Как известно, после распада СССР последовал развал социалистической экономики во всем постсоветском пространстве, в том числе в России, Туве. Кстати, начиная с седьмой пятилетки в СССР ни разу не был выполнен план по сельскому хозяйству, несмотря на огромные финансовые вложения. Одним из последних документов ЦК КПСС и Совета Министров СССР было постановление о продовольственном обеспечении населения страны. Но несмотря на это, в конце 80–х годов XX века в СССР были введены талоны на основные продукты питания.
Совхозы (последние 22 колхоза Тувы в 1977 году в связи с финансово–экономической несостоятельностью были преобразованы в совхозы постановлением Совета Министров РСФСР), бывшие главным образом на иждивении государства, были преобразованы, а имущество приватизировано и разделено по принципам родственности и знакомства, согласно Указу Президента России (№ 32 от 27 декабря 1991 г., а также постановлению Правительства Российской Федерации (№ 86 от 29 декабря 1991 г.), скот и техника, молочно–товарные фермы в течение считанных лет были разбазарены и разрушены. Здесь решающую роль в завершении существования совхозов сыграл закон Республики Тува «Об аратских (крестьянских) хозяйствах Республики Тува», принятый Верховным Хуралом РТ.
В результате разрушения экономических связей с бывшими союзными, автономными республиками, краями и областями Российской Федерации Ак-Довуракский асбест, Хову-Аксынский кобальт, Терлиг-Хаинская ртуть стали невостребованы. Дело в том, что экономические законы объективны, они не подчиняются ни правителям, ни президентам. Тем более в советское время в Туве не было создано ни одного конкурентоспособного предприятия с налаженной инфраструктурой производства в народном хозяйстве. А функционирование добывающих отраслей зависит от заказчиков, которые находились за пределами Тувы и не подчинялись не только Правительству Тувы, но и самой России. И наконец, объективные причины выражаются в финансовых возможностях. Как известно, Тува – слаборазвитый регион (подробно об этом говорится в [1, 2]), который в основном раньше финансировался из союзного центра, а теперь из федерального центра. Собственные доходы республики колеблются в пределах 10–15 %. В этих финансовых условиях Правительство Республики Тувы при всем субъективном желании не могло поддержать ни сельское хозяйство, ни комбинаты в полном объеме, тем более, удержать их от развала, особенно в лихие 90–е, когда трудно было платить зарплату учителям и врачам, пенсии пенсионерам, пособия инвалидам и детям–сиротам. Однако Правительство Республики Тува за последние двадцать с лишним лет по возможности старалось поддержать частный сектор на селе, подтверждение чему можно найти в архивах Министерства финансов Республики Тыва. Тем не менее во времена аграрной реформы в России образовались предпосылки для формирования и развития многоукладной аграрной экономики, в составе которой начали играть роль крестьянские и личные подсобные хозяйства. В Туве создаются первые аратские и фермерские хозяйства, основанные на многовековых традициях ведения сельского хозяйства. Постепенно чабаны–араты восстанавливали технологии выращивания домашнего скота, с кочеванием четыре раза в год для оптимального воспроизводства кормовой базы, получаемой в основном из пастбищ.
С давних времен семь видов домашних животных тувинцев идеально соответствовали всем существующим в Туве природным зонам, и этнос, населявший эту территорию в течении тысячелетий, выработал адаптированные к местности навыки ведения хозяйства. Например: олени перерабатывали мхи восточной тайги; яки и козы потребляли скудные растения высокогорных зон и скалистых участков; овцы паслись в степях, коровы – на сочных травах лесов и подтаежных зон; верблюды – в пустынных и степных зонах; наиболее широкий высотнопоясной ареал – от пустынь до высокой тайги и альпийских лугов – освоила тувинская лошадь. Таким образом, каждое животное занимало строго определенную пищевую нишу, а все месте они эффективно освоили и использовали всю площадь территории Тувы. Такой способ ведения этнического хозяйства в животноводстве естественным образом подходил к природно–климатическим условиям Тувы в симбиозе с человеком, создал уникальную систему хозяйствования в форме аратских и семейно–родовых хозяйств. Именно эта форма была доминирующей в историческом становлении хозяйства тувинского этноса. Сегодня в структуре продукции по категориям сельского хозяйства Республики Тыва аратско–крестьянские и семейно–родовые хозяйства занимают 92 % [3].
