В настоящее время в мире продолжается рост частоты и распространенности аллергодерматозов, от которых в ряде стран страдает до 25 % населения. В современной структуре заболеваемости аллергодерматозы занимают третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний [1, 2, 12].
Дисгидротическая экзема (ДЭ) является классической наиболее распространенной формой истинной экземы (ИЭ), которая представляет собой хронический рецидивирующий дерматоз, характеризующийся полиморфными высыпаниями и выраженным зудом, сопровождающийся расстройством нервной, эндокринной, иммунной и других систем организма. Хроническое течение с частыми рецидивами, недостаточная эффективность существующих методов лечения и профилактики ставят экзему в ряд наиболее актуальных проблем современной медицины. Значимость проблемы определяется также широким распространением (30–40 % от всех заболеваний кожи) и ущербом, наносимым здоровью, значительно снижающим трудоспособность и качество жизни пациентов [5, 6, 13].
Недостаточность иммунной системы, постоянное механическое повреждение кожи на фоне зуда, становятся причиной присоединения вторичной бактериальной, вирусной и грибковой инфекций кожных покровов, ухудшая течение заболевания [7].
Известно, что биологические мембраны – основные структурные и функциональные элементы живых клеток – активно участвуют в большинстве биохимических процессов в организме. Они определяют морфологическую целостность клетки: рецепцию, проницаемость, транспорт метаболитов и т.д. Дестабилизация мембран приводит к функциональным нарушениям как клетки, так и организма в целом. Одним из наиболее распространенных механизмов деструкции мембранных структур является усиление процессов ПОЛ. По мнению исследователей, формирующаяся патология кожи при экземе является в значительной степени результатом оксидантного стресса и снижения функции АОЗ [2, 8, 9].
В последнее время в связи с ростом аллергизации населения, снижения чувствительности к антибиотикам, огромном количестве их побочных эффектов, все более популярными становятся немедикаментозные альтернативные методы лечения, в том числе озонотерапия. Интерес к озону связан с его высоким окислительно-восстановительным потенциалом, влиянием на транспортировку и высвобождение кислорода в тканях. Озон – природный антибиотик, обладающий бактерицидным, вирусоцидным, фунгицидным, иммуномодулирующим, противогипоксическим, цитостатическим и дезинтоксикационным воздействием [10, 11].
Цель настоящего исследования – оптимизация терапии больных с истинной экземой, осложненной пиодермией.
Материалы и методы исследования
Под нашим наблюдением в Северо-Осетинском республиканском кожновенерологическом диспансере (СОРКВД) в период с 2010 по 2012гг. находилось 80 больных с ДЭ в стадии обострения, осложненной пиодермией. Одним из условий взятия под наблюдение было отсутствие выраженной сопутствующей патологии, а также наличие легкой и среднетяжелой формы экземы в стадии обострения. Возраст пациентов от 31 до 52 лет, из них женщин – 48 (60,0 %), мужчин – 32 (40,0 %). Продолжительность болезни от 1 месяца до 5 лет. У большинства пациентов (61,3 %) обострение возникало преимущественно в весенний и осенне-зимний периоды, у остальных (38,7 %) четкой сезонности не наблюдалось.
В 57 (71,3 %) случаях отмечена генетическая предрасположенность в виде различных аллергических заболеваний (бронхиальная астма, поллиноз, экзема, атопический дерматит, крапивница и др.) среди близких родственников (родители, братья и сестры).
В качестве причины развития заболевания 37 (46,3 %) человек указали на контакт с различными вредными химическими и физическими факторами производственного и бытового характера (растворители, моющие средства, аэрозоли, краски, лаки и т.д.), 22 (27,5 %) – на психоэмоциональные нарушения, 9 (11,3 %) – на употребление различных продуктов питания. У 12 (15 %) пациентов выяснить предполагаемую причину болезни не удалось. При этом большинство опрошенных (63,8 %) отмечали хотя бы один эпизод аллергических реакций еще до развития экземы.
При клиническом обследовании пациентов была установлена сопутствующая патология: субклинические хронические болезни органов желудочно-кишечного тракта (гастрит, колит, холецистит, панкреатит, дисбактериоз кишечника) у 58 (72,5 %) человек, вегето-сосудистая дистония – у 43 (53,8 %), не кожные очаги хронической фокальной инфекции (тонзиллит, фарингит, гайморит, хронический бронхит, холецистит и др.) – у 24 (30,0 %), другая патология – у 8 (10 %).
Для определения степени тяжести экземы и активности кожного процесса использовался дерматологический индекс EASI. С учетом основных параметров заболевания: распространенности кожного процесса, интенсивности клинических проявлений, субъективной симптоматики индекс составил 36,0 ± 2,1.
По тяжести заболевания пациенты распределились следующим образом: 43(53,8 %) человека – с легкой формой, 37(46,2 %) – среднетяжелой.
