Сегодня общепризнано, что только массовая профилактика и ранняя диагностика рака желудка (РЖ) может разрешить проблему успешной борьбы с этим заболеванием [19], но в настоящее время нет эффективного и экономически корректного метода диагностики, который мог бы быть использован для массовых обследований на предмет выявления предрака и рака желудка [15, 14]. Наилучших успехов в выявлении РЖ на ранних стадиях достигла Япония благодаря массовому скринингу населения и принятым национальным программам по борьбе с раком [48]: до 60 % случаев диагностируется на стадиях раннего рака, высока выявляемость и пограничных изменений [22, 44, 39], тогда как в Европе, США и других странах выявляемость РЖ на ранних стадиях составляет не более 20 % [48]. Однако во всем мире, кроме Японии и Кореи, не существует реально работающих программ скрининга по РЖ [31, 42, 33, 41].
В России при высоком уровне заболеваемости РЖ только в 5–10 % рак выявляется на ранних стадиях [3, 22, 4], что обусловлено, среди прочих факторов, и отставанием в современной диагностике предраковых заболеваний органов пищеварения [2, 29], 80 % больных обращаются за медицинской помощью уже при III-IV стадии опухолевого процесса, тогда как известно, что стойкое излечение возможно только на начальных стадиях процесса, когда практически отсутствуют клинические проявления заболевания [1].
Обычно в странах с высокой заболеваемостью раком желудка, таких как Корея и Япония, практикуется скрининг всего населения, включающий методы рентген-флюорографии или эндоскопии [33]. Наиболее старая модель скрининга (рентген-флюорография) уже десятилетиями успешно работает в Японии и доказала свою эффективность [31].
В настоящее время ни один из практических методов клинического и инструментального обследований сам по себе не позволяет однозначно решить вопросы раннего выявления рака, поэтому важно использование различных комбинаций методов [5, 11]. В последние годы наблюдается инновационное развитие всех технологий лучевой диагностики, если раньше действовал принцип последовательного перехода от простого метода исследования к сложному, то в последние годы выбирают наиболее результативный, в том числе дорогостоящий метод, или сочетание методов для получения максимально быстрого и эффективного результата [12].
Относительно простым и недорогим методом исследования желудка является рентгеноскопия. Чувствительность определения раннего РЖ составляет 60–75 %, специфичность достигает 95 %. При рентгеноскопии желудка с двойным контрастированием чувствительность выявления малигнизации повышается до 90–95 % [49]. Особое место в диагностике рака желудка занимает прогрессивно развивающееся ультразвуковое исследование, которое благодаря своей экономичности, безвредности, возможности одновременного исследования органов брюшной полости и забрюшинного пространства стало одним из методов первичного обследования больных [16, 10].
Рутинное абдоминальное ультразвуковое исследование используется в основном для выявления отдаленных метастазов из-за недостаточной точности и достоверности определения глубины инвазии и размера первичной опухоли [24, 43, 44]. Точность определения глубины инвазии при раннем РЖ не превышает 66 % [35]. Чувствительность и специфичность обнаружения метастатического поражения лимфоузлов составляет 12–80 % и 56–100 % соответственно [38]. Однако диагностические возможности метода расширились с появлением трехмерной эхографии (3D-режим) [13, 18], результаты комплексной эхографии желудка в целом становятся более значимыми, чем данные, полученные при фиброгастроскопии и компьютерной томографии [20].
Известно, что рутинным рентгенологическим методом ранний РЖ «пропускается» почти в 25 % случаев [22, 9]. Поэтому дополнительным методом диагностики предшествующих поражений слизистой оболочки желудка после предварительно проведенных рентгенологического и эндоскопического методов может быть рентгеновская компьютерная томография (КТ) [9, 4, 21]. Чувствительность и специфичность КТ в выявлении раннего РЖ составляет соответственно 36–69 % и 83–92 %, точность – 20–56 %. Поражение лимфоузлов точно диагностируется в 48–70 % случаев, глубина инвазии – в 43–66 % [28, 37, 46]. Современные спиральные многосрезовые компьютерные томографы (MDCT) позволяют выполнять трехмерную пространственную реконструкцию изображения и осуществлять виртуальную гастроскопию (virtualgastroscopy), чувствительность которой при выявлении раннего РЖ достигает 78–84 % [37], точность определения глубины инвазии опухоли в стенку желудка составляет 89 %, наличия метастатического поражения лимфоузлов – 78 % [28, 46].
