленного в науке и практике опыта в области формирования готовности к инновационной деятельности в современных условиях; рассмотрение соотношения творческого вектора и вектора структурирования, что приводит к выводу, что на современном этапе развития общества крайне важно не только увеличить градиент первой составляющей, т.е. подготовить специалиста, способного продуцировать новые идеи, менять стереотипы, находить нестандартные решения, но и способного реализовать эти новшества в успешных проектах.
- инновационную деятельность, ориентируясь на принятое ранее определение «инновации», мы определяем как деятельность, направленную на создание и реализацию новшества с целью получения практического результата, оказывающих позитивное влияние на социально-экономическую, политическую, научную и др. сферы общества.
Важно, что «инновационная деятельность» имеет не только экономическое, но и социально-психологическое содержание, оно предстает как особый вид деятельности, предполагающей наличие у ее субъекта особых психологических качеств. Рассмотрим далее, какими именно качествами должен обладать человек, ориентированный на инновационную деятельность.
Исследования качеств личности человека, ориентированного на инновационную деятельность началось в XX, после выхода в свет работ Й. Шумпетера [14]. К настоящему времени в науке накоплен достаточно большой опыт психологических исследований в этой области. Они посвящены описанию «инновационного поведения», «характеристикам инновационной личности», «психологической готовности к инновационной деятельности», «инновационный интеллект личности», «инновационный потенциал личности» и др. Рассмотрим те из них, которые находятся в поле нашего исследования.
С.Р. Яголковский, работая в области психологии инноваций, вполне правомерно, связывает успешность инновационных процессов c «… теми психологическими параметрами субъекта, которые связаны с его компетентностью во взаимодействии с новыми идеями и технологиями» [15, с. 69]. Эта компетентность, по мнению ученого, имеет две основные стороны: одна из них связана со способностью продуцировать такие идеи (креативностью), а вторая – со способностью их принимать, дорабатывать, распространять и внедрять (инновационностью). Важность данного тезиса для нашего исследования заключается в том, что подготовка специалистов, ориентированных на инновационную деятельность, сводится во многих случаях только к «пробуждению» творческого начала будущих специалистов, что, несомненно, является важной, но не исчерпывающей частью формирования готовности к инновационной деятельности.
Ряд авторов, подчеркивая важность инновационного поведения педагога, выделяют такие качества, как: готовность совершенствовать профессионально-педагогическую деятельность и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов. Сюда также отнесены «…желание и возможность развивать свои интересы и представления, искать собственные нетрадиционные решения возникающих проблем, воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании» [9, с. 15].
В аспекте темы исследования важно рассмотреть созданные психологические модели личности предпринимателя как человека, ориентированного не только на создание нового, но и на его успешное внедрение [2; 3; 5;10].
Одним из первых создателей психологического портрета предпринимателя является В. Зомбарт [5]. Предприниматель, по В. Зомбарту, должен обладать следующими качествами: завоевателя (духовная свобода, воля и энергия, упорство и постоянство); организатора (способность правильно оценивать людей, заставлять их работать, координируя их действия); торговца (способность вербовать людей без принуждения, возбуждать в них интерес к своей продукции, внушать доверие).
Более детальный портрет предпринимателя представлен в работах шведского экономиста Б. Карлоффа, активно работавшего над этой проблемой в начале 90-х годов XX века [3]. Ученый выделяет следующие качества предпринимателя: предпочитает принимать решения самостоятельно; восприимчив к новому, нацелен на получение результатов; открыт для конструктивной критики и похвал; стремится принимать активное участие в бизнесе; любит быстрое развитие и нововведения; в деловом окружении, при расширении бизнеса чувствует себя как рыба в воде; крайне требователен к себе и к способностям своих компаньонов.
Для нашего исследования интерес представляют данные пятилетнего совместного проекта по созданию «профиля предпринимателя», проводимого фирмой «Макбер энд компани», Американским агентством по международному развитию и национальным научным фондом США. В результате исследования были выделены следующие качества [10]: инициативность, упорство, ориентация на эффективность и качество, независимость, систематическое наблюдение и планирование, вовлеченность в деловые контакты, стремление быть достаточно информированным в необходимых областях, целеустремленность. В качестве приоритетных характеристик выделялись: стремление к достижению определенных высот и нацеленность на успех.
Остановимся подробнее на основополагающих для инновационного развития России документах. В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года для описания особенностей «инноватора» предложены следующие характеристики: «способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому; способность к критическому мышлению; способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно, готовность к работе в команде и в высококонкурентной среде; владение иностранными языками, предполагающее способность к свободному бытовому, деловому и профессиональному общению».
Перечисленные выше положения рассматриваются в документе как «компетенции инновационной деятельности». Однако ряд ученых, работающих в области социологии и философии, считают перечисленные компетенции достаточно далекими от реалий российской жизни. Например, Е.А. Тюгашев, размышляя о национальных особенностях инновационной деятельности, полагает, что представленные в документе характеристики вполне приемлема «… по отношению к человеку свободной профессии… но представляется малоподходящей для лиц других профессий и форм экономической активности, требующих иных компетенций. Так, для большей части населения владение иностранными языками как компетенция навсегда останется недосягаемой, да и ненужной мечтой…» [12]. Он считает, что для России, известной своей нравственной чуткостью и интеллектуальной традицией, «…именно нравственный прогресс является магистральным направлением инновационного развития российского общества, а успехи в науке и технике, экономики и политике производны в наших условиях от нравственных устоев».
