В последние годы разработка стратегии устойчивого развития аграрной сферы является актуальной задачей отечественной экономической науки [5]. Как отмечал лауреат Нобелевской премии по экономике Гуннар Мюрдаль, «исход борьбы за устойчивое долговременное развитие будет решаться именно в аграрном секторе» [3]. В то же время российскими исследователями недостаточно широко представлены научные разработки, посвященные формированию стратегии развития агроорганизаций, позволяющие определять возможные условия устойчивого роста экономики сельских территорий.
Принятие Правительством РФ Концепции федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий Российской Федерации на 2014–2017 годы и на период до 2020 года» обуславливает выработку новых методических подходов и положений, направленных на проектирование функционирования агроорганизаций непосредственно на муниципальном уровне управления.
В российской терминологии сельские территории определяются как «территории сельских поселений (одного или нескольких, объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и через выборные и иные органы местного самоуправления) и соответствующие межселенные территории (территории, находящиеся вне границ поселений)» [4]. В коллективной монографии сотрудников Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова устойчивое развитие сельских территорий совершенно точно рассматривается как «такое развитие села, при котором обеспечиваются рост, диверсификация и повышение эффективности сельской экономики; воспроизводство и повышение качества человеческих ресурсов; повышение уровня и жизни в сельских районах» [7, с. 15]. Разработка стратегии устойчивого развития сельских территорий определяет выбор оптимальных критериев эффективности производства, используемых в системе «агроорганизация – муниципальное образование».
В экономической литературе категория эффективность (от латинского слова «effectus» – исполнение, действие) трактуется как отношение получаемого эффекта к затратам живого и овеществленного труда. В методологическом плане для разработки стратегии устойчивого развития агроорганизаций следует применять различные показатели, которые должны быть органически связаны с критериями эффективности, не противоречить им и обеспечивать возможность сопоставления достигнутого эффекта с осуществляемыми затратами. Среди большинства отечественных исследователей данный подход не вызывает сомнений и основные разногласия сводятся к тому, что именно следует рассматривать под конечным результатом и как измерить связанные с ним затраты.
Например, в перерабатывающих отраслях АПК эффективность непосредственно отражается при наилучшем применении способов переработки сельскохозяйственной продукции, оптимальном выборе рынка сбыта и реализации продукции. В животноводстве эффективность проявляется посредством получения положительного результата от использования новых пород животных, внедрения прогрессивных технологий в кормопроизводстве и формирования дешевых кормовых рационов питания животных.
Необходимо отметить, что эффективность сельскохозяйственного производства может рассматриваться как многофакторная категория. В рамках данной терминологии необходимо выделить следующие виды эффективности: технологическую, социальную, экологическую и экономическую.
Вышеперечисленные виды эффективности, несмотря на их критериальные отличия, являются взаимосвязанными. При этом для каждого вида эффективности сельскохозяйственного производства определяются системы оценочных показателей, которые наиболее полно отражают их сущность. Ими могут быть частные (производные) показатели, характеризующие определенные стороны процесса аграрного производства, использование отдельных видов материально-производственных ресурсов, а также обобщенные показатели эффективности самого производственного процесса.
Технологическая (производственная) эффективность характеризуется совокупным влиянием факторов на уровень производства и измеряется такими стоимостными показателями, как валовой и чистый доход, себестоимость, прибыль.
Социальная эффективность определяет состояние и развитие социально-территориальной общности, представляющей собой совокупность сельских жителей, обладающей единством отношения к определенной хозяйственно освоенной территории. Применительно к данному определению критерий социальной эффективности рассчитывается на основе достижения нормативных показателей уровня и качества жизни сельского населения [6].
Экологическая эффективность характеризует совокупную экономическую результативность процесса производства продукции с учетом воздействия сельского хозяйства на окружающую среду. Она отражает эффект от использования в процессе производства затрат, связанных с ликвидацией загрязнения и разрушения природной среды, возникающих в процессе сельскохозяйственной деятельности, а также учитывает потери производства аграрной продукции вследствие ухудшения экологической ситуации.
Экономическая эффективность выражает степень реализации интересов сельских товаропроизводителей и измеряется системой абсолютных стоимостных и относительных показателей. Вычисление экономической эффективности производства проводится на основе сопоставления производственных результатов как с общими затратами живого и прошлого труда, так и с объемом использованных производственных ресурсов.