У 26 (32,5 %) пациентов высыпания локализовались на кистях, у 17 (21,3 %) – на кистях и лице, у 8 (1,0 %) – на кистях, стопах и лице, у 14 (17,5 %) – на кистях, предплечьях и лице, у 15 (18,8 %) – на кистях, стопах, лице и туловище. Высыпания носили острый характер и были представлены папулезно-везикулезными элементами на эритематозном фоне, с наличием мокнутия, чешуек, корочек и трещин. Все пациенты жаловались на значительный зуд кожи.
У всех пациентов экзема сочеталась с клиническими проявлениями пиодермии, представленной поверхностными фолликулитами у 34 (42,5 %) пациентов, сикозом – у 7 (8,75 %), стрептококковым и смешанным импетиго – у 33 (41,25 %), единичными глубокими фолликулитами – в 6 (7,5 %) случаях.
Среди 80 наблюдаемых больных 16 (20 %) обратились с первым эпизодом болезни; 52 (65 %) – состояли на диспансерном учете в РКВД; 9 (11,3 %) – по совету членов семьи принимали антигистаминные препараты и кортикостероидные кремы и мази; 3 (3,8 %) человека занимались траволечением. У большинства пациентов (55 %) заболевание началось во взрослом возрасте после 30 лет (33,2 ± 2,6).
В 64 (80 %) случаях течение болезни было хроническим, с различной частотой рецидивов. У 22 (34,4 %) из них рецидивы отмечались 1–2 раза в год, у 37 (57,8 %) – 3–4 раза, у 5 (7,8 %) – 5 и более раз в течение года с неполными ремиссиями. Обострение чаще всего наступало после контакта с моющими и лакокрасочными веществами, вследствие нервных стрессов, а также в результате нарушения гипоаллергенной диеты.
Обследование пациентов проводилось согласно стандарту и включало в себя сбор жалоб, анамнестических данных, объективное обследование, лабораторную диагностику.
Пациенты были разбиты на 2 группы: 1-ая группа (средний индекс EASI – 37,4 ± 2,6) получала стандартную терапию, 2-ая (индекс EASI – 35,8 ± 2,2) – стандартную терапию плюс озон. В обеих группах было произведено исследование показателей ПОЛ-АОЗ: малонового диальдегида в эритроцитах (МДА), гидроперекисей в крови (ГП), каталазы (КТ) в эритроцитах, супероксиддисмутазы (СОД) [3, 4]. Исследования проводилось на базе научно-исследовательской лаборатории медицинской академии.
В качестве сравнения были обследованы 40 пациентов с ДЭ без осложнений пиодермией (индекс EASI – 36,4 ± 2,8), получавшие стандартную терапию, а также 30 практически здоровых лиц.
Лечение проводилось с учетом стандартов Минздрава РФ на фоне гипоаллергенной диеты. Обе группы получали антигистаминные (цетиризин, клемастин), гипосенсибилизирующие препараты (глюконат кальция, тиосульфат натрия), витамины (аевит, аскорутин), энтеросорбенты (энтеросгель). Пациентам со среднетяжелой формой ДЭ вводили внутривенно-капельно раствор реамберина по 200-400 мл ежедневно или через день, на курс 3-5 инфузий.
Внутривенное введение озонированного физиологического раствора (концентрация озона в растворе 2 мг/л) производили по 400 мл 3 раза в неделю, всего 5 – 9 процедур на курс лечения. Использовался аппарат фирмы «Медозонс» (Н. Новгород).
Местная терапия экзематозных проявлений включала примочки, аэрозоли (при мокнутии), кортикостероидные кремы и мази (метилпреднизолонаацепонат, гидрокортизона 17-бутират); для лечения пиодермитов – туширования спиртовыми растворами анилиновых красителей, комбинированные аэрозоли и кремы с кортикостероидами и антибиотиками (оксикорт, пимафукорт), а также антибактериальные мази (фуцидин, банеоцин, бактробан).
Наблюдение за пациентами продолжалось в течение 1 года.
Основными критериями эффективности являлись: регресс высыпаний, снижение степени тяжести экземы в соответствии с индексом EASI, отсутствие проявлений вторичной инфекции, улучшение показателей системы ПОЛ-АОЗ, сокращение количества рецидивов.
Результаты исследования и их обсуждение
Согласно результатам проведенных исследований (табл. 1), уровень показателей системы ПОЛ-АОЗ у пациентов с ИЭ в обеих группах свидетельствует о наличии окислительного стресса на фоне повышенного напряжения в каталазном звене детоксикации активных форм кислорода, наблюдаемом на фоне снижения активности СОД. При этом, поскольку субстратом для энзиматического разложения КТ служит перекись водорода, образуемая в результате действия СОД на супероксид-анионрадикал, то отмеченный дисбаланс – повышенное содержание первичных (ГП) и вторичных (МДА) продуктов ПОЛ может быть связано с этим обстоятельством – избыточным ее накоплением. Также благоприятные результаты получены на фоне проведенной терапии, особенно во второй группе: наблюдается значительное падение содержания продуктов окислительной деструкции мембран (на 20 и 64 % соответственно для ГП и 31 и 49 % для МДА). О снижении напряженности в ферментативном звене системы АОЗ свидетельствует также уменьшение активности каталазы на фоне стабилизации значений СОД, в которых можно отметить четкий тренд к показателям контрольной группы.
