Исследование эндоназального кровотока методом ринодопплерографии является одним из важнейших критериев, характеризующих особенности функционирования сосудистого русла слизистой оболочки полости носа в норме и при различных видах патологии полости носа, что имеет важное значение в клинической ринологии.
В 1-м и 2-м периодах детства в интегральных показателях эндоназальной гемодинамики регистрируются признаки некоторой асимметрии кровотока по сосудам слизистой оболочки разных половин полости носа. Полученные результаты коррелируют с показателями морфометрических исследований, свидетельствующих о появлении в данном возрастном периоде начальных признаков билатеральной диссимметрии сосудистых структур полости носа. Асимметрия кровотока проявляется в некотором равномерном увеличении параметров допплерограммы сосудов правой половины полости носа.
В подростковом и юношеском периодах постнатального онтогенеза изучение функционального состояния сосудистого русла слизистой оболочки правой и левой половин полости носа выявило четко выраженную билатеральную диссимметрию практически всех показателей ринодопплерограммы. Полученные результаты, по своим функциональным критериям, были идентичны параметрам эндоназального кровотока в контрольной группе.
Выборочный анализ интегральных показателей ринодопплерографии в некоторых исследуемых группах (детский, подростковый и юношеский периоды постнатального онтогенеза) при физической нагрузке в норме качественных изменений эндоназального кровотока не выявил. Незначительное увеличение количественных критериев ринодопплерограммы после теста с нагрузкой (5 приседаний у детей младшего возраста, 10 приседаний за 1 минуту у детей старших возрастных групп) не имело клинического значения и было вполне объяснимо функциональными изменениями системной гемодинамики (увеличением пульса и артериального давления в пределах возрастной нормы).
При проведении химического теста на реактивность сосудов слизистой оболочки полости носа с использованием сосудосуживающих средств местного действия в норме во всех исследуемых возрастных категориях, включая контрольную группу, отмечалось достоверное повышение дикротического индекса и показателей периферического сосу-дистого сопротивления, что свидетельствовало о повышении тонуса сосудов, в большей степени в сосудах правой половины полости носа. Это свидетельствует о том, что в норме явления диссимметрии эндоназального кровотока в раннем постнатальном онтогенезе сохраняют свое постоянство не зависимо от характера воздействующего стимула (тест с нагрузкой или химический тест на реактивность), т.е. сосудистое русло полости носа функционирует в условиях гармоничной нейрогуморальной регуляции.
При исследовании интегральных показателей ринодопплерографии при наиболее распространенных формах ринопатологии нами зарегистрирован ряд специфический особенностей функционального состояния сосудистого русла слизистой оболочки полости носа. Полученные данные имеют важное клиническое значение для детской оториноларингологии.
В исследуемых возрастных категориях у пациентов с гипертрофическим ринитом ринодопплерография выявила достоверное усиление кровотока в слизистой оболочке полости носа. При этом отмечалось преимущественное увеличение количественных и умеренное изменение качественных критериев эндоназальной гемодинамики. Гипертрофические изменения слизистой оболочки носовых раковин обеих половин полости носа обуславливали либо сглаживание явлений сосудистой дисимметрии (как вентродорсальной, так и билатеральной), либо сопровождались ее инверсией. Это было обусловлено степенью выраженности гипертрофического процесса и его зональными особенностями. Изменения эндоназального кровотока характеризовались преимущественным увеличением дикротического индекса и показателей периферического сосудистого сопротивления, что свидетельствовало о повышении тонуса сосудов.
Проба с физической нагрузкой и на фоне сохраненного повышения тонуса резистивных сосудов (артерии, артериолы) выявила усиление венозного застоя и венозное полнокровие, что подтверждалось увеличением показателей ДИ и ИВО с появлением венозной волны. При вазоконтрикторной пробе на фоне сохраняющегося повышенного тонуса артерий регистрировалось усиление венозного оттока с уменьшением явлений венозного полнокровия на РДГ.
При вазомоторной ринопатии состояние сосудистого русла слизистой оболочки полости носа в исследуемых возрастных группах характеризовалось изменением качественных характеристик при относительном постоянстве количественных. Дисимметрия сосудистого русла у данной категории пациентов теряет свою выраженность. При ринодопплерографии регистрировалось появление венозной волны, увеличение диастолического индекса и индекса венозного оттока, что свидетельствовало о венозном полнокровии слизистой оболочки полости носа вследствие затруднения венозного оттока. Вместе с тем, визуализировалось снижение тонуса сосудов, что подтверждалось снижением дикроти-ческого индекса и показателей периферического сосудистого сопротивления. Химическая проба на реактивность сосудистого русла (с оксиметазолином у детей и ксилометазолином у подростков) выявила кратковременное увеличение показателей ДКИ и ПСС (некоторое повышение тонуса сосудов), однако явления венозного полнокровия сохранили свое постоянство (увеличение ДИ и ИВО).
При тесте с физической нагрузкой у детей, страдающих вазомоторной ринопатией, отмечено усиление явлений венозного полнокровия и затруднение венозного оттока (четко выражена венозная волна, увеличены ДИ и ИВО). При пробе с сосудосуживающими препаратами визуализировалось увеличение тонуса как резистивных (артериальных) сосудов в виде увеличения ДКИ и ПСС, так и емкостных (венозных) сосудов в виде уменьшения ДИ и ИВО, нечеткости и прерывистости венозной волны, что свидетельствовало об улучшении венозного оттока и уменьшения явлений венозного полнокровия слизистой оболочки полости носа.
При атрофическом рините на ринодопплерограмме регистрировалось четкое сни-жение как количественных, так и качественных показателей кровотока, с преимуществен-ным снижением дикротического индекса и показателя перифериического сосудистого сопротивления, свидетельствовавших о гипотонии сосудов. Явления дисимметрии кровотока либо сохранены, либо не выражены.
Тест с физической нагрузкой несколько улучшал количественные показатели РДГ, но вазоконстрикторная проба усугубляла имеющиеся нарушения эндоназальной гемодинамики при данной патологии в виде усиления тонуса сосудов (преимущественно резистивного типа), однако количественных изменений кровотока не регистрировалось.
Таким образом, при различной патологии полости носа (гипертрофический и атрофический риниты, вазомоторная ринопатия) у детей и подростков регистрируются выраженные качественные и количественные нарушения эндоназального кровотока, обусловленные изменениями сосудистого русла. При этом компенсаторные возможности как резистивных, так и емкостных сосудов слизистой оболочки полости носа не стабильны. Полученные результаты могут быть широко использованы в клинической практике для дифференциальной диагностики и при обследовании пациентов с данным видом патологии.