Проявление сущности экономической эффективности сельскохозяйственного производства выражается через определенные критерии. Основоположники теории оптимального функционирования экономики, известные советские экономисты Л.В. Канторович, А.Л. Лурье, В.В. Новожилов, В.С. Немчинов сформулировали проблему народнохозяйственного планирования как задачу нахождения условного экстремума функции. Согласно этой теории оптимальное планирование реализуется относительно определенного показателя – критерия оптимизации, который характеризует с определенных позиций эффективность осуществления того или иного экономического процесса. Другими словами, критерий оптимизации является количественным показателем оценки прогноза, который отражает поставленную цель и принимает экстремальное значение в процессе определения оптимальных параметров функционирования агроорганизаций.
Существует множество критериев эффективности, относительно которых можно было бы оптимизировать экономические задачи. Безусловно, вопросы формализации критерия эффективности остаются довольно сложными, поэтому в каждом конкретном случае научному обоснованию критерия оптимизации придается большое значение.
Выбор критерия эффективности, в первую очередь, зависит от уровня рассматриваемой экономической системы. Однако в любом случае исследователям необходимо руководствоваться принципом выведения локального критерия из глобального параметра. При этом, несмотря на то, что в настоящее время еще не выработаны в достаточной степени научно-обоснованные глобальные критерии, локальные критерии эффективности должны ориентироваться на обеспечение высокого уровня жизни населения.
Необходимо выделить следующие формулировки подобных критериев, а именно достижение максимального эффекта при ограниченных ресурсах или достижение определенных результатов с минимальными затратами. На наш взгляд, поставленным требованиям при разработке стратегии устойчивого развития агроорганизаций должны соответствовать следующие критерии:
- максимум объемов производства сельскохозяйственной продукции;
- минимум затрат производственных ресурсов при условии достижения определенного результата производственной деятельности агроорганизаций;
- максимум валового и чистого дохода (прибыли).
При проектировании оптимальных параметров развития аграрного производства критерии эффективности могут выражаться показателями товарного выпуска продукции отраслей растениеводства и животноводства и должны быть направлены на максимизацию производства именно товарной части продукции с относительно меньшими совокупными затратами. Также при определении наиболее привлекательных с экономической точки зрения производства определенных видов сельскохозяйственной продукции критерии эффективности можно оценить по двум показателям:
- При рациональном использовании земельных ресурсов агроорганизаций – по показателям урожайности сельскохозяйственных культур и показателям выхода продукции животноводства (в расчете с одного гектара посевных площадей).
- С точки зрения экономного использования материальных средств агроорганизациями – по показателям полной себестоимости продукции (в расчете на единицу произведенной продукции).
По нашему мнению, при разработке стратегии устойчивого развития на нижних иерархических уровнях управления аграрным производством, в том числе и на уровне сельской территории, в качестве локального критерия эффективности необходимо использовать показатели прибыли, получаемой агроорганизациями от реализации сельскохозяйственной продукции. На необходимость выбора именно этого критерия, как основного источника расширенного воспроизводства, указывается и такими видными экономистами-аграрниками, как З. Бадевиц, А.М. Онищенко, В.В. Милосердов. При использовании данного критерия эффективности любая агроорганизация должна стремиться производить продукцию в таком объеме, при котором рентабельность будет максимальной.
Данный критерий позволяет, например, в процессе решения задачи оптимизации производственной структуры агроорганизаций указать приоритет тех отраслей растениеводства и животноводства, производство продукции которой поможет получить максимальную прибыль и учесть интересы как потребителей, так и производителей продукции. В свою очередь, максимизация величины прибыли, получаемой всеми сельхозтоваропроизводителями, определяет максимизацию общей ценности продукции, которая может быть произведена при существующих ресурсах и в конечном итоге приведет к росту эффективности всей аграрной экономики в региональном масштабе.
Приведем практический пример расчета экономической эффективности при определении оптимальной производственной структуры отраслей растениеводства и животноводства агроорганизаций на уровне сельской территории. Оптимизация производственной структуры сельскохозяйственных организаций была выполнена нами на материалах Бирского района, одного из типичных сельских муниципальных образований Северной лесостепной зоны Республики Башкортостан. Проведенный анализ показал, что сложившееся в последние годы социально-экономическое положение рассматриваемой сельской территории не способствует формированию устойчивых предпосылок для эффективного развития агроформирований. Большинство сельскохозяйственных организаций муниципального образования нерационально используют имеющиеся производственные ресурсы и фактически не демонстрируют своего устойчивого развития.