Таблица 1
Показатели системы «ПОЛ-АОЗ» у больных дисгидротической экземой
Группы обследованных |
Показатели |
|||
ГП (мкмоль/л) |
МДА (мкмоль/л) |
КТх10-4 (МЕ/г Hb) |
СОД ( % ингиби-рования) |
|
Здоровые лица (n = 30) |
3,896 ± 0,424 |
37,082 ± 2,582 |
21,096 ± 0,561 |
55,6 % |
Пациенты с ДЭ без осложнений (группа 1) до лечения (n = 40) |
5,409 ± 0,430 |
57,643 ± 4,554 |
28,985 ± 1,447 |
33,4 % |
Пациенты с ДЭ без осложнений (группа 1) после лечения (n = 38) |
4,525 ± 0,260 |
44,233 ± 4,541 |
26,274 ± 1,457 |
48,3 % |
Основная группа (группа 2) до лечения (n = 40) |
6,521 ± 0,238 |
59,285 ± 3,224 |
29,424 ± 1,523 |
31,2 % |
Основная группа (группа 2) после лечения (n = 39) |
3,974 ± 0,454 |
39,852 ± 2,482 |
23,174 ± 0,578 |
51,2 % |
Озонотерапия эффективно влияла на основные клинические проявления экземы (зуд, островоспалительные явления на коже, экскориации и др.). Практически у всех больных после проведения 2–4-х процедур озонотерапии отмечалось видимое клиническое улучшение, выражавшееся в прекращении зуда (через 4–6 дней), исчезновении мокнутия (через 1–3 дня) и вторичных пиодермических высыпаний (через 6–8 дней), улучшении самочувствия. Эффект от проведенной терапии в обеих группах был удовлетворительным (табл.2), с некоторым преимуществом у больных, получавших озон.
Таблица 2
Результаты лечения больных дисгидротической экземой
Группы пациентов |
Результаты лечения |
||||||||
Клиническое выздоровление |
Значительное улучшение |
Улучшение |
Без эффекта |
||||||
абс. |
% |
абс. |
% |
EASI |
абс. |
% |
абс. |
% |
|
Группа 1 (п = 40) |
28 |
70 |
12 |
30 |
6,8 ± 0,6 |
- |
- |
||
Группа 2 (п = 40) |
31 |
77,5 |
9 |
22,5 |
6,3 ± 0,4 |
- |
- |
При дальнейшем наблюдении пациентов эффективность терапии определялась продолжительностью ремиссии в течение года. Сравнение показало преимущество результатов в основной группе (табл. 3), в которой число пациентов с ремиссией 9–12 мес. превышало таковую в контрольной группе в 2 – 6 раза. Причем рецидивов пиодермии не наблюдалось ни в одной из групп. Объяснением этому, наряду с эффективностью лечения, является постоянный контакт с пациентами, которые могли оперативно, в том числе заочно, получать необходимые рекомендации. Это еще раз говорит о необходимости диспансерного наблюдения за больными с хроническими аллергодерматозами.
Таблица 3
Продолжительность ремиссии у больных дисгидротической экземой
Группы пациентов |
Продолжительность ремиссии |
|||||
3–6 мес. |
6–9 мес. |
9–12 мес. |
||||
Абс. |
% |
Абс. |
% |
Абс. |
% |
|
Основная группа (2) (п = 40) |
4 |
10 |
23 |
57,5 |
13 |
32,5 |
Контрольная группа (1) (п = 40) |
7 |
17,5 |
28 |
70,0 |
5 |
12,5 |
Таким образом, применение озона в комплексном лечении больных дисгидротической экземой, осложненной пиодермией, способствует ускорению регресса клинических проявлений кожного процесса, закреплению результатов терапии, а также улучшению показателей системы ПОЛ-АОЗ, которые можно оценивать у пациентов, как в диагностическом, так и в прогностическом аспектах.
Рецензенты:
Фидаров А.В., д.м.н., профессор кафедры стоматологии с дерматовенерологией, ГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова», главный врач МБУЗ поликлиника № 7 г. Владикавказа, г. Владикавказ;
Темников В.Е., д.м.н., заведующий кафедрой дерматовенерологии с курсом косметологии и клинической микологии ФПК ППС Ростовского государственного медуниверситета, г. Ростов-на-Дону.
Работа поступила в редакцию 06.08.2014.