Автор считает, что основной проблемой этнического хозяйства для развития Тувы является отсутствие инфраструктуры по реализации продукции, предусматривающей поддержку производства продукта с «нуля» в соответствующих объемах. Также собственники и производители этнического продукта, чабаны или араты, фактически не владеют навыками продажи. Современный рынок требует от поставляемой продукции таких качеств, как экологичность, упаковка продукта, соответствующей сертификации и известности. Также для конкурентоспособности продукта очень важна конечная стоимость, которую предприниматель получил непосредственно через внедренные инновации в цепочке производства.
В связи с плохой реализацией в мусор выбрасывается ценнейшие сырье для производства – кожа и руно, массово сжигают шерсть и выливают излишки молока в отдаленных чабанских стоянках из–за неразвитости транспортных услуг. Государственное урегулирование в этом вопросе играет стратегическую важную роль, так как совершенная логистика перемещения сырья и товаров является основным требованием развития предпринимательской деятельности в Туве.
Во времена плановой экономики вопрос сбора сырья и последующей переработки в стране решался просто – колхозный и совхозный скот сразу шел на мясокомбинаты, откуда шкуры после предварительной обработки направлялись на заводы и комбинаты. То же самое с шерстью. Частника обслуживала потребкооперация, мимо которой не проходила ни одна шкура КРС или МРС. Заготконторы отслеживали не только «шкурный» сегмент экономики.
Сегодня в республике открываются крупные и малые перерабатывающие предприятия, цель которых – работа именно на местах, там, где «сырье» нагуливает и жирок, и шерстный покров. Несколько мини–цехов начали работать в Шагонаре, Эрзине, Сут–Холе, Монгун–Тайге. Учитывая, что каждую зиму в республике забивается около 400 тысяч овец , годовой объем кож и шерсти малые предприятия не осилят. Например, максимальная мощность цехов по выделке шкур – две тысячи штук в год. Годовая потребность овчинно–шубной фабрики, которая стоит фактически без производства, составляла свыше 700 тонн в физической массе, а в овчине свыше 120 тысяч штук – сырьем фабрика обеспечивала бы полностью.
В республике реализуются несколько государственных программ по развитию предпринимательства на селе. Целевое использование средств контролируется региональным Правительством РТ, которые также оказывает помощь в отборе животных, подборе техники. С помощью программы начинающие фермеры имеют возможность закупать племенной скот на территории республики. Таким образом, поддерживаются племенные хозяйства. Кроме того, участники программы, по сути, получают и набор кормозаготовительной техники, то есть имеют возможность быстрее встать на ноги.
Программа поддержки начинающих фермеров успешно реализуется в Туве с 2012 года. По ее первым результатам республика оказалась в числе передовых и получила дополнительные средства из федерального бюджета. Всего за 2012 год гранты в размере от 360 тысяч рублей до 1,5 миллиона рублей получили 30 начинающих тувинских фермеров из 15 муниципальных образований республики. На эти цели было направлено 34 миллиона 676 тысяч рублей, в том числе из федерального бюджета – 27 миллионов 234 тысячи, из республиканского – 7 миллионов 442 тысячи рублей. Было в общей сложности приобретено более 5 тысяч голов скота, 240 единиц сельскохозяйственной техники и агрегатов, в том числе 29 тракторов МТЗ–82, строительные материалы для строительства и ремонта помещений для содержания животных. Все участники программы успешно провели зимовку, сохранили скот и продолжают развивать свои хозяйства. Кроме того, реализация программы позволила создать в 2012 году на селе дополнительно 69 рабочих мест.
Внимание, которое уделяется скотоводству в последние годы, позволило региону стать одним из лидеров России по количеству скота. По Сибири республика занимает первое место по этому показателю. На 1 августа 2013 года общее поголовье скота в Туве составляет более 1 миллиона 741 тыс. голов, в том числе мелкий рогатый скот – 1 миллион 416 тыс. 693 головы; КРС – 182 тыс. 134; лошадей – 62 тыс. 918, оленей – 2 604 головы [4].