Критерием оптимизации выбран максимум прибыли от реализации продукции, получаемый агроорганизациями сельской территории, который по своему содержанию наиболее полно соответствует решению поставленной задачи (увеличению производства сельскохозяйственной продукции при сокращении материально-денежных затрат). Проведенные расчеты определяют высокую эффективность производства при выбранном критерии оптимизации (таблица).
Экономическая эффективность производства в сельскохозяйственных организациях Бирского района Республики Башкортостан
Показатели |
Фактически в 2011–2012 гг. |
Оптимальный вариант |
Оптимальный вариант в % к фактическому |
Выход на 100 га пашни: – товарного зерна, ц |
214 |
821 |
384 |
– подсолнечника, ц |
11,2 |
25,7 |
229 |
Выход на 100 га с.-х. угодий: – молока, ц |
177 |
231 |
131 |
– мяса, ц |
13,2 |
16,7 |
127 |
– шерсти, кг |
0,15 |
0,17 |
113 |
Товарная продукция на 1 работника, тыс. руб. |
280 |
449 |
160 |
Выручка от реализации продукции, млн. руб. |
142 |
227 |
160 |
Прибыль от реализации продукции*: – всего, млн. руб. |
35,2 |
65,5 |
186 |
– на 1 га с.-х. угодий, руб. |
1025 |
1907 |
186 |
– на 1 га пашни, руб. |
1098 |
2044 |
1866 |
– на 1 работника, тыс. руб. |
69,6 |
129,4 |
186 |
Примечание.* С учетом дотаций и компенсаций.
В результате трансформации отраслевой структуры экономический эффект от проведённой оптимизации (прибыль от реализации продукции) возрастет по всем хозяйствам на 30,3 млн руб. или на 86 %. Повышение экономической эффективности связано, в первую очередь, с перераспределением производственных затрат с менее эффективных отраслей растениеводства и животноводства и усилением специализации агроорганизаций. Также высокий рост эффективности производства в модельном варианте по сравнению с фактическим состоянием объясняется совершенствованием структуры посевных площадей, повышением урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных, формированием оптимальных кормовых рационов животных.
Экономическую эффективность целесообразно рассчитывать в том случае, если в результате своей деятельности каждая агроорганизация в пределах сельской территории имеет реальные возможности не только для возмещения производственных затрат, но и создает позитивные предпосылки для диверсификации структуры производства, а также развития социальной сферы [1, 2]. Важнейшее преимущество выбранного критерия эффективности проявляется в его непосредственной связи с социальным эффектом.
Конечно, стремление товаропроизводителей к получению наибольшей прибыли не обязательно должно быть самоцелью и может быть направлено на подъем материального и культурного уровня жизни сельского населения. То есть достижение экономической эффективности должно сопровождаться качественным улучшением условий труда и быта сельских тружеников, повышением их реальных доходов, созданием благоприятной социальной атмосферы для реализации потенциальных возможностей жителей села в существующей системе производственно-экономических отношений.
Таким образом, корректный выбор критерия эффективности при формировании единой стратегии развития сельских территорий позволит повысить устойчивость функционирования агроорганизаций на краткосрочную и среднесрочную перспективу. В результате улучшения экономической составляющей функционирования агроорганизаций образуется синергетический эффект, проявляющийся в позитивном развитии социальной инфраструктуры на селе, повышении уровня и качества жизни сельского населения.
Исследования выполнены при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Разработка стратегии устойчивого развития сельских территорий Республики Башкортостан», проект № 14-12-02004 а/У.
Рецензенты:
Гусманов Р.У., д.э.н., председатель Комитета Государственного собрания – Курултая Республики Башкортостан ‒ по аграрным вопросам, экологии и природопользованию, г. Уфа;
Аскаров А.А., д.э.н., доцент, заведующий кафедрой организации аграрного производства, Башкирский государственный аграрный университет, г. Уфа.
Работа поступила в редакцию 15.05.2014.