Магнитно-резонансная томография (МРТ), также как и КТ, в основном используется для определения отдаленных метастазов и стадирования рака желудка на поздних стадиях. Чувствительность и специфичность выявления метастазов в лимфоузлы составляет 54–85 % и 50–100 % соответственно [38]. Точность в определении глубины инвазии опухоли не превышает 82 %. Кроме того, практически отсутствует информация о МРТ полых органов пищеварения, не изучены достоинства метода в диагностике рака желудка, особенно его ранних стадий [10]. Предварительные результаты использования МРТ в диагностике рака желудка у пациентов с эндоскопически установленным диагнозом показали наибольшую значимость метода в уточнении локализации процесса по отделам желудка, толщины и изменения МР-сигнала от инфильтрированной желудочной стенки [5, 23].
Позитрон-эмиссионная томография (ПЭТ) основана на регистрации распределения в организме радиофармпрепаратов (РФП), меченных позитрон-излучающими радионуклидами. Наиболее распространенным РФП является 18F-2-дезокси-2-флюоро-D-глюкоза (ФДГ) [26]. Для повышения чувствительности метода ведутся разработки по созданию РФП с высокой тканеспецифичностью и туморотропностью. В настоящее время с помощью ПЭТ может быть выявлено лишь около 26 % больных с ранним РЖ [40]. В большей степени ПЭТ помогает определить агрессивность течения рака желудка, наличие отдаленных метастазов и ответ на проводимую противоопухолевую терапию. Сегодня наиболее диагностически значима ПЭТ для выявления опухолей лимфатической природы и лимфодиссеминированных процессов [17].
В ряде случаев при РЖ прибегают к диагностической лапароскопии. Этим методом можно оценить вероятность удаления опухоли и ее распространенность по брюшной полости, а также сделать биопсию или взять жидкость для исследования [17]. Кроме того, диагностическая лапароскопия с биопсией позволяют правильно установить и подтвердить гистологически диагноз у 96 % больных с диссеминацией рака по брюшной полости и тем самым избежать пробной лапаротомии у 36 % больных. У 72 % пациентов с установленным диагнозом РЖ лапароскопия помогает правильно оценить состояние регионарных лимфатических узлов [4,21]. Лапароскопия является надежным методом определения резектабельности опухоли с диагностической точностью до 89 % [45, 30]. Сочетание КТ и лапароскопии позволяет обнаружить подавляющее большинство опухолей еще до хирургического вмешательства, при этом лапароскопия должна оставаться неотъемлемой частью диагностики для всех пациентов с раком желудка [25, 27].
Таким образом, в настоящее время рентгенологический метод с помощью контрастного исследования желудочно-кишечного тракта не потерял своей актуальности. Как правило, рентгенологическое исследование сочетается с эндоскопией желудка, ультразвуковым исследованием органов брюшной полости, применением методов виртуальной и конвенциональной эндоскопии [32, 34]. Эта сочетанная методика дает возможность выявлять наряду с эндофитными опухолями образования, имеющие интрамуральный и/или экзофитный характер распространенности [17]. Однако наиболее информативными, эффективными и современными методами диагностики органов пищеварения во всем мире в настоящее время считаются компьютерная томография (КТ), магнитно-резонансная томография (МРТ), позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) и сочетание методов [47, 36].
Вместе с тем, наиболее актуальными в борьбе с раком желудка являются скрининговые программы по выявлению заболеваний на ранней стадии до развития классической картины болезни [6]. На сегодняшний день ни один из практических методов клинического и инструментального обследования однозначно определить раннее раковое поражение желудка не может. Поэтому для получения эффективного конечного результата необходима программа организации диагностических исследований с применением наиболее результативных технологий (или их различных сочетаний) с включением лабораторных неинвазивных тестов по ранней диагностике рака желудка [25, 26], а также современных методов своевременной адекватной и всеобъемлющей инструментальной диагностики онкологических процессов, таких как современные цифровые видеоэндоскопические комплексы с применением методов «электронной хромоскопии», флюоресценции, эндоУЗИ, конфокальной и конвенциональной эндоскопии [8].
Рецензенты:
Бородин Н.А., д.м.н., профессор кафедры факультетской хирургии, ГБОУ ВПО «Тюменская государственная медицинская академия» МЗ РФ, г. Тюмень;
Оспанов О.Б., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой эндохирургии АО «Медицинский университет города Астана», РК, г. Астана.
Работа поступила в редакцию 05.08.2014.