На развитие предпринимательской деятельности в сфере этнического хозяйства Тувы влияют следующие факторы:
- Создание предпринимательских структур в сфере этнического хозяйства приносит взаимную выгоду: потребителям – экологически чистую продукцию, производителям и предпринимателям – доходы, возможность реализовать свои возможности через удовлетворение социально–экономических потребностей потребителей, получение дополнительных доходов региону и муниципальному образованию – поступления за счет налогов и сборов.
- Предпринимательская деятельность, несмотря на ее основу – этническое хозяйство, подразумевает прибыль, являющуюся мерилом успеха, а ее величина говорит об успешности предпринимателя. Инвестирование прибыли в другие родственные проекты, которыми очень выгодно могут выступать именно компании, работающие в сфере этнического хозяйства, в силу быстрой оборачиваемости средств производства и высокой рентабельности.
- Закон рынка гласит о том, что предприниматель успешен потому, что у него есть рынки, а не потому, что у него есть производственные мощности. Всегда будет существовать спрос на продовольственную продукцию этнического хозяйства из–за ее экологичности, доступности и привычности. Поэтому на территории региона с использованием грамотного маркетинга надо стимулировать рост продаж, тем самым приносить доход региону и муниципалитету.
- Этническое хозяйство будет вести наиболее адаптированную региональную экономическую деятельность, способствуя развитию этнотуризма, то есть развивать сферы размещения юрточных городков, общественного питания с национальными блюдами, этнокультурного развития фольклора в виде знаменитого горлового пения тувинцев, транспортной инфраструктуры, средств связи, Интернет и финансового сектора.
- Производство и реализация традиционного жилья кочевников – юрт – и инвентаря к нему. В связи с развитием туризма в некоторых регионах растет спрос на эту продукцию. Постройка юрт экологична, самобытна и, самое главное, малозатратна. Сейчас жилище кочевников – главный тренд малого гостиничного бизнеса на западе. Также реализация сувенирной продукции, изделий местного кустарного промысла способствует увеличению поступлений в бюджет региона (муниципалитетов), что благотворно сказывается на возрождении народных промыслов.
- Расширяется и модернизируется региональная инфраструктура, сетевая организация производителей.
- Предпринимательская деятельность в сфере этнического хозяйства прямым и косвенным образом способствует росту занятости населения территории. При прямом эффекте занятости население получает рабочие места непосредственно в компаниях, осуществляющих выпуск продукции, при создании в других видах экономической деятельности рабочих мест, осуществляется косвенный эффект.
Кластерной организации предпринимательской деятельности посвящено много работ (см., например [5, 6]), в которых отмечается, что пришедший на смену индустриальному новый технопромышленный уклад («инновационная экономика», «экономика развития», существуют и другие названия) требует иной формы организации производства, ибо отраслевая не обеспечивала внедрения новых технологий. Новейшие разработки отечественных ученых предполагают формирование новых типов производства, не имеющих аналогов в мире, способных переносить новые технологии или решения из одних областей производства в другие, соединять фундаментальную науку, ориентированную на практику, НИОКР и новые высокотехнологичные производства [подробно см. 7, 8]. Все это возможно только при кластерной организации предпринимательской деятельности [9; с 4].
Вывод
В связи с упразднением в 2005 г. отраслевого управления экономикой как неспособного воспринимать новые технологии новый технопромышленный уклад («инновационная экономика») потребовал новых форм производства, способных переносить новые технологии или решения из одних областей экономики в другие, внедрять в практику достижения науки и создавать высокотехнологичные производства. Всё это возможно только при кластерной организации предпринимательской деятельности. Именно кластерная организация предпринимательства в сфере этнического хозяйства Республики Тыва способна решать возникающие проблемы.
Рецензенты:
Иванов С.Н., д.э.н., профессор, действительный член Международной академии инвестиций и экономики строительства, г. Санкт–Петербург;
Асаул А.Н., д.э.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ, АНО «Институт проблем экономического возрождения», г. Санкт–Петербург.
Работа поступила в редакцию 04.06.2014.