Депрессия является независимым фактором риска развития кардиоваскулярных заболеваний. Также рядом исследователей отмечается что наличие депрессии существенно снижает приверженность пациентов к лечению, а низкий комплайнс пациентов в свою очередь достоверно влияет на увеличение их смертности. Однако влияние терапии антидепрессантами на приверженность пациентов к терапии ранее не изучалась. Целью нашего исследования было изучить влияние терапии препаратом пиразидол на дальнейшую приверженность к лечению пациентов отделения кардиологии страдающих депрессией легкой и средней степени тяжести.
Материал и методы В исследование включались все пациенты отделения кардиологии клиники внутренних болезней медицинского университета. Критериями исключения были любые серьезные заболевания, которые могли существенно повлиять на участие пациента в данном исследовании, а также наличие тяжелой депрессии. Препарат пиразидол был предоставлен компанией-производителем. Это были упаковки по 50 таблеток, в дозировке 50 мг которые выдавались пациента в момент выписки. Для скринингового исследования пациентам предлагалась госпитальная шкала тревоги и депрессии. Для оценки степени выраженности депрессии использовалась шкала Бека. Пациенты, имевшие легкую или средне-тяжелую депрессию и согласившиеся на участие в исследовании, были рандомизированы на 2 группы: пациенты, которым был назначен пиразидол, и пациенты которым она не назначался. Доза препарата подбиралась индивидуально (от 100 до 200 мг/сутки). Контрольные звонки выполнялись через 6 месяцев после выписки пациента из стационара. Пациентов спрашивали о продолжении ими терапии, назначенной им в стационаре, об изменениях в состоянии здоровья за прошедшее время, о самочувствии в настоящее время. С помощью однофакторного анализа оценивалась возможная связь между терапией пиразидолом и приверженностью пациента к терапии, а также его субъективной оценкой своего состояния в настоящее время.
Результаты В исследовании согласились принять участие 126 пациентов (54% женщин и 46% мужчин, возраст колебался от 29 до 87 лет). 64 пациента составили группу вмешательства, 62 - группу контроля. Группы были сопоставимы по полу, возрасту и сопутствующей патологии. В течение первого месяца 81% пациентов группы вмешательства продолжал терапию пиразидолом (остальные, после выписки из стационара прием препарата прекратили). Из них только 3% пациентов продолжили терапию данным антидепрессантом в течение 2 месяца. Остальные посчитали, что поскольку бесплатная упаковка препаратом закончилась, то дальнейший прием данного медикамента не нужен. Из группы контроля ни один пациент не обратился за специализированной психологической помощью и не начал прием антидепрессантов. По результатам опроса через 6 месяцев ни один пациент не признался в прекращении приема кардиологических препаратов. Но регулярно их принимали чаще пациенты в группе вмешательства (87% vs 72% соответственно, р=0,0001). При этом существенные изменения в здоровье пациентов в виде повторных госпитализаций и гипертонических кризов чаще имели место в группе контроля (72% и 50% соответственно, p=0,01). Общее самочувствие улучшилось у 65% пациентов группы вмешательства, и только у 56% группы контроля (р=0.03).
Заключение Терапия препаратом пиразидол повысила приверженность к лечению пациентов кардиологического профиля, и повысила субъективную оценку пациентами своего здоровья. Однако отношение пациентов к антидепрессивной терапии нуждается в коррекции.