Исследования, проведенные Институтом менеджмента инноваций Высшей школы экономики в 2013 г. [6], позволяют представить социальный портрет участника инновационной деятельности. Прежде всего, авторы выделяют наиболее важные компоненты инновационной деятельности, с которыми сталкиваются «инноваторы»: «работка важных для развития компании стратегических программных документов, защита их на высшем уровне управления компанией, организация контроля их выполнения; организация взаимодействия с внешними контрагентами: государственными органами, заказчиками и подрядчиками, разработчиками, вузами; выполнение различных технологических проектов по выпуску новой продукции, модернизации производства, ввод в действие новых объектов; выстраивание внутрикорпоративных бизнес-процессов и организационных структур, систем управления, формирование новых отделов и дочерних компаний» [6, с. 5]. Глубокий анализ работы менеджеров инноваций по указанным направлениям привел организаторов эксперимента к выводу о необходимости формирования особого слоя людей, «пригодных» для инновационной деятельности, так как «далеко не все «чистые менеджеры» способны эффективно управлять инновациями» [6, с. 16]. Для такой работы, по мнению исследователей, требуется умение работать в режиме высокой неопределенности и рисков; иметь высокую работоспособность и креативность, уметь собрать команду разнопрофильных специалистов и управлять ими, а также выстраивать коммуникации внутри компании и вовне ее.
Целенаправленные психологические исследования особенностей личности инноватора ведутся в России сравнительно недавно. Проанализируем различные взгляды ученых, важных для нашего исследования:
- в работах В.Д. Шадрикова [13] к факторам, влияющим на успешность инновационной деятельности отнесены: ценностные ориентации, процессы планирования, программирования, принятия решений, регуляторные аспекты интеллекта и креативности и пр.;
- по мнению В.А. Петровского [8], исследовавшего инновационную деятельность с позиции «надситуативной активности», необходимо сделать делает акцент на способности человека «творить и направленно транслировать инновации собственного опыта другим людям»;
- Н.В. Сербиновская считает, что при исследовании феномена инновационности следует усилить внимание «к проблематике восприятия, принятия, освоения и использования оригинальных и творческих идей … зачастую прекрасная научная идея может оказаться нереализованной и невостребованной не потому, что является непрактичной или неинтересной, а потому, что не была должным образом воспринята, оценена и прорекламирована» [11. с. 28];
- по мнению Ю.А. Карповой [4], наоборот, следует выделить в качестве основополагающего – способность «генерировать творчество», т.е. способность генерирования нового, которая начинает формироваться уже на начальной стадии обучения;
- группа авторов [1], проводивших исследования по рассматриваемой проблеме в России и Кыргызстане, в качестве ресурсных характеристик инновационного поведения студенческой молодежи выделили инициативность (степень готовности человека действовать в условиях неопределенности, полагаться на свои силы и отвечать за результаты); предпочтение деятельности, требующей инновативности (проявляющиеся в выборе (игнорировании) такого вида деятельности); готовность к переменам (отражает степень предпочтений, широкого круга жизненных ситуаций, требующих перестройки устоявшихся параметров жизнеосуществления).
Таким образом, обобщая работы отечественных и зарубежных ученых, мы выделяем две группы качеств, отражающих, на наш взгляд, специфику инновационной деятельности: творческую и организационно-управленческую. Первая составляющая связана с продуцированием новых идей и креативных решений; вторая – ближе к деятельности менеджера. Однако при наполнении содержанием выделенных компонентов мы столкнулись с необходимостью достаточно жестко ограничить в аспекте исследуемой проблемы как творческую составляющую (сделать её более предсказуемой и управляемой), так и организационно-управленческую (понимая, что функции «инновационного менеджера» существенно отличается от функций «традиционного менеджера»). Кроме того, мы столкнулись с необходимостью «перекрытия» содержания этих двух компонентов, так как многие качества инноватора были важны как при продуцировании, так и при реализации новых идей. Исходя из этого, психолого-педагогическая модель готовности личности к инновационной деятельности, можно представить в виде следующей схемы (рисунок).
Психолого-педагогическая модель готовности выпускника вуза к инновационной деятельности
Когнитивный компонент включает знания психолого-педагогических и технологических основ инновационной деятельности, логическое, критическое и творческое мышление.
Мотивационный компонент отражает как «действующие» мотивы, так и «потенциальные»: профессиональная мотивация; познавательная мотивация; мотивация творческой деятельности; мотивация самореализации; мотивация достижения успеха.
Эмоционально-волевой компонент связан с теми качествами личности, которые определяют эффективность деятельности в инновационном поле. К ним мы относим: рефлексивность, флексибильность, высокий уровень интернальности, фрустрационную толерантность, адекватную самооценку.
Операциональный компонент является интегрирующим, он включает в себя умения целепологания, планирования, оценки и коррекциии своей деятельности.
Рецензенты:
Лежнева Н.В., д.п.н., профессор, Троицкий филиал Челябинского государственного университета, г. Троицк;
Уварина Н.В., д.п.н., профессор, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск.
Работа поступила в редакцию 29.07.2014.